Купленный билет еще не гарантия того, что вы окажетесь на борту самолета. Случается, что пассажиру отказывают в вылете. И происходит это не только из-за поломки самолета или нелетной погоды. Причины такого отказа порой неожиданные и зависят, в первую очередь, от правил выбранной авиакомпании (далее — авиакомпания, перевозчик). Разберемся, почему могут не пустить в самолет согласно белорусским правилам авиаперевозок. Обратите внимание: приведенные причины в целом актуальны и для большинства иностранных авиакомпаний.

Причины, по которым пассажир с билетом не попадет на свой рейс, условно можно разделить:

— на ни от кого не зависящие, т.е. «форс-мажор». К примеру, плохая погода;

— зависящие от перевозчика. Например, авиакомпания не может предоставить пассажиру место на рейс и дату, указанные в билете, или неисправен самолет;

— зависящие от пассажира. Среди них самыми распространенными можно назвать следующие <*>:

1) отсутствие документов, удостоверяющих личность (например, паспорта). Без таких документов, как и без билета, пассажир не сможет пройти регистрацию на рейс и оформить свой багаж (если он есть) <*>;

2) опоздание на регистрацию на рейс <*>. Регистрация в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до вылета <*>. По правилам некоторых иностранных компаний — за час до него. Прохождение регистрации обязательно <*>.

На заметку
Зарегистрироваться на рейс, как правило, можно не только в аэропорту, а, к примеру, и через Интернет — на сайте перевозчика. Но и в этом случае авиакомпания устанавливает точное время окончания регистрации, пропустив которое пассажир не сможет попасть на свой самолет <*>.

Такой разрыв между временем окончания регистрации и временем вылета — необходимость. Ведь пассажир должен успеть пройти все предполетные процедуры и формальности: зарегистрироваться на рейс, оформить и оплатить багаж (если требуется), пройти таможенный контроль, добраться непосредственно до самолета и т.п. <*>;

3) опоздание на посадку на борт самолета <*>. В посадочном талоне, выдаваемом пассажиру при регистрации, кроме прочего, указывается номер выхода на посадку и время окончания посадки на рейс <*>. Другими словами, чтобы попасть на свой самолет пассажир должен успеть добраться к выходу на посадку не позднее этого времени <*>;

На заметку
Считается, что пассажира, который опаздывает на посадку, но успел оформить свой багаж и сдать его перевозчику, обязательно подождут и пустят в самолет. Это мнение ошибочно: даже в таком случае пассажиру может быть отказано в перелете данным рейсом. А багаж, если это случится, снимут с рейса <*>.

4) отказ от досмотра перед полетом (в том числе отказ предъявить для досмотра багаж и вещи, находящиеся при пассажире) <*>. Все пассажиры любых рейсов (как внутренних, так и международных) обязаны пройти предполетный досмотр <*>. Во время него сотрудники подразделения безопасности аэропорта проверяют: самого пассажира, вещи, которые находятся при нем (ручную кладь), а также его багаж;

5) наличие запрещенных к перевозке веществ, материалов и изделий (далее — предметы). К ним относятся взрывчатые (например, порох), ядовитые и отравляющие (ртуть), едкие и коррозирующие вещества (различные кислоты), газовые баллончики и др. Перечень таких предметов установлен законодательством <*>. Кроме того, если при досмотре обнаружат предметы, свободный оборот которых в нашей стране запрещен или ограничен (к примеру, наркотики), то пассажир может быть не только не допущен на рейс, но и задержан сотрудниками органов МВД <*>;

6) отказ от оплаты провоза багажа (если он есть). При оформлении багажа он обязательно взвешивается <*>. Это связано с тем, что бесплатно пассажир вправе провезти только багаж в пределах нормы, установленной авиакомпанией. Эта норма должна быть не менее чем 10 кг на одного пассажира <*>. Если вес багажа больше установленной нормы, то перевозку лишних килограммов необходимо оплатить <*>;

7) состояние здоровья. Позволяет ли оно лететь самолетом или нет — пассажир решает самостоятельно <*>. Но в некоторых случаях авиакомпания вправе не допустить его к полету: если состояние здоровья пассажира угрожает безопасности его самого, других пассажиров и членов экипажа или требует особых условий перевозки, а также создает беспорядок и неустранимые неудобства для других пассажиров. Для пассажиров с ограниченными возможностями (пассажиры в кресле-коляске, на носилках) нужны, например, дополнительные и (или) специально оборудованные места в самолете. Если у авиакомпании нет возможности их предоставить, то она может отказать таким пассажирам в перевозке <*>;

На заметку
Некоторые перевозчики придерживаются правила, что пассажир с явными признаками вирусной инфекции допускается на рейс только при наличии справки о том, что заболевание не передается и не опасно для окружающих.

8) несоблюдение особых правил и требований, установленных в государствах отправления, назначения и (или) транзита. Эта причина относится к международным перелетам: требования, которые предъявляют страны к пассажирам, следующим на их территорию, с их территории или через нее, отличаются. Прежде всего, такие различия касаются выездных, въездных и других документов пассажира <*>. В частности, для посещения одних стран виза нужна, других — нет, а при рейсах с пересадками может потребоваться транзитная виза. Многие государства устанавливают специальные требования к сроку окончания действия загранпаспорта пассажира, пересекающего их границы. К примеру, французские власти требуют, чтобы такой срок составлял минимум полгода.

На заметку
Узнать об особых правилах и требованиях, установленных в государствах отправления, назначения и (или) транзита, можно при покупке билета и (или) на специализированных сайтах в интернете (например, сайт  Туристического центра Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA)).