С 4 февраля 2024 г. вступил в силу Закон «Об изменении Закона Республики Беларусь „О государственных закупках товаров (работ, услуг)‟» (Закон). Одним из основных нововведений Закона является возможность проведения процедуры государственной закупки с заключением договора жизненного цикла (ДЖЦ).
Таким образом, станет возможным объединение нескольких лотов от приобретения товара (работы) до его утилизации в одну государственную закупку. Данное нововведение станет основой для формирования добросовестных долгосрочных отношений между заказчиком и исполнителем:
— заказчику больше не придется проводить многократные процедуры закупок и сталкиваться со срывом сроков или некачественными работами на каждом из этапов (обслуживание или ремонт), исполнитель несет ответственность перед заказчиком за весь цикл работ, в т.ч. за привлекаемых субподрядчиков;
— исполнитель, в свою очередь, самостоятельно контролирует все этапы работ, не доделывает «хвосты» по предыдущим этапам.
ДЖЦ широко распространен в международной практике применения. Это обусловлено рядом преимуществ, которые предоставляет заключение ДЖЦ. В их числе:
— повышение качества производимых товаров, выполнения работ и оказания услуг, поскольку все этапы ДЖЦ выполняются соответствующими специалистами;
— отсутствие необходимости проведения нескольких процедур закупок в рамках одного объекта, что экономит временные и финансовые ресурсы.
В рамках ЕАЭС ДЖЦ выступает как одна из форм государственной закупки. Государства-члены имеют право самостоятельно национальным законодательством о закупках устанавливать требования о заключении ДЖЦ (п. 24 Протокола о порядке регулирования закупок договора о ЕАЭС).
Первой из стран – участниц ЕАЭС возможность заключения ДЖЦ закрепила в законодательстве о закупках Россия. С 2019 г. определен термин «контракт жизненного цикла» (Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Также установлен исчерпывающий перечень объектов инфраструктуры, которые могут создаваться и обслуживаться с помощью контракта жизненного цикла, среди которых автодорожные объекты, порты, аэродромы, метро, железнодорожный, внеуличный и электрический транспорт на земле, водные и воздушные суда, а также уникальные объекты капитальной постройки, объекты коммунального хозяйства и прочие.
За годы практики заключения контрактов жизненного цикла определены особенности заключения таких договоров: обязательные условия контрактов и порядок их изменения, поэтапный порядок предоставления обеспечения и др.
Однако практика заключения ДЖЦ как одной из форм государственной закупки в нашей стране пока отсутствует. Одной из новаций Закона является введения термина ДЖЦ, под которым понимается договор, предметом которого являются приобретение товара или работы, последующие обслуживание, ремонт и (или) эксплуатация в течение срока службы, и (или) утилизация приобретенного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (п. 1 ст. 1 Закона).
Оказание услуг не может быть предметом ДЖЦ.
Также обратим внимание, что эксплуатация и утилизация являются необязательными этапами и могут не входить в предмет ДЖЦ, в отличие от приобретения, обслуживания и ремонта. Также Закон не содержит в определении ДЖЦ такого этапа, как проектирование.
Наряду с введением нового термина Законом предусмотрены и особенности проведения государственных закупок для таких договоров:
1. Заключение ДЖЦ допускается при приобретении медицинской техники, а также иных товаров, работ, перечень которых определяется Совмином. В рамках реализации Закона будет принято постановление Правительства, определяющее случаи заключения ДЖЦ (ст. 25 Закона).
2. Обязательное условие ДЖЦ – стоимость товара или работы, стоимость последующего обслуживания, ремонта и (или) эксплуатации в течение срока службы, и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта, а также обеспечение исполнения обязательств по такому договору (ст. 25 Закона).
3. Заключение ДЖЦ может осуществляться сроком более чем на один год. При этом исполнение таких договоров должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных на эти цели и уточняемых при необходимости ежегодно в договоре (ст. 25 Закона).
4. На ДЖЦ не распространяются запреты п. 3 ст. 21 Закона о государственных закупках, а именно запрет объединения в предмете государственной закупки и (или) его части (лоте).
5. При заключении ДЖЦ не могут применятся процедуры электронного аукциона по самостоятельному решению заказчика (организатора), процедура запроса ценовых предложений и биржевые торги (п. 2 ст. 38, п. 2 ст. 45, п. 1 ст. 50 Закона).
Как сложатся на практике правоотношения заключения ДЖЦ, пока сложно судить, предусмотреть нюансы заключения таких договоров невозможно. Закон о государственных закупках является документом, определяющим основные принципы и направления развития законодательства о государственных закупках. В рамках его реализации будет принято множество актов как Правительства, так и ведомственных, после чего можно будет судить об особенностях заключения ДЖЦ.