Постановлением Правления Нацбанка от 21.02.2024 N 62 «Об организации корпоративного управления» утверждена новая Инструкция об организации корпоративного управления. Постановление от 30.10.2012 N 557 «Об утверждении Инструкции об организации корпоративного управления банком, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь», небанковской кредитно-финансовой организацией» утратило силу. Изменения действуют с 24.03.2024.
1. Общая характеристика основных изменений
1. Положения Инструкции об организации корпоративного управления (далее — Инструкция N 62) распространяются, в том числе, на банковские группы, банковские холдинги. В частности, банк — головная организация банковской группы, банковского холдинга, должен не реже одного раза в год оценивать эффективность деятельности и корпоративного управления участников банковской группы, банковского холдинга.
2. В Инструкцию вошли положения об организации системы управления рисками и системы внутреннего контроля. В приложениях к Инструкции содержатся сферы и условия возникновения конфликта интересов в деятельности банка и перечень основных видов рисков. Объединение в одной Инструкции положений об управлении рисками и внутреннем контроле связано с тем, что с 01.01.2024 в систему корпоративного управления банком включаются система внутреннего контроля, система управления рисками, система вознаграждений и компенсаций, система внутреннего аудита (ч. 1 ст. 109-1 БК). Постановления N 550 и N 625 утратили силу.
3. Дано определение комплаенс-контроля. Это деятельность банка в целях контроля за соблюдением банком, его должностными лицами и иными работниками:
законодательства;
требований контролирующих (надзорных) органов;
ЛПА банка;
применяемых банком стандартов деловой практики, определяющих его внутреннюю политику и процедуры, в том числе в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (ПОД/ФТ).
4. Дано определение стандартов деловой практики. Это кодексы (правила) профессиональной этики, правила поведения на рынках, стандарты ответственного банковского бизнеса и защиты прав клиентов и инвесторов, правила обслуживания клиентов (контрагентов), оказания банковских услуг (предоставления банковских продуктов) и (или) иные документы, определяющие надлежащую практику.
5. Уточняется, что внутренняя оценка эффективности деятельности исполнительного органа банка и корпоративного управления банком проводится банками ежегодно, НКФО — не реже одного раза в два года. До изменений — не реже одного раза в три года. Периодичность проведения внешней независимой оценки эффективности корпоративного управления в банке теперь не установлена. Внешняя независимая оценка проводится по инициативе Нацбанка или банка.
6. Изменилась периодичность анализа системы вознаграждений и компенсаций на предмет ее соответствия масштабам и эффективности деятельности банка, его риск-профилю комитетом по вознаграждениям, а при его отсутствии — советом директоров. Такой анализ проводится не реже одного раза в год. До изменений — не реже одного раза в квартал.
2. Внутренний контроль
Расширено определение внутреннего контроля — это деятельность банков в целях обеспечения:
эффективности финансовой и хозяйственной деятельности;
достоверности, полноты и своевременности бухгалтерской (финансовой), статистической и иной отчетности;
защиты информации;
контроля за соблюдением законодательства, требований контролирующих (надзорных) органов, а также ЛПА и применяемых банком стандартов деловой практики, определяющих его внутреннюю политику и процедуры, в том числе в сфере ПОД/ФТ.
В системы внутреннего контроля и управления рисками включены полномочия и ответственность коллегиальных органов и подразделений банка. Система внутреннего контроля банка должна обеспечивать достижение целей внутреннего контроля. Уточняется, что система управления рисками направлена, в том числе, на ограничение принимаемых банком рисков.
3. Система внутреннего аудита
Дано определение системы внутреннего аудита, которая выведена из системы внутреннего контроля. Система внутреннего аудита представляет собой взаимодействие:
внутреннего аудита;
организационной структуры;
ЛПА, которые определяют политику, методики и процедуры внутреннего аудита;
полномочий и ответственности органов управления банка, коллегиальных органов, подразделений и должностных лиц банка.
Система внутреннего аудита направлена на формирование независимой внутренней оценки:
эффективности осуществляемых в банке бизнес-процессов;
эффективности системы внутреннего контроля, системы управления рисками, системы вознаграждений и компенсаций и предоставление рекомендаций по их улучшению.
4. Полномочия совета директоров (наблюдательного совета)
Дополнены полномочия совета директоров (наблюдательного совета):
рассматривает результаты оценки эффективности корпоративного управления банком (в том числе с учетом представленной управленческой отчетности), соответствие включаемых в него систем характеру, масштабам и условиям деятельности банка и принимает стратегические решения по их совершенствованию;
рассматривает информацию аудиторского комитета о результатах проверок, проведенных службой внутреннего аудита;
принимает меры, обеспечивающие своевременное устранение исполнительным органом банка нарушений законодательства, злоупотреблений и недостатков, выявленных в ходе проверок (ревизий), проведенных службой внутреннего аудита, аудиторской организацией, аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее — аудитор — индивидуальный предприниматель), ревизионной комиссией (ревизором), Нацбанком и иными контролирующими (надзорными) органами, а также выполнение полученных рекомендаций;
утверждает показатели толерантности к риску и риск-аппетита по существенным рискам;
устанавливает квалификационные требования и требования к деловой репутации для руководителей филиалов, структурных подразделений банка, в также осуществляет контроль за их соответствием установленным требованиям;
определяет перечень должностных лиц, выполняющих ключевые функции в банке, в соответствии с критериями Нацбанка и контролирует их соответствие установленным квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации.
5. Функции аудиторского комитета
В Инструкцию N 62 включены полномочия аудиторского комитета банка. Ранее они содержались в Инструкции N 625. Функции аудиторского комитета конкретизированы и дополнены:
мониторинг и анализ эффективности функционирования в банке системы оповещения о потенциальных случаях недобросовестных действий работников банка и третьих лиц, а также об иных нарушениях в банке;
контроль за проведением специальных расследований по вопросам случаев мошенничества, недобросовестного использования инсайдерской или конфиденциальной информации;
мониторинг реализации в банке мер, принятых по фактам информирования о незаконных и (или) неэтичных действиях работников и иных нарушениях.
6. Особенности статуса должностного лица, ответственного за внутренний контроль в банке
Уточняется, что должностному лицу, ответственному за внутренний контроль в банке, подчиняются:
подразделение по осуществлению внутреннего контроля;
подразделение комплаенс-контроля либо должностное лицо, ответственное за выполнение функций комплаенс-контроля, в том числе функций по ПОД/ФТ;
должностное лицо, выполняющее функции по осуществлению внутреннего контроля в отдельных подразделениях банка и (или) по отдельным направлениям деятельности (бизнес-линиям, бизнес-процессам) (при их наличии).
7. Функции подразделений внутреннего контроля и комплаенс-контроля
Определены функции подразделений внутреннего контроля и комплаенс-контроля. В частности, к функциям подразделения комплаенс-контроля относится:
соблюдение банком и его работниками законодательства о персональных данных;
управление конфликтом интересов;
работа с обращениями граждан и юридических лиц;
предупреждение (пресечение) правонарушений, создающих условия для коррупции, коррупционных правонарушений.
8. Функции службы внутреннего аудита
Уточнили функции службы внутреннего аудита. В частности, добавили функции:
оценки эффективности системы вознаграждений и компенсаций, включая осуществление контроля соответствия фактических выплат и вознаграждений принятым подходам, контроля принятия решений в отношении вознаграждений банка их фактическому вкладу в результаты деятельности, в том числе в организациях, входящих в состав банковской группы, банковского холдинга, головной организацией которой (которого) является этот банк;
оценки эффективности деятельности и корпоративного управления участников банковской группы, банковского холдинга.
9. На что обратить внимание банкам
Банкам, НКФО, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» нужно до 24.06.3024 привести свои ЛПА, бизнес-процессы и структуры в соответствие с требованиями Инструкции N 62.
Банкам нужно в частности, проверить:
1. Определен ли в ЛПА порядок проведения предварительного, текущего и последующего контроля, в том числе распределение функций, полномочий и ответственности подразделений, органов управления и коллегиальных органов, должностных лиц и работников по направлениям деятельности подразделений комплаенс-контроля и внутреннего контроля:
подразделениями банка, организующими (осуществляющими) бизнес-процессы;
подразделением по осуществлению внутреннего контроля;
подразделением комплаенс-контроля;
органами управления и коллегиальными органами банка;
должностными лицами и работниками банка.
2. Определены ли советом директоров и (или) общим собранием акционеров банка условия выплаты вознаграждений и (или) компенсаций:
руководителю подразделения комплаенс-контроля;
лицам, замещающим должностных лиц, ответственных за управление рисками в банке, за внутренний контроль в банке, руководителей службы внутреннего аудита и подразделения комплаенс-контроля, иных должностных лиц, выполняющим ключевые функции в банке.
Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex