В рамках проведения общественного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» предлагаем рассмотреть нововведения, касающиеся проведения изучения конъюнктуры рынка при закупках информационно-правовых систем (ресурсов), оказания услуг по их обслуживанию (обновлению), а также предоставления доступа к указанным системам (ресурсам).

Пункт 40 проекта Закона предусматривает, что при закупках из одного источника соответствующих систем и услуг, связанных с ними, при изучении конъюнктуры рынка запрос о предоставлении сведений направляется в том числе субъекту, осуществляющему формирование и ведение государственных информационно-правовых ресурсов. Таким субъектом является НЦПИ. Одновременно НЦПИ — один из распространителей правовой информации в электронной форме, которых на сегодняшний день 7 (считая с НЦПИ).

Изменит ли планируемая норма что-либо в порядке проведения процедур госзакупок информационно-правовых систем по сравнению с текущим регулированием?

В настоящий момент изучение конъюнктуры рынка обязательно для закупок любых товаров (работ, услуг) по процедуре закупки из одного источника, что в ряде случаев вызывает недоумение у заказчиков. Например, когда закупаются работы, услуги монополистов, товары у поставщиков, которые определены нормативными правовыми актами Президента или Правительства. Для чего и как изучать конъюнктуру рынка, если и так понятно, что на рынке только один подходящий поставщик (подрядчик, исполнитель) (далее – поставщик)?

С принятием Закона на основании подготовленного проекта для закупок по большинству пунктов приложения к Закону изучать конъюнктуру рынка будет не нужно. Однако для закупок информационно-правовых систем либо связанных с ними услуг по процедуре закупки из одного источника изучение конъюнктуры рынка предлагается сохранить. Причем при изучении конъюнктуры рынка необходимо будет направлять запрос, в том числе НЦПИ. Рассмотрим, как это отразится на работе заказчиков, которые проводят закупки.

Как правило, правовые системы и связанные с ними услуги закупаются в рамках проведения процедуры закупки из одного источника по следующим пунктам:

п. 7 приложения к Закону. Применяется в случае, если изначально проводилась конкурентная процедура закупки, которая по каким-либо причинам была признана несостоявшейся, и заказчик перешел к проведению процедуры закупки из одного источника;

п. 9 приложения к Закону. Применяется для закупок на сумму до 300 БВ, в проекте Закона предлагается максимальную сумму увеличить до 500 БВ;

п. 38 приложения к Закону. Применяется в случае приобретения имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, а также работ и услуг в отношении объектов интеллектуальной собственности у лица, обладающего исключительными правами на соответствующие объекты интеллектуальной собственности.

Сейчас для закупок по п. 7 (независимо от стоимости) и п. 9 приложения к Закону (на сумму от 50 до 300 БВ) запросы о предоставлении сведений размещаются на электронной торговой площадке (ЭТП). В этом случае заказчику не нужно дополнительно направлять запросы о предоставлении сведений потенциальным поставщикам (ч. 3 подп. 1.1 п. 1 постановления МАРТ от 12.04.2019 N 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (далее – постановление N 30)). Достаточно одного поставщика, откликнувшегося на запрос, размещенный на ЭТП, соответствующего требованиям к участникам, с подходящим предложением для заключения договора. С введением рассматриваемой нормы запросы все-таки нужно будет направлять и адресно, причем из них как минимум 1 в НЦПИ.

Для закупок по п. 9 (до 50 БВ) и п. 38 приложения к Закону (независимо от стоимости) в настоящий момент заказчики изучают прейскуранты поставщиков, прайс-листы, а также информацию на официальных сайтах, на ЭТП. В случае отсутствия информации на таких ресурсах направляют запросы не менее чем 5 поставщикам (при их наличии). Поскольку распространителей правовых систем 7, то заказчики могут как направить запросы всем из них, так и выбрать наиболее подходящих 5, которым направить запрос. С принятием нормы в любом случае необходимо будет направлять запрос в НЦПИ (абз. 2, 3 ч. 1, ч. 2 постановления N 30).

Облегчает ли это работу заказчикам? Вряд ли. Те, кто намерен приобрести продукты НЦПИ, и сейчас могут это сделать без каких-либо сложностей.

Согласно же проекту независимо от того, имеются ли у НЦПИ продукты, соответствующие требованиям конкретной организации, имеются ли уже в организации продукты НЦПИ, заказчики будут направлять в НЦПИ свои запросы. Таким образом, информация по каждой закупке правовой системы за счет бюджетных средств будет стекаться в НЦПИ. Очевидно, что подобная информация нужна центру для планирования собственной работы на соответствующем рынке. Однако многие из подобных запросов для самих заказчиков будут условно «холостыми». Становятся ли от этого закупки информационно-правовых систем эффективнее? На наш взгляд, преимущества для заказчиков не очевидны. Причем с принятием нормы они вынуждены будут держать в уме очередное исключение из правил, которых и так хватает.

Высказать свое мнение по этому вопросу и иным нововведениям, предусмотренным проектом Закона, можно до 06.08.2022 на Правовом форуме Беларуси, а также направить в ООО «ЮрСпектр» по электронной почте proekt_zakona@urspectr.info.