На сайте pravo.by размещен проект закона об изменении НК-2024 (далее — проект НК-2024).

Корректировки коснулись в том числе правил зачета налогов и госпошлины; возврата госпошлины, уплаченной при обращении в суд. Новшества планируются с 01.01.2024.

1. Зачет будет возможен не только в счет штрафов, но и других административных взысканий

Предлагается расширить возможность зачета излишне уплаченной суммы налогов (сборов, пошлин), пеней по ним. Причем как по заявлению плательщика, так и по инициативе налогового органа.

Сейчас налоговый орган самостоятельно засчитывает переплату в счет уплаты этого налога (сбора, пошлины, пеней), а затем в счет уплаты иных налогов (п. 2 ст. 66 НК). По заявлению плательщика — еще и в счет административных штрафов, наложенных инспекцией МНС или судом по ее протоколу (п. 3 ст. 66 НК).

Согласно проекту НК-2024 налоговый орган сможет самостоятельно или по заявлению плательщика производить зачет переплаченных налогов (сборов, пошлин) в счет уплаты административного штрафа и таких видов административных взысканий, как взыскание стоимости и конфискация дохода (п. 25 ст. 1 проекта НК-2024). Эти взыскания должны быть наложены налоговым органом или судом по протоколу налогового органа.

Аналогичные изменения предлагаются в части зачета госпошлины. Ее тоже можно будет зачесть в счет вышеупомянутых административных взысканий (абз. 3 п. 132, ст. 1 проекта НК-2024, п. 5 ст. 292 НК).

2. Возврат, зачет госпошлины без справки и постановления суда

Возврат или зачет госпошлины, уплаченной при обращении в суд, производится по определению, постановлению или справке суда. В этих документах указываются основания для возврата или зачета (абз. 3 ч. 3 п. 6 ст. 292 НК). Однако на практике суды отказывают в выдаче справки, если плательщик ошибочно указал неверный УНП бенефициара, назначение (наименование) платежа, когда платил госпошлину не в республиканский, а в иной бюджет (п. 1 приложения 1 к постановлению Минфина от 19.02.2021 N 21). В этом случае считается, что не было надлежащего исполнения налогового обязательства.

Вместе с тем налоговый орган может самостоятельно запросить у суда документы для возврата, зачета госпошлины (ч. 4 п. 6 ст. 292 НК).

В связи с указанным проект НК-2024 предлагает исключить ссылку на перечень документов, выдаваемых судом (абз. 6 п. 132 ст. 1 проекта НК-2024). Предполагается, что любой документ, выданный судом и соответствующий требованиям НК, будет основанием для возврата или зачета госпошлины налоговым органом.

3. Льготы по госпошлине при ликвидации

Проект НК-2024 исключает норму, согласно которой не является объектом обложения госпошлиной рассмотрение исковых заявлений:

о ликвидации организаций (прекращении деятельности ИП);

— признании недействительной госрегистрации созданной организации (ИП);

— апелляционных, кассационных и надзорных жалоб по таким делам (абз. 6 п. 126 ст. 1 проекта НК-2024, подп. 2.2 п. 2 ст. 284 НК).

Одновременно вводится новое основание для освобождения от госпошлины для организаций и физических лиц. Они будут освобождаться от госпошлины по судебным делам о ликвидации организаций (прекращении деятельности ИП), признании недействительной госрегистрации созданной организации (ИП) (абз. 4 п. 127 ст. 1 проекта НК-2024). Это значит, что суд не взыщет госпошлину ни с одной стороны независимо от исхода дела (ч. 5 ст. 133 ХПК). Кроме того, стороны не будут платить госпошлину за апелляционные, кассационные и надзорные жалобы по данным делам (п. 18 ст. 285 НК).

Таким образом, корректировка направлена на совершенствование правового регулирования льгот по госпошлине и на аккумулирование их в одной статье НК. Изменений для участников подобных дел не будет, поскольку и сейчас они не платят госпошлину на основании подп. 2.2 п. 2 ст. 284 НК. По итогам вышеназванных категорий дел суды тоже не должны ее взыскивать (см. например, судебные постановления).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex