На прошлой неделе курс белорусского рубля к доллару четыре раза подряд обновил исторический максимум. Давление оказывает ситуация на российском валютном рынке, растущее отрицательное сальдо внешней торговли Беларуси и непоступление в полном объеме выручки за поставки удобрений.

На биржевых торгах в Минске 6 октября доллар подорожал до 3,3605 рубля. Курс евро был зафиксирован на уровне 3,5202 рубля. 100 российских рублей оценили в 3,3369 белорусского рубля, 10 китайских юаней — в 4,6042 рубля.

Источник — https://ru.freepik.com/

Что касается ситуации на внутреннем валютном рынке Беларуси, спрос на иностранную валюту в сентябре превысил предложение второй месяц подряд. Об этом свидетельствует статистика Нацбанка. При этом физлица в Беларуси остаются чистыми продавцами инвалюты. По итогам сентября они продали почти на 76,2 млн долларов больше, чем купили. Спрос генерируют субъекты хозяйствования, которые купили валюты на 255 млн долларов больше, чем продали.

Золотовалютные резервы Беларуси сократились за сентябрь на 66,2 млн долларов до 7,925 млрд долларов. Это произошло во многом благодаря снижению стоимости монетарного золота.

Однако растет дефицит внешней торговли Беларуси. Согласно последним данным Белстата, в январе–августе 2023 года внешнеторговый оборот товаров составил 54,1 млрд долларов, в том числе экспорт – 25,9 млрд, импорт – 28,2 млрд. Импорт рос быстрее экспорта — 21,4% против 8,4%. За август отрицательное сальдо внешней торговли увеличилось на 170 млн долларов до 2,3 млрд долларов.

Замминистра экономики Андрей Картун отмечал, что по сравнению с 2022 годом «средние цены экспорта упали на 13%, но физический объем вырос на 27%». Что касается импорта, то он растет по двум причинам. Субъекты хозяйствования активно покупают оборудование, материалы, которые они не могли достать в 2022 году. Этот инвестиционный импорт, по мнению замминистра, создает задел «на будущий темп роста в том числе экспорта и в целом ВВП». Также плюсует и потребительский импорт, потому что белорусы «соскучились по определенным товарам». Вместе с тем Картун считает, что рынок уже достаточно насытился и темп роста импорта сократится, тем самым выровняется сальдо внешней торговли.

На прошлой неделе обнажилась проблема дебиторской задолженности по поставкам минеральных удобрений. В частности, есть сложности с прохождением платежей при продаже на экспорт продукции «Беларуськалия».

В большей степени влияют на курс белорусского рубля события на валютном рынке России. С начала 2023 года позиции российского рубля к доллару ослабли на 40%.

Российские аналитики в качестве причин называют сдержанные объемы экспорта энергоносителей, рост импорта, расчеты бизнеса с нерезидентами за активы, высокую долю внешнеторговых расчетов в российских рублях и валютах дружественных стран.

Курс доллара 6 октября по окончании торгов на Московской бирже составил 100,41 российского рубля, оставшись на отметках предыдущего закрытия. Иначе говоря, российский рубль стоит теперь один американский цент.

Евро оценили в 105,77 российского рубля. Курс юаня опустился до 13,71 российского рубля.

Банк России и правительство РФ реагируют на ослабление рубля на фоне невозврата выручки. «Эти шаги правильные», — заявил 5 октября Владимир Путин. Его помощник Максим Орешкин, отвечая на вопрос журналистов, когда эти меры приведут к укреплению рубля, сказал: «Рано или поздно».

С августа, когда доллар впервые с весны 2022 года превысил психологически важный уровень 100 российских рублей, Центробанк РФ поднял ключевую ставку с 8,5% до 13% годовых. С 1 октября в России действуют экспортные пошлины с привязкой к курсу доллара, которые затронут широкий перечень товаров. Предполагается, что компании будут продавать доллары, чтобы заплатить пошлину, из-за чего укрепится рубль. С 21 сентября правительство ввело временные ограничения на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива. Но 6 октября ослабило меры для экспорта дизтоплива.

— Из-за специфики ситуации (сальдо текущего счета держится едва выше нуля) никакие стандартные меры не приведут к укреплению рубля в среднесрочной перспективе. А пытаться можно разными способами: вводить пошлины на импорт, ограничения на движения капитала, ввести ограничения на ввоз рублей обратно в Россию. Однако эффекты от этого, скорее, окажутся негативными, — считает главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин.

Аналитики допускают, что, в случае если курс пойдет выше 100 российских рублей за доллар, власти будут неформально увеличивать предложение валюты за счет госбанков и госкомпаний.