Туристическая отрасль оказалась одной из самых пострадавших в пандемию коронавируса. Отойти от ее последствий мировому туризму еще не удалось. По мнению аналитиков, для этого понадобиться еще несколько лет. Одновременно с этим в Беларуси недавно приняли закон «О туризме». Несмотря на то что 2022 год станет переходным для закона, уже раздаются голоса участников рынка о том, что путевки для белорусов могут подорожать.

О чем речь?

Закон «О туризме» был принят в 1999 году, периодически в него вносились изменения и дополнения. Однако, когда несколько лет назад стали банкротиться турфирмы, то выяснилось, что не существует законодательного механизма компенсации потерь потребителям туристических услуг.

— В течение нескольких лет имеется ряд случаев, когда туристические компании исчезали, приняв деньги от туристов, а сами туристы оставались одни без туров и без денег. В качестве примера можно привести деятельность «Аврора Тур», «Калипсо Тур», «Натали Турс», которые являются самым крупным происшествием для белорусских компаний. Причинен ущерб на сумму более 1 млн евро, — пояснял министр спорта и туризма Сергей Ковальчук.

Самым резонансным был случай с российским оператором «Натали-Турс». Компенсировать потери пришлось белорусским контрагентам, которые продавали туры, сформированные российской компаний. Пострадали тогда более сотни компаний — им пришлось выплатить более 600 тыс. евро. Они пытались перевыставить претензии российскому оператору, но почти ничего не смогли взять с банкрота.

Источник — https://ru.freepik.com/

Новый закон предлагает разделение ответственности туроператора (того, кто организовывает поездку) и турагента (того, кто только продает ее потребителям).

— Если ранее турагенты, выступая посредниками, реализовывали туристические туры и несли полную ответственность за неисполнение обязательств, то на сегодняшний момент туроператор, который непосредственно формирует туры, является ответственным за их неисполнение перед конечным заказчиком, — поясняет депутат Павел Михалюк.

Кто с чем не согласен?

Одним из правовых новшеств закона является введение институтов финансового обеспечения ответственности туроператора, осуществляющего деятельность в сфере международного выездного туризма.

В частности, с 1 января 2023 года такими гарантиями могут быть страховые или банковские гарантии, а также – участие в формировании фонда ответственности туроператоров (не менее 10).

В последнем случае турфирмы должны объединиться в союз и принять решение о создании фонда. Взнос должен составлять 0,2% от всей стоимости туров за предыдущий квартал. Если проблем с турами не было в течение трех лет, компаниям разрешено использовать 10% от собранной суммы на участие в выставках и ярмарках по решению не менее половины из них. Если компания уходит из союза, то может забрать свои деньги. Главное, чтобы в союзе всегда оставалось больше десяти членов, иначе фонд придется расформировать.

Сам принцип формирования фондов и траты денег из них прописан невнятно, что вызовет больше вопросов, чем ответов среди участников туристического рынка. Ранее экономисты Республиканского союза туристических организаций (РСТО) подсчитали, чтобы собрать фонд, который в последующем защитил бы потребителя от угроз банкротства туроператоров, понадобится около 150 лет.  В России, с законодательства которой были «списаны» механизмы, подобная схема не показала эффективности в случае с той же «Натали Турс».

Участники рынка полагают, что операторы вполне могут закладывать дополнительные расходы в стоимость путевок, то есть потребителям придется переплачивать за возможное банкротство турфирмы. Потребители снова вернется к распространенной на заре турбизнеса всеобщей практике – вылетам из Москвы или Киева, а государство потеряет миллионы налогов.

Тем не менее РСТО предложил сформировать на своей базе фонд ответственности туроператоров.

«Очевидно, что 2022 год будет переходным, и многое зависит от белорусских туроператоров — участников рынка. Всем уже в ближайшее время предстоит сделать свой выбор — какой способ обеспечения финансовой ответственности туроператора использовать», заявили в РСТО.

Впрочем, пандемия по-прежнему является главным фактором, который влияет на развитие туризма, в том числе – и белорусского.

Что будет с туризмом и путешествиями после пандемии

Туристический бизнес больше других пострадал из-за коронавируса и сопутствующих ограничений. Компаниям приходилось накапливать долги или обращаться за субсидиями к правительствам. Крупнейший европейский туроператор Tui с начала пандемии получил от немецкого госбанка KfW 4,3 млрд евро кредитов, а американские авиаперевозчики – госпомощь более чем на 60 млрд долларов. Компании также были вынуждены увольнять персонал и сокращать деятельность. Expedia, одна из крупнейших в мире компаний по бронированию путешествий, уволила 3 тыс. сотрудников по всему миру, оставив в штате 19 тыс. человек. British Airways сократила треть сотрудников. Сеть отелей Hilton уволила 2,1 тыс. сотрудников и выпустила облигации на 4,4 млрд долларов, пишет Financial Times.

Ослабление ограничений на поездки и глобальное развертывание вакцинации оживили международный туризм летом 2021 года. Однако восстановление в разных регионах было неравномерным. Рынок внутреннего туризма в США и Китае периодически возвращался почти что к нормальным уровням. Летом цифровой проездной облегчил пересечение границ жителям стран в континентальной части Европы. В Великобритании граница из-за жестких правил оказалась практически на замке, а в некоторых частях Азиатско-Тихоокеанского региона за последние полтора года забыли, что такое иностранные туристы.

Для отрасли, которая за период пандемии потеряла больше 6 трлн долларов, по подсчетам Всемирного совета по путешествиям и туризму, следующий критический этап восстановления наступил с возобновлением трансатлантических перелетов для туристов из 33 государств, включая Великобританию и большинство европейских стран (с 8 ноября 2021 года).

Однако пассажирам, въезжающим в США, все равно придется доказать, что они прошли полный курс вакцинации, и предоставить недавно сделанный тест на COVID-19 с отрицательным результатом. Это говорит о том, что пока путешествия далеки от привычного формата, несмотря на начало восстановления в туризме. Руководители отраслевых компаний опасаются, что такие правила тестирования въезжающих могут мешать наметившемуся росту.

Ближайшее будущее туристического рынка выглядит шатким на фоне нестабильных пограничных правил, резкого роста случаев заражения COVID-19, острой нехватки персонала, растущих затрат и обеспокоенности по поводу воздействия отрасли на окружающую среду. Возможно, технологии помогут решить некоторые из этих проблем, говорят эксперты отрасли, но многие прогнозируют, что ее совокупная выручка вернется на допандемический уровень не ранее 2024 года.

Туризм всегда был нестабильной отраслью, подверженной воздействию внешних факторов, включая экономические циклы, рост цен на нефть и геополитическую нестабильность. Но при этом туризм всегда показывал высокую адаптивность: авиакомпании банкротились, объединялись и десятилетиями боролись за прибыль, а количество путешественников постоянно росло, пишет Financial Times.

— Проблема в том, что когда наша индустрия переживает шок, то для нее это становится более травматично, чем для других отраслей. Но мы легко приспосабливаемся, и все возвращается на круги своя, — говорит президент Всемирного совета по путешествиям и туризму Джулия Симпсон. — Мы видим свет в конце тоннеля, и ситуация приходит в норму, потому что люди, в конце концов, очень сильно хотят путешествовать.

В постпандемическом мире Airbnb исходит из того, что видеоконференции и работа из дома будут и далее занимать значительную часть рабочего времени, а отношение к командировкам будет меняться: люди будут совмещать короткую деловую поездку с отдыхом и больше работать в экзотических местах. Удаленка уже привела к появлению новых форм деловых поездок, когда работодатели организуют личные выездные встречи в отелях, чтобы собрать в одном месте сотрудников из разных локаций.