Сергей Ковальчук,
эксперт-консультант по вопросам ценообразования

Во время совместного заседания Палаты представителей и Совета Республики, состоявшегося 29 ноября 2021 г. в Овальном зале Дома Правительства, заместитель премьер-министра Александр Субботин поделился планами правительства по продлению государственного регулирования цен на социально значимые товары, и анонсировал возможность замены такого регулирования введением адресной помощи.

При этом, говоря о государственном регулировании цен на социально значимые товары, Александр Субботин акцентировал внимание на постановлении Совмина от 23.02.2021 N 100, оставив за кадром постановление Совмина от 17.01.2014 N 35.

Напомним, что постановлением N 100  введено временное ценовое регулирование на социально значимые товары первой необходимости, тогда как постановлением N 35 утвержден, в частности, перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли не более 90 дней в течение календарного года.

По словам Александра Субботина, по поводу продления или отмены действия постановления N 100, которое предусматривает жесткие меры регулирования цен на социально значимые товары первой необходимости, единой позиции на данный момент не сформировано. Обозначая перспективы данного НПА, Александр Субботин отметил, что в правительстве есть понимание, что постановление N 100 как нормативный правовой акт со временем, скорее всего, себя изживет. Вместе с тем из риторики заместителя премьер-министра следует, что 2022 год мы все-таки встретим с постановлением N 100. Однако не исключено, что перечень товаров, в отношении которых сохранится жесткое регулирование цен, будет значительно сокращен.

Источник — https://ru.freepik.com/

Александр Субботин обратил внимание на то, что принятие постановления N 100 было вынужденной мерой, у которой вместе с тем была как положительная сторона (был сдержан рост цен), так и отрицательная (сдерживание цен негативно отразилось на финансовом состоянии предприятий).

В контексте данного выступления заместителя премьер-министра возникает по крайней мере два вопроса: 1) был ли сдержан постановлением N 100 рост цен и 2) будет ли прекращено государственное регулирование цен с отменой постановления N 100?

При ответе на первый вопрос необходимо обратиться к данным Национального статистического комитета Республики Беларусь.

Действительно, по ряду товарных позиций поставленные постановлением N 100 задачи были выполнены. Так, например, в период с 1 марта по 31 октября 2021 г. прирост цен на сыры составил 2,48%, на молоко и молочные продукты – 4,69%, в т.ч. на молоко – 3,94% и кефир – 2,67%. Помесячный срез динамики изменения цен по молоку и молочным продуктам дает следующую картину: с 1 марта по 31 июля и с 1 сентября по 31 октября 2021 г. ежемесячное изменение цен составляло: по молоку и молочным продуктам – от -0,1 до +1,0%, в т.ч. по молоку – от -0,23 до +0,71%, кефиру – от -0,18 до +1,01%. Основной же рост цен произошел в августе 2021 года, когда комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совмине было согласовано повышение цен в размере, не превышающем 4,9% по отношению к ценам, действовавшим на 28 февраля 2021 г.

Однако есть и другие примеры. Так, в период с 1 марта по 31 октября цены на свинину (кроме бескостного мяса) приросли на 19,49%. Среднемесячный прирост цен за этот период без учета сентября составил 1,59%. В сентябре, когда комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совмине было согласовано повышение цен в размере, не превышающем 4,9% по отношению к ценам, действовавшим на 28 февраля 2021 г., цены же за месяц выросли на 7,01%.

Относительно второго поставленного нами вопроса стоит обратить внимание на следующее.

Как мы уже отмечали, постановление N 100 не является единственным документом, которым введено государственное регулирование цен на социально значимые товары. Постановлением Совмина N 35 МАРТ предоставлено право введения государственного регулирования цен на социально значимые товары по перечню, и такое регулирование может быть введено на срок не более 90 дней в течение года. Также стоит отметить, что во многом перечень N 35 и перечень N 100 пересекаются.

Что же мы имеем?

В рамках постановления N 35 постановлением МАРТ от 14.04.2020 N 30 на 90 дней было введено государственное регулирование цен на социально значимые товары; постановлением МАРТ от 14.07.2020 N 48 срок государственного регулирования цен был продлен до 180 дней. С истечением срока действия постановления N 30 постановлением МАРТ от 12.10.2020 N 65 было введено регулирование цен до 31 декабря 2020 г. В 2021 году ценовое регулирование цен на социально значимые товары не прекращалось ни на один день. И каждый раз оно вводилось на срок не более 90 дней с последующим продлением по согласованию с Коллегией ЕЭК (постановления МАРТ от 28.12.2020 N 83, от 26.03.2021 N 19, от 29.06.2021 N 48, от 20.09.2021 N 60, решение Коллегии ЕЭК от 31.08.2021 N 109).

С учетом имеющейся практики у нас нет оснований полагать, что государственное регулирование цен на социально значимые товары будет отменено. Речь может идти об отмене либо сокращении сферы применения способа регулирования цен, установленного постановлением N 100.