Законом от 06.01.2024 N 353-З «Об изменении законов по вопросам рекламы» в том числе внесены изменения в Закон о рекламе. Изменения вступают в силу с 12.07.2024 (за некоторым исключением). Рассмотрим основные изменения подробнее в материале.

1. Реклама безалкогольного пива и пивного напитка

С 12.07.2024 водятся понятия (абз. 2 ст. 6 Закона N 353-З):

безалкогольное пиво — продукция с объемной долей этилового спирта не более 0,5%, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, изготовленная из пивоваренного солода, специального пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), подготовленной (исправленной) воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматизаторов и пищевых добавок, за исключением допускаемых к применению в соответствии с актами законодательства, международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, с частичной заменой или без частичной замены пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами (абз. 3 п. 1 ст. 2 Закона N 353-З);

безалкогольный пивной напиток — безалкогольная продукция с объемной долей этилового спирта не более 0,5%, образовавшегося исключительно в процессе брожения пивного сусла, изготовленная из безалкогольного пива (не менее 40% объема готовой продукции) и (или) пивного сусла, изготовленного из пивоваренного солода (не менее 40% массы сырья), подготовленной (исправленной) воды, без или с добавлением зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, фруктового (плодово-ягодного) и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматизаторов, пищевых добавок, допускаемых к применению для безалкогольных напитков в соответствии с актами законодательства, международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза (абз. 4 п. 1 ст. 2 Закона N 353-З).

С указанной даты при размещении (распространении) рекламы безалкогольных пива и пивных напитков надо будет соблюдать ряд правил, а именно;

1) запреты на размещение (распространение) рекламы безалкогольного пива и безалкогольных пивных напитков (абз. 13 — 19 п. 15 ст. 2 Закона N 353-З):

— в капитальных строениях (зданиях, сооружениях), помещениях учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта;

— в изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья;

— использующей образы людей или животных, в том числе рисованные, мультипликационные (анимационные), за исключением использования таких образов в зарегистрированных товарных знаках, используемых для обозначения безалкогольного пива и безалкогольных пивных напитков;

— использующей образы, высказывания, внушающие, что потребление безалкогольного пива и безалкогольных пивных напитков содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние человека;

— использующей образы, высказывания, создающие впечатление о том, что безалкогольное пиво и безалкогольные пивные напитки безвредны или полезны для здоровья либо являются одним из способов утоления жажды;

— призывающей к употреблению безалкогольного пива и безалкогольных пивных напитков либо дискредитирующей воздержание от их употребления;

2) обязанность указывать в рекламе, что объект рекламирования носит безалкогольный характер (абз. 20 п. 15 ст. 2 Закона N 353-З).

Обратите внимание!
Информация, что объект рекламирования носит безалкогольный характер, должна указываться шрифтом, размер которого не должен быть менее наибольшего размера шрифта, используемого в рекламе для написания средства индивидуализации участника гражданского оборота, товара, и в рекламе на телевидении и мультимедийной рекламе должна размещаться (распространяться) на протяжении всего времени рекламы, а в рекламе на радио — озвучиваться (абз. 20 п. 15 ст. 2 Закона N 353-З).

Дополнительно отметим, что на рекламу безалкогольного пива и безалкогольных напитков не будет распространяться требование о том, что реклама должна содержать предупредительную надпись о вреде их чрезмерного употребления. При этом данное требование по-прежнему сохранится в отношении пива и слабоалкогольных напитков. Так же как и сейчас будут действовать исключения на рекламу, размещаемую (распространяемую) в местах производства пива и слабоалкогольных напитков, на выставочном оборудовании в местах проведения специализированных выставок этих напитков, а также на рекламу, содержащую исключительно информацию о производителях пива, в том числе их наименовании и товарных знаках, используемых для обозначения пива (абз. 21 п. 15 ст. 2 Закона N 353-З, ч. 2 п. 2-1 ст. 18 Закона о рекламе).

Обратите внимание!
Реклама безалкогольного пива и безалкогольных пивных напитков по времени не ограничивается. Иными словами, ее можно размещать на радио и телевидении в любое время суток.

2. Реклама алкогольных и слабоалкогольных напитков, пива, а также игорных заведений и азартных игр

При размещении (распространении) рекламы с 12.07.2024 надо учитывать следующее:

1) на радио и телевидении:

— разрешена реклама алкогольных напитков с 22:00 до 7:00. Сейчас данный товар запрещено рекламировать на радио и телевидении (абз. 3 п. 14 ст. 2 Закона N 353-З, абз. 2 п. 1 ст. 17 Закона о рекламе);

— увеличено на 1 час время для размещения рекламы:

пива и слабоалкогольных напитков;

игорных заведений и азартных игр.

На данный момент рекламировать указанные товары на радио и телевидении можно с 22:00 до 7:00, с 12.07.2024 будет — с 21:00 до 7:00 (абз. 6 п. 15 ст. 2, абз. 4 п. 21 ст. 2 Закона N 353-З; абз. 2 п. 1 ст. 18, абз. 2 ч. 5 п. 2 ст. 23 Закона о рекламе);

2) в рекламе слабоалкогольных напитков разрешено использование зарегистрированных товарных знаков, содержащих образы людей или животных, в том числе рисованные, мультипликационные (анимационные). Сейчас это разрешено только в отношении пива (абз. 10 п. 15 ст. 2 Закона N 353-З, абз. 10 ч. 1 п. 1 ст. 18 Закона о рекламе).

3. Реестр рекламораспространителей

В Законе о рекламе закреплены требования, установленные в Указе N 426.

Напомним, что с 01.01.2022 рекламораспространители обязаны подавать сведения в соответствующий Реестр. С 01.02.2022 услуги по размещению (распространению) рекламы вправе оказывать только рекламораспространители, включенные в данный Реестр (ч. 1 подп. 2.1 п. 2, абз. 3 п. 5 Указа N 426). При этом установлен ряд исключений из данного общего правила. В Закон о рекламе эти исключения перенесены не в полном объеме.

Так, Закон о рекламе в ред. от 06.01.2024 не предусматривает такого исключения как реклама в глобальной компьютерной сети Интернет (в том числе с использованием рекламных сервисов), не связанная с размещением в сетевом издании. Иными словами, оказание услуг по размещению рекламы в сети Интернет юрлицами и ИП, не включенными в Реестр рекламораспространителей, с 12.07.2024 будет запрещено (абз. 14 — 20 п. 7 ст. 2, абз. 2 ст. 6 Закона N 353-З; абз. 7 приложения к Указу N 426).

В остальном нормы, касающиеся Реестра рекламораспространителей, аналогичные закрепленным в Указе N 426.

4. Реклама в СМИ

С 12.07.2024 при размещении (распространении) рекламы в СМИ (абз. 2 ст. 6 Закона N 353-З):

увеличено на 2 минуты (с 16 до 18 минут в течение каждого часа) время для размещения рекламы в программах, транслируемых в вечернее время, — с 18:00 до 22:00 (абз. 2 п. 8 ст. 2, абз. 2 ст. 6 Закона N 353-З; абз. 4 п. 1 ст. 11 Закона о рекламе);

снимается запрет на рекламу в виде наложений, в том числе способом «бегущей строки», в передачах продолжительностью менее 15 минут. При этом запрет на прерывание рекламой передач продолжительностью менее 15 минут будет действовать по-прежнему (абз. 5 — 7 п. 8 ст. 2, абз. 2 ст. 6 Закона N 353-З; абз. 4 п. 2 ст. 11 Закона о рекламе);

запрещено прерывание рекламой или совмещение с рекламой, включая рекламу в виде наложений, в том числе способом «бегущей строки», трансляций заседаний Всебелорусского народного собрания и его органов, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и его органов, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и ее органов. Сейчас запрет установлен в отношении трансляций сессий Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь (абз. 4 п. 8 ст. 2, абз. 2 ст. 6 Закона N 353-З; абз. 2 п. 2 ст. 11 Закона о рекламе).

Примечание
Как и сейчас, запрет на прерывание рекламой или совмещение с рекламой, включая рекламу в виде наложений, в том числе способом «бегущей строки», будет действовать в отношении выступлений Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь, Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, государственных мероприятий, траурных и других официальных церемоний (абз. 4 п. 8 ст. 2, абз. 2 ст. 6 Закона N 353-З; абз. 2 п. 2 ст. 11 Закона о рекламе);

уровень звука рекламы, сообщения о ее последующей трансляции не должен превышать уровня звука передачи, прерываемой рекламой. На данный момент в Законе о рекламе говорится об эквивалентном уровне звука. При этом закреплено, что параметры соотношения и методики (методы) измерений, прошедшие аттестацию методик (методов) измерений в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений, эквивалентного уровня звука рекламы, сообщения о ее последующей трансляции и эквивалентного уровня звука транслируемой программы, прерываемой рекламой, устанавливаются МАРТ по согласованию с Минсвязи (абз. 8 — 9 п. 8 ст. 2, абз. 2 ст. 6 Закона N 353-З; п. 11 ст. 11 Закона о рекламе).

5. Проведение торгов для размещения средства рекламы

С 12.01.2024 расширен перечень случаев, когда не требуется проведение торгов для размещения средства рекламы, в том числе средства наружной рекламы. Так, с указанной даты требование о проведении торгов в том числе не распространяется на случаи размещения на государственном недвижимом имуществе (абз. 8 — 10 п. 7 ст. 2, абз. 5 ст. 6 Закона N 353-З; ч. 2 п. 13 ст. 10 Закона о рекламе):

— средства наружной рекламы государственными организациями, хозяйственными обществами, более 50% акций (долей в уставных фондах) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, выполняющими функции оператора наружной рекламы;

— средства наружной рекламы на территории Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (за исключением территорий населенных пунктов, в том числе г. Минска и земель в границах перспективного развития г. Минска в соответствии с его генеральным планом).

6. Наружная реклама

В отношении наружной рекламы с 12.07.2024 (абз. 2 ст. 6 Закона N 353-З):

1) уточнены подходы к согласованию наружной рекламы. Установлено, что (абз. 22 — 25 п. 10, абз. 7 п. 11 ст. 2 Закона N 353-З):

— наружную рекламу на территории г. Минска будет согласовывать Мингорисполком. При последующем размещении в г. Минске повторное согласование не будет требоваться;

— наружную рекламу на территории города или района будет согласовывать гор(рай)исполком по согласованию с соответствующим облисполкомом. При последующем размещении этой рекламы на территории соответствующей области повторное согласование не будет требоваться;

— размещение рекламы медицинского характера (лекарств, медтехники, медицинских изделий, медицинских услуг) на средствах наружной рекламы допускается после ее согласования с Минздравом (согласование соответствующими гор(рай)исполкомами в таких случаях не требуется во избежание двойного согласования).

На данный момент вопросы согласования наружной рекламы регулируются Положением о согласовании рекламы N 561. Согласно его нормам, если планируется размещение (распространение) наружной рекламы на средстве наружной рекламы, за согласованием надо обращаться в Минский городской, городской (города областного подчинения) или районный исполнительный комитет по месту размещения (распространения) наружной рекламы (абз. 2 ч. 2 п. 3 Положения о согласовании рекламы N 561). Требование о согласовании наружной рекламы, размещаемой на территории города или района, дополнительно с соответствующим облисполкомом сейчас отсутствует;

2) расширен перечень случаев, когда согласование рекламы не требуется. Так, с указанной даты согласование не будет требоваться не только при размещении рекламы на средствах наружной рекламы, перечисленных в приложении 2 к постановлению N 395, но и при размещении (абз. 25 — 29 п. 10 ст. 2, абз. 2 ст. 4 Закона N 353-З; абз. 4 и 5 ч. 1 подп. 4.6 Декрета N 7; п. 1 Положения о согласовании рекламы N 561):

— социальной рекламы;

— рекламы, которая подлежит согласованию с Минздравом;

3) закреплено, что деятельность по размещению (распространению) наружной рекламы третьих лиц на принадлежащих рекламораспространителям средствах наружной рекламы вправе осуществлять только рекламораспространители, являющиеся организациями (абз. 12 и 13 п. 10 ст. 2 Закона N 353-З);

4) уточнено, что средства наружной рекламы, размещаемые на недвижимых материальных историко-культурных ценностях и их территориях, не должны создавать препятствия для визуального восприятия объемно-пространственных решений, элементов и деталей архитектурного декора этих недвижимых материальных историко-культурных ценностей, а также окружающей среды. На данный момент отсутствует уточнение об окружающей среде. Однако есть требование, что на памятниках архитектуры средства наружной рекламы должны размещаться, как правило, отдельными буквами, знаками и (или) иными изображениями. С 12.07.2024 данное требование будет исключено (абз. 15 — 16 п. 10 ст. 2 Закона N 353-З, ч. 2 п. 2 ст. 13 Закона о рекламе);

5) уточнено, что согласование эскиза средства наружной рекламы с Минкультуры не требуется на размещение средств наружной рекламы на капитальных строениях (зданиях, сооружениях), иных объектах, которые находятся на территории недвижимых материальных историко-культурных ценностей и не относятся к исторической застройке (абз. 8 — 10 п. 10 ст. 2 Закона N 353-З, ч. 8 — 9 п. 1 ст. 13 Закона о рекламе);

6) установлено, что срок рассмотрения администрацией индустриального парка «Великий камень» (далее — администрация парка) заявления о размещении средства наружной рекламы и принятия по нему решения не может превышать 10 рабочих дней. Иные сроки остались без изменений (абз. 10 п. 10 ст. 2 Закона N 353-З, ч. 8 и 9 п. 1 ст. 13 Закона о рекламе).

Примечание
В Закон о рекламе также внесен ряд корректировок в связи с тем, что в ряде случаев паспорт средства наружной рекламы выдается (продлевается, переоформляется) администрацией парка (абз. 3, 5, 7 п. 10, п. 3, абз. 2, 8 — 10 п. 6 ст. 2, абз. 5 ст. 6 Закона N 353-З).

С 01.07.2025 установлено, что (абз. 17 — 19 п. 10 ст. 2, абз. 4 ст. 6 Закона N 353-З):

— на памятниках архитектуры средства наружной рекламы должны размещаться отдельными буквами, знаками и (или) иными изображениями, за исключением средств наружной рекламы, закрепленных консольно, размером, не превышающим 700 х 700 х 300 мм;

— допускается размещение средств наружной рекламы на верхней полукруглой части витринных, оконных и дверных заполнений недвижимых материальных историко-культурных ценностей только в случае отсутствия на фасаде иных свободных от элементов и деталей архитектурного декора мест для размещения этих средств наружной рекламы.

7. Реклама на транспортном средстве

В отношении рекламы на транспортных средствах с 12.07.2024 (абз. 2 ст. 6 Закона N 353-З):

1) исключается запрет на размещение рекламы на стеклах электропоездов метрополитена (абз. 2 п. 11 ст. 2 Закона N 353-З, абз. 5 п. 1 ст. 14 Закона о рекламе);

2) закреплено, что размещение (распространение) рекламы на транспортном средстве допускается после согласования этой рекламы с Минским городским, городским (города областного подчинения) или районным исполнительным комитетом по месту нахождения юрлица или месту жительства ИП, являющихся владельцем данного транспортного средства. На данный момент эта обязанность закреплена в абз. 5 ч. 1 подп. 4.6 Декрета N 7 и п. 1 Положения о согласовании рекламы N 561 (абз. 4 п. 11 п. 11 ст. 2 Закона N 353-З);

3) расширен перечень случаев, когда согласование рекламы не требуется. Так, с указанной даты, кроме ранее установленных случаев, согласование не потребуется при размещении (абз. 5 — 13 п. 11 ст. 2, абз. 2 ст. 4 Закона N 353-З; абз. 6 ч. 1 подп. 4.6 Декрета N 7; п. 1 Положения о согласовании рекламы N 561):

— социальной рекламы;

— рекламы, которая подлежит согласованию с Минздравом.

Как и сейчас, при размещении рекламы на транспортном средстве согласование не будет требоваться в случаях, если реклама содержит исключительно (абз. 5 — 13 п. 11 ст. 2 Закона N 353-З, п. 1 Положения о согласовании рекламы N 561):

информацию о юрлицах или ИП, осуществляющих на данном транспортном средстве перевозку пассажиров и (или) грузов;

информацию о владельце данного транспортного средства;

товарные знаки и (или) знаки обслуживания, используемые для обозначения товаров, работ и (или) услуг указанных лиц;

информацию о продаже данного транспортного средства;

номер телефона диспетчера такси.

8. Реклама о трудоустройстве и обучении за пределами Республики Беларусь

В отношении рекламы о трудоустройстве и обучении за пределами Республики Беларусь с 12.07.2024 закреплен запрет на размещение (распространение) рекламы о трудоустройстве и обучении за пределами Республики Беларусь, за исключением рекламы, размещаемой (распространяемой) организациями и ИП, осуществляющими деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, и (или) оказывающими услуги по направлению на обучение за пределы Республики Беларусь, на их сайтах в сети Интернет (абз. 3 п. 16 ст. 2, абз. 2 ст. 6 Закона N 353-З, п. 1 ст. 12 Закона о рекламе). В связи с данным запретом также скорректированы иные нормы Закона о рекламе (абз. 10 п. 16 ст. 2 Закона N 353-З, п. 2 ст. 20 Закона о рекламе).

9. Иные изменения с 12.07.2024

Субъектам хозяйствования также надо учитывать следующие изменения законодательства о рекламе:

1) уточнено понятие объекта рекламирования. Под ним понимается продукция, товар, работа или услуга, организация, гражданин, производственный объект, торговый объект, иной объект обслуживания, капитальное строение (здание, сооружение), иное имущество, средство индивидуализации участника гражданского оборота, товара, доменное имя сайта в глобальной компьютерной сети Интернет, иное обозначение (логотип, эмблема, знак, символ и другое), информационный ресурс сети Интернет, результат интеллектуальной деятельности, конкурс, лотерея, игра, иное игровое, рекламное или иное мероприятие, пари, права, охраняемые законом интересы, обязанности организаций или граждан, явление (мероприятие) социального характера (абз. 7 п. 1 ст. 2 Закона N 353-З, абз. 7 ст. 2 Закона о рекламе). Так, уточнено, что объектом рекламирования в том числе являются доменное имя сайта в глобальной компьютерной сети Интернет, иное обозначение (логотип, эмблема, знак, символ и другое), информационный ресурс сети Интернет. Кроме того, определение скорректировано стилистически.

Справочно
На данный момент установлено, что объект рекламирования — это продукция, товар, работа или услуга, организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, производственный объект, торговый объект, иной объект обслуживания, средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера (абз. 7 ст. 2 Закона о рекламе);

2) реклама, содержащая информацию о деятельности организации или гражданина, право на осуществление которой предоставляется после их включения в соответствующий реестр, допускается только при наличии сведений об этих организации или гражданине в таком реестре (абз. 5 — 6 п. 7 ст. 2 Закона N 353-З);

3) операторам электросвязи, поставщикам услуг электросвязи, являющихся рекламораспространителями, запрещено отказывать в заключении договора на оказание услуг телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты по причине отказа абонента или адресата в даче согласия на получение рекламы (п. 9 ст. 2 Закона N 353-З, п. 1 ст. 12 Закона о рекламе);

4) наружная реклама, а также реклама на транспортном средстве лекарственных препаратов, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники, БАДов подлежит согласованию с Минздравом (абз. 2 п. 12, п. 13 ст. 2 Закона N 353-З; абз. 1 п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 15-1 Закона о рекламе);

5) не подлежит согласованию с Минздравом реклама лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, размещение (распространение) которой осуществляется на телевидении (абз. 3 — 4 п. 12 ст. 2 Закона N 353-З);

6) при замещении рекламы культурно-зрелищного мероприятия на радио исключено требование об указании места нахождения юрлица Республики Беларусь, иностранной организации — организатора культурно-зрелищного мероприятия. При этом сохраняется требование об озвучивании в такой рекламе сведений о наименовании организатора культурно-зрелищного мероприятия и номеров его контактных телефонов (п. 19 ст. 2 Закона N 353-З, абз. 2 п. 2 ст. 21-1 Закона о рекламе);

7) для рекламораспространителей вводится обязанность обеспечивать по требованию государственных органов размещение на принадлежащих им средствах наружной рекламы социальной рекламы государственных праздников, общереспубликанских праздничных дней и памятных дат, а также социальной рекламы в сфере обеспечения государственной и (или) общественной безопасности (абз. 3 — 4 п. 22 ст. 2 Закона N 353-З).

При этом уточнено, что рекламораспространители, не являющиеся юрлицами, на которые возложены функции редакций СМИ, обязаны осуществлять размещение (распространение) социальной рекламы, предоставленной ее рекламодателями, в пределах 5% годовой стоимости предоставляемых ими услуг по размещению (распространению) рекламы, рассчитываемой по результатам предыдущего финансового года, за исключением социальной наружной рекламы государственных праздников, общереспубликанских праздничных дней и памятных дат, а также социальной наружной рекламы в сфере обеспечения государственной и (или) общественной безопасности (абз. 2 п. 22 ст. 2 Закона N 353-З, ч. 2 п. 2 ст. 24 Закона о рекламе).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex