Россия предоставила белорусским автоперевозчикам дополнительные разрешения на выполнение перевозок грузов в/из третьих стран. Это решение последовало на фоне роста объемов торговли и ограничений со стороны Казахстана. С учетом переориентации товарных потоков власти Беларуси вынуждены улучшать транспортную инфраструктуру.

Транспортная инспекция Беларуси получила «дополнительные разрешения Российской Федерации на выполнение международных перевозок грузов автомобильным транспортом в/из третьих стран образца 2023 года». По информации БАМАП, дозволы поступили в инспекцию в количестве 500 штук.

В настоящее время перевозки между двумя государствами осуществляются без разрешений, кроме перевозок грузов в третьи страны и из них.

В августе 2023 года Россия и Беларусь подписали соглашение о поэтапном переходе на безразрешительную систему международных автомобильных грузоперевозок к 2030 году. Ожидается, что с 1 января 2024 года отменят дозволы на выполнение перевозок из Сербии и стран Балканского полуострова. В 2025 году Беларусь и Россия откажутся от разрешений на перевозки в рамках СНГ, а с 2026 года начнут отменять дозволы на доставку товаров из некоторых стран ЕС.

По данным Биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU, в III квартале 2023 года в Беларуси продолжил расти спрос на импортные поставки, а следом повышались цены на услуги. Большую часть грузов везут из России.

— Интерес к доставке грузов из России понятен и закономерен – таким образом белорусские перевозчики компенсируют потерю европейских грузов. А на фоне серьезной нехватки водителей большегрузов в этой соседней стране и увеличения ставок работа на этом направлении становится выгодной для белорусов, – комментирует директор компании представителя биржи ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко.

Некоторые белорусские перевозчики стали искать новые маршруты перевозок из-за запрета 9 октября перецепки и перегрузки Казахстаном.

Ввиду роста перевозок c Россией смещен вектор дорожно-строительных работ в Беларуси.

— Раньше мы чаще ездили на Европу, а сейчас появилась потребность в новом коридоре на Санкт-Петербург, — говорит министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович. — Речь идет об автодороге Р46 Лепель — Полоцк — граница РФ. В этом году приступили к реконструкции от Полоцка до Лепеля. Кроме этого, от Полоцка до границы РФ начат капитальный ремонт этой дороги, завершить который планируем в 2024 году с увеличением нагрузки на ось.

Есть потребность и в развитии перевозок железнодорожным транспортом. Беларусь использует 20 российских портов для перевалки грузов. Но наиболее востребованные порты — это порты Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Через них переваливается 75%-80% белорусских грузов, в первую очередь калийных удобрений и нефтепродуктов.

Сложность в наращивании экспорта белорусских товаров заключается в ограниченной пропускной способности железной дороги в направлении северо-западных портов РФ. Беларусь предложила два варианта решения вопроса. Первый вариант — создание второй железнодорожной ветки на несколько сотен километров. Второй — восстановить разъезды. Посол Беларуси в РФ Дмитрий Крутой отметил, что речь идет о железнодорожной инфраструктуре на территории России, и основной вопрос заключается в финансировании работ.

— Часть денег есть у Российских железных дорог, по части ресурсов решение принимается на правительственном уровне в России, учитывая, что это их станции, их узкое место и горлышко. Та железная дорога, которая проходит по нашей части, — объема на среднесрочную перспективу будет достаточно. Здесь никаких инвестиций можем и не делать, — сказал Крутой.

Что касается авиасообщения, «Белавиа» также пытается заместить отсутствие полетов в западном направлении рейсами в Россию и другие регионы. В частности, в текущем году открылись маршруты из Минска в Мурманск и Индию. 29 октября «Белавиа» запускает рейсы из Гомеля в Москву (аэропорт Внуково). Обсуждается возможность полетов между Минском и Владивостоком. «Договорились рассмотреть этот вопрос с точки зрения субсидирования за счет средств бюджета Союзного государства. Если этот вариант пройдет, то маршрут заработает», — сказал Ляхнович.

Источник фото https://ru.freepik.com/