Изменения, предусмотренные Законом от 31.01.2024 N 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон N 354-З), коснутся участников процедур закупок, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, а также порядка ведения списка недобросовестных поставщиков. Изменения в данной части вступят в силу с 04.05.2024 и с 04.08.2024.

1. Станет возможным совместное участие в процедуре закупки нескольких лиц

С 04.08.2024 юр- и (или) физлица, в том числе ИП, смогут совместно участвовать в процедуре закупки в следующих случаях (абз. 24, 25 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З):

— если это будет установлено законодательными актами. Например, сейчас такая возможность предусмотрена для участников холдинга (абз. 1 подп. 5.3 п. 5 Указа N 385);

— если такое право им предоставит заказчик. Совместное участие будет возможно при закупках, условиями которых не предусмотрена выплата аванса. О праве совместного участия заказчику нужно будет указать в документах, предоставляемых для подготовки предложения, либо в решении о проведении процедуры закупки из одного источника.

Чтобы совместно участвовать в процедуре закупки, юр- и (или) физлицам, в том числе ИП, нужно будет (абз. 26 — 31 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З):

1) заключить соглашение о совместном участии в процедуре закупки (далее — соглашение). Соглашение заключают для целей участия в конкретной процедуре закупки. В нем необходимо определить права, обязанности и ответственность сторон, в том числе то, как в ходе проведения процедуры закупки будут реализованы полномочия, которые предусмотрены законодательством о госзакупках.

В случае проведения конкурентной процедуры закупки соглашение необходимо включить в состав предложения, в случае проведения процедуры закупки из одного источника — предоставить до заключения договора;

2) подтвердить соответствие требованиям к участникам с учетом особенностей, которые установлены абз. 28 — 30 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З;

3) подать предложение от имени лиц, совместно участвующих в процедуре закупки. Сделать это должна та сторона, соответствующая обязанность которой определена в соглашении. В предложении нужно указать наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) — для физлица, в том числе ИП) всех юр- и (или) физлиц, в том числе ИП, совместно участвующих в процедуре закупки, их права и обязанности в связи с исполнением договора. В случае проведения процедуры закупки из одного источника такую информацию необходимо предоставить до заключения договора.

Особенность определения участника-победителя (участника процедуры закупки из одного источника) будет заключаться в следующем (абз. 32 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З):

— если участником-победителем определят участника, который подал предложение от имени лиц, совместно участвующих в процедуре закупки, таковым признается каждая сторона соглашения;

— если при проведении процедуры закупки из одного источника заказчик направит предложение заключить договор участнику, выступающему от имени всех лиц, совместно участвующих в процедуре закупки, участником признаются все стороны соглашения.

Заказчик будет заключать договор с участником, который подал предложение (получил предложение о заключении договора в случае проведения процедуры закупки из одного источника) от имени лиц, совместно участвующих в процедуре госзакупки (абз. 32 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З).

Стороны соглашения о совместном участии в процедуре закупки будут нести солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в связи с заключением договора. Исключение — ответственность в виде включения в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок (далее — список). В список при наличии оснований будут включать конкретное юр- или физлицо, в том числе ИП, которое является стороной соглашения о совместном участии в процедуре закупки (абз. 33 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З).

Примечание
Солидарную ответственность несут несколько должников по одному и тому же обязательству. По общему правилу солидарные должники должны исполнить обязательство в равных долях. Иное может быть предусмотрено законодательством или договором (ст. 302 ГК).

Кредитор вправе требовать исполнения солидарного обязательства как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и частично (п. 1 ст. 304 ГК).

2. Изменятся требования к участникам

2.1. Скорректируются некоторые из прежних требований

С 04.08.2024 будет дополнено требование к участникам об отсутствии у юрлица или ИП задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней. Помимо этого требования, у юрлица или ИП, которые являются резидентами, не должно быть задолженности по уплате обязательных страховых взносов в ФСЗН. Данное требование не распространяется на (абз. 5, 6 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З):

— юрлицо, в отношении которого возбуждено производство по делу о несостоятельности;

— юрлицо или ИП, в отношении которых предоставлены отсрочка и (или) рассрочка по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, обязательных страховых взносов в ФСЗН. Такого рода отсрочка и (или) рассрочка должна быть предоставлена на дату подачи предложения в порядке, установленном НК, иными законодательными актами.

Наличие любого из вышеперечисленных обстоятельств участник должен будет подтвердить заявлением.

Будет уточнено, что юр- или физлицо, в том числе ИП, не должно быть включено в список на дату подачи предложения (на дату подписания заявления при участии в закрытом конкурсе, закрытой процедуре запроса ценовых предложений, процедуре закупки из одного источника) (абз. 5, 7 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З).

2.2. Вводится запрет на участие аффилированных лиц

С 04.08.2024 появятся новые требования о том, что (абз. 8 — 10 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З):

— юр- или физлицо, в том числе ИП, не должно быть аффилировано с заказчиком (организатором);

— юр- или физлицо, в том числе ИП, которое является участником-победителем, не должно быть аффилировано со всеми другими участниками процедуры закупки, а если предмет закупки разделен на части (лоты) — с участниками по той же части (лоту), допущенными к оценке и сравнению предложений (к торгам при проведении электронного аукциона). Соответственно, данное требование не предъявляется к участникам процедуры закупки из одного источника.

Аффилированными лицами будут считаться (абз. 3 — 18 п. 12 ст. 1 Закона N 354-З):

— для участника-юрлица:

юрлица, собственником имущества которых является участник;

юр-, физлица, в том числе ИП, являющиеся собственниками имущества участника;

юрлица, имеющие одного и того же собственника имущества с участником;

юрлица, акциями (долями в уставных фондах) которых в размере 50% и более владеет или имеет право распоряжаться участник;

юр-, физлица, в том числе ИП, владеющие или имеющие право распоряжаться акциями (долями в уставном фонде) участника в размере 50% и более;

юрлица, если и у них, и у участника одно и то же юр- или физлицо владеет или имеет право распоряжаться акциями (долями в уставных фондах) в размере 50% и более;

юрлица, решения которых может определять участник вследствие осуществления полномочий единоличного исполнительного органа юрлица либо наличия права давать юрлицу обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора;

юр-, физлица, в том числе ИП, которые могут определять решения участника вследствие осуществления полномочий его единоличного исполнительного органа либо наличия права давать ему обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора;

юрлица, если и их решения, и решения участника может определять одно и то же юр- или физлицо, в том числе ИП, вследствие осуществления полномочий единоличного исполнительного органа либо наличия права давать им обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора;

— для участника-физлица, в том числе ИП:

юрлица, собственником имущества которых является участник;

юрлица, акциями (долями в уставных фондах) которых в размере 50% и более владеет или имеет право распоряжаться участник;

юрлица, решения которых может определять участник вследствие осуществления полномочий единоличного исполнительного органа юрлица либо наличия права давать юрлицу обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора;

супруг (супруга), родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), дед, бабка, внуки участника, в том числе являющиеся ИП.

Аффилированными лицами не будут являться (абз. 19 — 26 п. 12 ст. 1 Закона N 354-З):

1) юрлица, если:

их имущество находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы;

более 50% акций (долей в уставных фондах) таких юрлиц принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице;

2) юрлица, которые соответствуют условиям аффилированности, установленным для участника-юрлица, только по причине того, что:

они находятся в подчинении (составе, системе) одного и того же госоргана;

участник находится в подчинении (составе, системе) заказчика (организатора) — госоргана;

они созданы одним общественным объединением инвалидов;

они являются участниками одного холдинга, одного гособъединения, организациями системы потребительской кооперации.

2.3. Изменится порядок подтверждения соответствия требованиям к участникам

С 04.08.2024 участники будут подтверждать соответствие требованиям, предъявляемым к ним, по-новому.

Порядок подтверждения будет различаться в зависимости от того, какая процедура закупки проводится, являются ли участники резидентами, участвуют ли в ней совместно юр- и физлица, в том числе ИП.

Требования к участникам Как подтвердить соответствие требованию
Соответствие требованиям, установленным законодательством к юр- или физлицу, в том числе ИП, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом закупки (абз. 2 п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках в редакции с 04.08.2024) Как правило, соответствие данному требованию подтверждают документом, предусмотренным законодательством (лицензией, аттестатом, сертификатом (их копиями) и др.).

Закон N 354-З определяет особенности подтверждения в случае совместного участия в процедуре закупки — соответствие данному требованию нужно подтвердить хотя бы в отношении одной из сторон соглашения (абз. 28 п. 11 ст. 1).

 Пример

Если для выполнения работ, которые являются предметом закупки, необходима лицензия, то она должна быть хотя бы у одного из совместно участвующих в процедуре закупки лиц

Соответствие дополнительным требованиям к участникам, если такие требования установлены в соответствии с абз. 8 ст. 9 Закона о госзакупках (абз. 3 п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках в редакции с 04.08.2024) Совмин вправе устанавливать дополнительные требования к участникам в том числе в части опыта работы и (или) опыта исполнения договоров, заключаемых в соответствующей области деятельности, технической оснащенности, финансовых и иных возможностей, необходимых для исполнения договора (абз. 10 п. 5 ст. 1 Закона N 354-З). Он же обычно определяет порядок подтверждения соответствия требованиям.

 Пример

Дополнительные требования к участникам и порядок подтверждения соответствия им Совмин определил в подп. 1.7 п. 1 постановления N 395.

В случае совместного участия в процедуре закупки соответствие дополнительным требованиям нужно подтвердить в порядке, установленном Совмином, если Правительство такие требования установит (абз. 29 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З)

Отсутствие у юрлица или ИП задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, а также отсутствие у юрлица или ИП, являющихся резидентами, задолженности по уплате обязательных страховых взносов в ФСЗН. Данное требование не распространяется на юрлицо, в отношении которого возбуждено производство по делу о несостоятельности, а также на юрлицо или ИП, в отношении которых на дату подачи предложения в установленном НК, иными законодательными актами порядке предоставлены отсрочка и (или) рассрочка по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, обязательных страховых взносов в ФСЗН (абз. 4 п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках в редакции с 04.08.2024) В отношении участников-резидентов заказчик (организатор) должен будет проверять сведения через https://www.portal.nalog.gov.by/debtor/сайт ФСЗН.

Дата проверки — первое число месяца, в котором рассматривают предложения (заключают договор при проведении процедуры закупки из одного источника).

В случае отсутствия информации на указанную дату датой проверки будет первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором рассматривают предложения (заключают договор при проведении процедуры закупки из одного источника) (абз. 17, 18 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З).

Тот факт, что в отношении юрлица возбуждено производство по делу о несостоятельности или что в отношении юрлица или ИП предоставлены отсрочка и (или) рассрочка по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, обязательных страховых взносов в ФСЗН, участник подтверждает заявлением (абз. 6 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З).

Участникинерезиденты предоставляют (абз. 17, 19 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З):

1) документ об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, который выдан уполномоченными органами в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является участник. Данный документ должен быть выдан на последнюю отчетную дату, которая предшествует дню подачи предложения (заключения договора при проведении процедуры закупки из одного источника);

2) заявление с указанием последней отчетной даты.

В случае совместного участия в процедуре закупки соответствие данному требованию нужно подтвердить в отношении каждой из сторон соглашения (абз. 30 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З)

Юр- или физлицо, в том числе ИП, на дату подачи предложения (на дату подписания заявления при участии в закрытом конкурсе, закрытой процедуре запроса ценовых предложений, процедуре закупки из одного источника) не должно быть включено в список (абз. 5 п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках в редакции с 04.08.2024) В случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений соответствие данному требованию проверит оператор ЭТП. Исключение — случаи совместного участия, при котором соответствие требованию необходимо будет подтвердить заявлением участника по форме, установленной регламентом оператора ЭТП (абз. 20 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З).

 Примечание

Оператор ЭТП не допустит размещения предложений юр- или физлица, в том числе ИП, которые находятся в списке (абз. 10 — 14 п. 30, абз. 10 — 14 п. 37, абз. 10 — 14 п. 42 ст. 1 Закона N 354-З).

При проведении закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, процедуры закупки из одного источника участник предоставляет заявление в письменной форме. Оно должно быть подписано не ранее чем за 5 рабочих дней до даты подачи предложения (заключения договора при проведении процедуры закупки из одного источника) (абз. 22 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З).

В случае совместного участия в процедуре закупки соответствие данному требованию нужно подтвердить в отношении каждой из сторон соглашения (абз. 30 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З)

Юр- или физлицо, в том числе ИП, с учетом положений ст. 16-1 Закона о госзакупках, не должно быть аффилировано с заказчиком, организатором (абз. 6 п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках в редакции с 04.08.2024) В случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений соответствие данному требованию участник подтверждает заявлением. Заявление необходимо будет подать по форме, установленной регламентом ЭТП (абз. 21 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З).

При проведении закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, процедуры закупки из одного источника участник предоставляет заявление в письменной форме. Оно должно быть подписано не ранее чем за 5 рабочих дней до даты подачи предложения (заключения договора при проведении процедуры закупки из одного источника) (абз. 22 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З).

В случае совместного участия в процедуре закупки соответствие данному требованию нужно подтвердить в отношении каждой из сторон соглашения (абз. 30 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З)

Юр- или физлицо, в том числе ИП, являющееся участником-победителем, с учетом положений ст. 16-1 Закона о госзакупках не должно быть аффилировано со всеми другими участниками (а если предмет закупки разделен на части (лоты) — с участниками по той же части (лоту)), допущенными к оценке и сравнению предложений (к торгам при проведении электронного аукциона) (абз. 7 п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках в редакции с 04.08.2024) Данное требование касается только участника-победителя. Соответственно, его устанавливают только при проведении конкурентных процедур закупок.

Так, участник-победитель должен информировать заказчика (организатора):

— либо о том, что все участники (а если предмет закупки разделен на части (лоты) — все участники по той же части (лоту)), допущенные к оценке и сравнению предложений (к торгам при проведении электронного аукциона), являются для него аффилированными лицами;

— либо о том, что среди таких участников имеется лицо, не аффилированное с ним.

Информировать нужно не позднее 3 рабочих дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя. При исчислении указанного срока не учитывается срок рассмотрения жалобы МАРТ (абз. 27 п. 12 ст. 1 Закона N 354-З).

В случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений участник-победитель должен подать заявление по форме, установленной регламентом оператора ЭТП. Оператор ЭТП размещает такое заявление в открытом доступе на ЭТП (абз. 28 п. 12 ст. 1 Закона N 354-З).

При проведении закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений соответствующую информацию необходимо предоставить в виде заявления в письменной форме (абз. 29 п. 12 ст. 1 Закона N 354-З).

 Примечание

Если участник-победитель не предоставит информацию в срок или предоставит недостоверную информацию, его признают уклонившимся от заключения договора и включат в список (абз. 30 п. 12 ст. 1 Закона N 354-З).

В случае совместного участия в процедуре закупки соответствие данному требованию нужно подтвердить в отношении каждой из сторон соглашения (абз. 30 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З)

Юр- или физлицо, в том числе ИП, работник (работники) таких юрлица или ИП не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры закупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету закупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений. Данное требование не распространяется на юрлицо, ИП — разработчиков проектной документации при приобретении работ (услуг) для строительства объекта на основании этой проектной документации, а также на юрлицо, ИП, осуществлявших консультирование и (или) участвовавших в разработке технического паспорта мероприятия в сфере цифрового развития и (или) технического задания на создание государственных цифровых платформ и государственных информационных систем, предусмотренных в рамках такого мероприятия, при приобретении работ (услуг) по реализации этого мероприятия (абз. 8 п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках в редакции с 04.08.2024) В случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений участник предоставляет заявление по форме, установленной регламентом оператора ЭТП (абз. 21 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З).

При проведении закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, процедуры закупки из одного источника участник предоставляет заявление в письменной форме. Оно должно быть подписано не ранее чем за 5 рабочих дней до даты подачи предложения (заключения договора при проведении процедуры закупки из одного источника) (абз. 22 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З).

В случае совместного участия в процедуре закупки соответствие данному требованию нужно подтвердить в отношении каждой из сторон соглашения (абз. 30 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З)

Юрлицо или ИП не должны являться заказчиком (организатором) проводимой процедуры закупки (абз. 9 п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках в редакции с 04.08.2024)
Физлицо не должно являться работником заказчика (организатора), за исключением проведения процедуры закупки из одного источника у физлиц, не являющихся ИП (абз. 10 п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках в редакции с 04.08.2024)
Юрлицо не должно находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юрлица, к которому присоединяется другое юрлицо), ИП не должен находиться в стадии прекращения деятельности (абз. 11 п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках в редакции с 04.08.2024)
В отношении юрлица и ИП не должно быть возбуждено производство по делу о банкротстве (абз. 12 п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках в редакции с 04.08.2024)
Юр- или физлицо, в том числе ИП, должно обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает исключительные права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности (абз. 13 п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках в редакции с 04.08.2024)

 

В случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений участник подает заявление по форме, установленной регламентом оператора ЭТП (абз. 21 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З).

При проведении закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, процедуры закупки из одного источника участник предоставляет заявление в письменной форме. Оно должно быть подписано не ранее чем за 5 рабочих дней до даты подачи предложения (заключения договора при проведении процедуры закупки из одного источника) (абз. 22 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З).

В случае совместного участия в процедуре закупки соответствие данному требованию нужно подтвердить хотя бы в отношении одной из сторон соглашения (абз. 28 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З)

Юр- или физлицо, в том числе ИП, должно обладать правомочиями на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания в случае поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием товарных знаков и (или) знаков обслуживания (абз. 14 п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках в редакции с 04.08.2024)

Примечание
В случаях и в порядке, установленных Совмином, подтверждение соответствия требованиям к участникам будет осуществляться в автоматизированном режиме без подачи заявления (абз. 23 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З).

3. Будет скорректирован порядок участия в процедурах закупок субъектов малого и среднего предпринимательства

Для субъектов малого и среднего предпринимательства сохранятся гарантии, связанные с возможностью участия в процедурах закупок по перечню товаров (работ, услуг). Сохранится и обязательное требование к таким субъектам — они должны быть производителями предлагаемых ими товаров (работ, услуг) (абз. 4 п. 25 ст. 1 Закона N 354-З).

С 04.05.2024 объем (количество), который необходимо будет закупить у субъектов малого и среднего предпринимательства, заказчики будут определять по-новому: не от объема, а от стоимости. Так, этот объем (количество) должен будет составлять не менее 10% от указанной в годовом плане закупок ориентировочной стоимости годовой (общей) потребности всех товаров (работ, услуг) по соответствующему перечню (абз. 4 п. 25 ст. 1 Закона N 354-З). В соответствии с действующей редакцией Закона о госзакупках такой объем (количество) должен составлять не более 10% объема (количества) конкретного предмета закупки (ч. 1 п. 2 ст. 29).

Закупать требуемый объем у субъектов малого и среднего предпринимательства можно будет двумя способами.

Во-первых, появится возможность провести процедуру закупки, весь объем предмета закупки которой будет предназначен только для субъектов малого и среднего предпринимательства — иные поставщики (подрядчики, исполнители) в такой процедуре не будут принимать участия (абз. 5 п. 25 ст. 1 Закона N 354-З). Если такая процедура закупки не состоится, заказчик будет проводить новую процедуру — в ней смогут участвовать и иные юр- и физлица, в том числе ИП (абз. 7 п. 25 ст. 1 Закона N 354-З).

Во-вторых, сохранится возможность выделить для субъектов малого и среднего предпринимательства часть (лот) предмета закупки (абз. 5 п. 25 ст. 1 Закона N 354-З). Если процедура закупки будет признана несостоявшейся по этой части (лоту), заказчик будет (абз. 8 п. 25 ст. 1 Закона N 354-З):

— или проводить новую процедуру, в которой смогут участвовать и иные юр- и физлица, в том числе ИП;

— или включать объем (количество) такой части (лота) в иные соответствующие части (лоты) предмета закупки. При этом объем (количество) каждой из иных соответствующих частей (лотов), процедура закупки по которым состоялась, можно будет увеличить не более чем на 10%. Этот дополнительный объем (количество) включат в договор по цене и на условиях, сформированных в отношении частей (лотов), процедура закупки по которым состоялась.

Примечание
Подавая предложение на участие в процедуре закупки или ее части (лоте), субъекты малого и среднего предпринимательства должны будут включить в предложение документы и (или) сведения, предусмотренные Совмином (абз. 6 п. 25 ст. 1 Закона N 354-З).

4. Список недобросовестных поставщиков будут вести по-новому

С 04.05.2024 в данный список планируют включать сведения об учредителях, членах коллегиальных исполнительных органов, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юрлица, которое включено в список. Дополнительные требования появятся в списке, когда Совмин закрепит соответствующую норму в НПА (абз. 4, 5 п. 13 ст. 1 Закона N 354-З).

Будет уточнено, кто будет исключать из списка юр- или физлицо, в том числе ИП. Так, по истечении двух лет со дня включения в список это сделает оператор ГИАС, в случае досрочного исключения — МАРТ на основании принятого решения (абз. 13, 14 п. 13 ст. 1 Закона N 354-З).

5. На какие случаи Закон N 354-З не будет распространяться

Действие Закона N 354-З не распространяется на госзакупки, если до вступления в силу его соответствующих положений (ч. 1 ст. 3 Закона N 354-З):

1) процедуры закупок начаты. Процедура госзакупки считается начатой со дня принятия заказчиком решения о ее проведении. При этом Закон о госзакупках не определяет форму принятия такого решения о начале процедуры закупки. МАРТ считает, что принятием решения о проведении процедуры госзакупки является:

— утверждение и размещение заказчиком на ЭТП конкурсных документов, аукционных документов, документов, представляемых юр- или физлицу, в том числе ИП, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений (далее — документы, представляемые для подготовки предложения);

— утверждение и направление заказчиком потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) документов, представляемых для подготовки предложения, в случае проведения закрытого конкурса и закрытой процедуры запроса ценовых предложений;

— решение о проведении процедуры закупки из одного источника, принятое в порядке, предусмотренном в ЛПА. Это может быть издание приказа, распоряжения либо учинение надписи уполномоченным должностным лицом на докладной записке, ином аналогичном документе;

2) договоры заключены. Датой заключения договора является дата его подписания второй стороной (письмо МАРТ N 14-01-10/253К). Договор в виде электронного документа считают заключенным с момента подписания участником-победителем проекта договора на ЭТП (ч. 7 п. 4 ст. 24 Закона о госзакупках в редакции с 04.02.2024, 04.05.2024, 04.08.2024).

Проведение процедур таких госзакупок осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу соответствующих положений Закона N 354-З (ч. 1 ст. 3 Закона N 354-З).

Исключение установлено в отношении абз. 10 п. 20 ст. 1 Закона N 354-З. Эта норма действует с 04.02.2024. Она касается возможности продления на первые два месяца очередного финансового года договоров на закупку товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex