Приобретая товар, заказывая выполнение каких-либо работ (услуг), мы автоматически становимся потребителями. Если качество работ (услуг) или вещей оставляет желать лучшего, вы обращаетесь с претензией к продавцу. Что же делать, если его ответ вас не удовлетворил?

1. Государственная защита прав потребителя

Государственную защиту прав потребителя и контроль за соблюдением законодательства о защите таких прав осуществляют уполномоченные государственные органы. Так, в структуре каждого облисполкома, Минского горисполкома, гор(рай)исполкома имеются структурные подразделения по защите прав потребителей, которые обязаны:

— рассматривать заявления, обращения и жалобы потребителей в соответствии с {СС_ИНА_Б=BELAW_Д=209667}законодательством{КСС};

— организовывать разъяснение законодательства и оказывать юридическую помощь населению по вопросам защиты прав потребителя;

— обращаться в суд с иском о защите прав потребителя;

— осуществлять иные функции по защите прав потребителей, предусмотренные законодательством.

Координирующую роль в данной области выполняет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ) (ст. 42 Закона от 09.01.2002 N 90-З).

Государственную защиту ваших прав потребителя также осуществляют министерства и ведомства (в рамках сферы своей деятельности), их территориальные органы, а также соответствующие структурные подразделения в гор(рай)исполкомах. К примеру, вопросами оказания услуг турагентствами занимается Департамент по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь.

Обратите внимание!
При подаче жалобы следует иметь в виду, что независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию она поступит, первоначально она будет рассматриваться по существу в соответствии с компетенцией:
— в местных исполкомах, подчиненных им организациях, территориальных подразделениях и иных органах, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях;
— в других организациях, если вопросы, изложенные в обращениях, относятся к исключительной компетенции этих организаций (подп. 1.1 п. 1 Указа от 15.10.2007 N 498).

Справочно
Существует утвержденный перечень государственных органов и иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения.

2. Общественная защита прав потребителей

Помимо государственных органов вы также можете обратиться за помощью в общественное объединение потребителей. Подобные организации имеют право, в частности:

— проводить экспертизу товаров (работ, услуг) по факту нарушения прав потребителя;

— давать на безвозмездной основе консультации по вопросам защиты прав;

— обращаться по вашему поручению с претензией к изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) об устранении нарушений и о возмещении вам причиненных этими нарушениями убытков;

— обращаться в суд с иском о защите ваших прав, представлять и защищать в суде ваши права и законные интересы и т.д. (п. 1 ст. 47 Закона от 09.01.2002 N 90-З).