Постановлением Правительства от 17.10.2023 N 688 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь», которое вступает в силу с 22.10.2023, в новой редакции изложены Положение о порядке проведения оценки символики и атрибутики, информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в них признаков проявления экстремизма (далее — Положение об оценке) и Положение о Республиканской комиссии, которая проводит такую оценку. Наиболее существенные изменения коснулись первого из них. В частности, расширен перечень комиссий, которые вправе проводить оценку, изменена и дополнена их компетенция, введен новый вид оценки.

1. Новшества в перечне комиссий, проводящих оценку, и их компетенции

Расширен перечень комиссий, уполномоченных на проведение оценки, и изменена их компетенция по принципу территориальности. Так, оценку символики, атрибутики, информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в них признаков проявления экстремизма, выявленных на территории г. Минска, будет проводить Минская городская комиссия. Отметим, что ранее комиссии создавались только на уровне облисполкомов, а теперь такую комиссию должен создать и Мингорисполком (ч. 1 п. 7 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023). Напомним, что ранее оценка на предмет наличия (отсутствия) признаков проявления экстремизма в символике и атрибутике, информационной продукции, выявленных на территории г. Минска, осуществлялась Республиканской комиссией (ч. 1 п. 3 Положения об оценке в ред. от 28.03.2022).

Оценку на территории областей, как и прежде, будут проводить соответствующие областные комиссии, Республиканская комиссия будет проводить такую оценку только в случаях, установленных Положением об оценке (п. 3 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023, ч. 1 п. 3 Положения об оценке в ред. от 28.03.2022).

В частности, Республиканская комиссия вправе проводить оценку на экстремизм наиболее сложных объектов оценки, которые требуют глубоких экспертных познаний. Такая оценка может проводиться при соблюдении двух условий (п. 4 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023):

— наличии ходатайств Минской городской комиссии или областных комиссий;

— по решению председателя Республиканской комиссии.

К компетенции Республиканской комиссии также отнесена оценка на вред национальным интересам (п. 5 Положения об оценке в ред. 19.10.2023). Это новый вид оценки. Ранее в Положении об оценке он отсутствовал. Подробно порядок проведения республиканской комиссией оценки на вред национальным интересам изложен в гл. 3 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023.

Перечень основных задач, стоящих перед Республиканской комиссией, расширен. К ее компетенции помимо прежних задач отнесено формирование единообразных подходов при проведении оценки на экстремизм и оценки на вред национальным интересам путем обобщения сложившейся практики ее проведения (абз. 5 п. 5 Положения о Республиканской комиссии в ред. от 19.10.2023).

2. Проведение оценки на экстремизм

Как и прежде, основанием для проведения оценки символики и атрибутики, информационной продукции является обращение госорганов, осуществляющих противодействие экстремизму (далее — госорганы). Напомним, что к таковым отнесены МВД, КГБ, прокуратура, Следственный комитет, исполкомы всех уровней и т.д. (ч. 3 ст. 6 Закона N 203-З).

Обращение должно содержать перечень объектов оценки, направляемых для оценки на предмет наличия (отсутствия) в них признаков проявления экстремизма.

При этом расширен перечень сведений, которые должны содержать обращения госорганов (п. 10 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023). Среди них:

— перечень объектов оценки (как и было ранее);

— обстоятельства распространения указанных объектов оценки;

— сведения относительно предполагаемых признаков проявления экстремизма.

Включение в текст обращения госорганов двух новых сведений, названных последними, являются новшеством по сравнению с Положением об оценке в ред. от 28.03.2022: представление такой информации ранее не требовалось.

К обращению об оценке на экстремизм информационной продукции должны быть приложены объекты оценки (ч. 1 п. 11 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023):

— печатные издания всех видов или копии печатных изданий;

— журнальные и газетные публикации, публикации в глобальной компьютерной сети Интернет, печатные и (или) рукописные тексты, зафиксированные на бумажном или электронном носителе;

— изображения и тексты, размещаемые на стендах, баннерах, транспарантах, граффити, зафиксированные на бумажном или электронном носителе;

— видео- и аудиозаписи.

При этом текст на бумажном носителе, звучащая речь на иностранном языке должны быть сопровождены переводом на один из государственных языков Республики Беларусь (ч. 3 п. 11 Положения об оценке в ред. 19.10.2023). Эта норма также является новшеством по сравнению с прежним порядком.

3. Порядок обжалования заключений комиссий госорганами

Положение об оценке в новой редакции содержит порядок обжалования заключений Минской городской и областных комиссий (п. 6 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023). В прежнем Положении об оценке такой порядок отсутствовал, однако можно было обжаловать решение о включении в перечень организаций, формирований, ИП, причастных к экстремистской деятельности, и перечень граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, причастных к экстремистской деятельности (ч. 1 подп. 1.3. п. 1 постановления N 575).

Подробный порядок обжалования указанных заключений изложен в гл. 4 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023.

Право обжалования предоставлено госорганам, подавшим обращение в соответствующую комиссию, которые не согласны с ее заключением (ч. 1 п. 19 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023).

Установлен срок для подачи жалобы — 10 рабочих дней со дня получения заключения. Жалоба должна быть мотивированной, т.е. содержать обоснование, быть подкрепленной доводами и ссылками на законодательство.

Жалоба подается в Республиканскую комиссию. Вместе с ней представляются:

— обжалуемое заключение;

— объекты оценки, соответствующие требованиям, установленным в п. 11 Положения об оценке.

Положение об оценке также содержит перечень иных требований, которым должна соответствовать жалоба (ч. 1 п. 20 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023):

— письменный вид;

— наименование госоргана;

— изложение сути жалобы;

— перечень прилагаемых документов и (или) сведений.

Жалоба должна быть подписана руководителем госоргана или его заместителем (ч. 2 п. 20 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023).

Республиканская комиссия обязана уведомить соответствующую комиссию в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы (ч. 3 п. 20 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023).

Жалоба будет оставлена без рассмотрения по существу, если она (ч. 1 п. 21 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023):

— не соответствует требованиям, установленным к ее оформлению и содержанию;

— подлежит рассмотрению в соответствии с иным законодательством (например, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством и т.д.);

— подана повторно при наличии вынесенного решения по предыдущей жалобе и не содержит новых обстоятельств.

Решение об оставлении жалобы без рассмотрения по существу должно быть принято в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления жалобы в Республиканскую комиссию. Об этом следует письменно уведомить госорган, подавший жалобу. Уведомление должно содержать обоснование оставления жалобы без рассмотрения по существу (ч. 2 п. 21 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023).

В случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления жалобы без рассмотрения по существу, госорган, подавший жалобу, вправе повторно подать ее в установленном порядке (ч. 3 п. 21 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023).

Госорган, подавший жалобу, также вправе отозвать ее до рассмотрения по существу. В таком случае нужно подать соответствующее письменное уведомление (ч. 1 п. 22 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023). При отзыве жалобы ее рассмотрение по существу прекращается, а объекты оценки подлежат возврату (ч. 2 п. 22 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023).

Республиканская комиссия при рассмотрении жалобы в установленном порядке проводит оценку на экстремизм в пределах обстоятельств и объектов оценки, подлежащих рассмотрению в ходе оценки на экстремизм в нижестоящих комиссиях (ч. 1 п. 23 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023).

Срок рассмотрения жалобы — не позднее 30 календарных дней со дня, следующего за днем ее поступления (ч. 2 п. 23 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023).

Если последний день срока рассмотрения жалобы приходится на нерабочий день, то днем истечения срока считается следующий за ним рабочий день (ч. 3 п. 23 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023).

По результатам рассмотрения жалобы Республиканская комиссия принимает одно из двух возможных решений (п. 24 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023, абз. 5 и 6 п. 14 Положения о Республиканской комиссии в ред. от 19.10.2023):

— об оставлении заключения соответствующей городской (областной) комиссии без изменения, а жалобы на заключение без удовлетворения и оформлении заключения Республиканской комиссии;

— об отмене заключения соответствующей городской (областной) комиссии и оформлении заключения Республиканской комиссии.

В случае принятия одного из вышеуказанных решений Республиканская комиссия в течение пяти рабочих дней направляет свое заключение госоргану, подавшему жалобу, а копию этого заключения — в соответствующую городскую или областную комиссию, заключение которой отменено либо оставлено без изменения (ч. 3 п. 17 Положения о Республиканской комиссии в ред. от 19.10.2023).

Из содержания Положения об оценке в ред. от 19.10.2023 также следует, что порядок обжалования заключений Республиканской комиссией об оценке на вред национальным интересам не установлен.

4. Изменения в структуре и терминологии Положения об оценке

По сравнению с прежней редакцией Положение об оценке структурировано по главам, включает Общие положения и дополнено тремя новыми: гл. 2 «Проведение оценки на экстремизм», гл. 3 «Проведение Республиканской комиссией оценки на вред национальным интересам», гл. 4 «Обжалование заключений Минской городской комиссии и областных комиссий». Помимо этого, в новой редакции изложен целый ряд определений терминов.

Прежде всего расширено содержание понятия «информационная продукция». Оно включает в том числе печатные издания (в прежней редакции они напрямую не были указаны, хотя фактически их можно было представить на оценку) (абз. 2 п. 5 Положения об оценке в ред. от 28.03.2022). Помимо этого, к информационной продукции относятся аудио-, аудиовизуальные, печатные и другие информационные сообщения и (или) материалы, плакаты, портреты, транспаранты и иная наглядная агитация, рекламная продукция, предназначенные для публичных демонстрации, использования и распространения либо распространенные любым способом (абз. 3 п. 2 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023, абз. 3 п. 2 Положения об оценке в ред. от 28.03.2022).

Эти изменения повлекли изменения содержания понятия «заключение». Согласно новой редакции заключение — это документ, который может содержать обоснованные выводы комиссии о наличии (отсутствии) в объектах оценки (в символике, атрибутике, информационной продукции) признаков проявления экстремизма, как это было ранее (абз. 2 п. 2 Положения об оценке в ред. от 28.03.2022), но также он может содержать обоснованные выводы о наличии (отсутствии) в печатном издании информационных сообщений и (или) материалов, распространение которых способно нанести вред национальным интересам нашей страны (абз. 2 п. 2 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023). Другими словами, в определении понятия «заключение» не только конкретизирован перечень объектов оценки, но и само это понятие также расширено за счет включения в него новых объектов оценки (печатных изданий). Соответствующим образом расширено и содержание понятия «объект оценки» (абз. 4 п. 2 Положения об оценке в ред. от 19.10.2023, абз. 2 п. 2 Положения об оценке в ред. от 28.03.2022).