С 01.01.2024 Законом от 27.12.2023 N 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» внесены изменения и дополнения в гл. 16 «Налог на прибыль» НК. Рассмотрим наиболее важные из них.

1. Ставки налога на прибыль

1.1. С 2024 г. для организаций, у которых по итогам отчетного периода нарастающим итогом с начала налогового периода налоговая база налога на прибыль превышает 25 000 000 белорусских рублей, ставка налога на прибыль устанавливается в размере 25%. То есть белорусская организация (без учета филиалов), филиал белорусской организации, постоянное представительство иностранной организации, у которых налоговая база налога на прибыль нарастающим итогом в течение 2024 г. превысит этот лимит, должна будет пересчитать сумму налога по повышенной ставке за предыдущий период года(п. 1 ст. 184 НК-2024).

Такое новшество направлено на реализацию идеи о перераспределении доходов организаций, занимающихся высокодоходной деятельностью.

1.2. Увеличена в два раза ставка налога на прибыль (с 5 до 10%) при налогообложении прибыли, полученной от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, определяемый Советом Министров Республики Беларусь (п. 3 ст. 184 НК-2024).

Заметим, что ставка налога в размере 10% действовала в течение последних 12 лет, т.е. с 2012 г.

1.3. Установлена ставка налога на прибыль в размере 5% для прибыли, полученной от реализации произведенных плательщиком продуктов питания для детей раннего возраста (п. 10 ст. 184 НК-2024). С появлением этой ставки действующее в 2023 г. освобождение от налогообложения прибыли произведенных налогоплательщиком продуктов питания для детей раннего и дошкольного возраста исключается из НК.

Справочно
К возрастной группе «дети раннего возраста» относятся дети в возрасте от рождения до 3 лет (абз. 2 п. 2 Санитарных норм и правил «Требования для организаций, осуществляющих производство пищевой продукции для детского питания», утвержденных постановлением Минздрава от 03.06.2013 N 42).

2. Инвестиционный вычет

2.1. Введен запрет на применение инвестиционного вычета по тем основным средствам, которые приобретаются по договорам возвратного лизинга, т.е. финансового или оперативного лизинга, при котором лизингополучатель в рамках одного договора лизинга является одновременно и продавцом (поставщиком) предмета лизинга (абз. 1 ч. 2 подп. 2.2 ст. 170 НК-2024).

Это сделано в целях предотвращения возможности применения инвестиционного вычета одним и тем же юрлицом дважды в отношении одного и того же объекта (в период, когда основное средство находилось в собственности до заключения договора возвратного лизинга и по договору возвратного лизинга).

2.2. В 2024 г. появилась возможность применения инвестиционного вычета по легковым автомобилям, используемым для краткосрочной аренды (каршеринга). Ранее инвестиционный вычет применялся по легковым автомобилям, которые использовались для оказания услуг такси. В целях выравнивания налоговых условий, с учетом схожести услуг такси и краткосрочной аренды (каршеринга), в НК-2024 внесено соответствующее дополнение (абз. 3 ч. 2 подп. 2.2 ст. 170 НК-2024).

Также дано разъяснение, что инвестиционный вычет не восстанавливается при использовании легковых автомобилей для предоставления услуг краткосрочной аренды (каршеринга) (подп. 3.28 ст. 174 НК-2024).

3. Внереализационные доходы и расходы

3.1. В состав внереализационных доходов будут включаться суммы, поступившие в погашение не только дебиторской задолженности после истечения сроков исковой давности и невозможной (нереальной) для взыскания, но и дебиторской задолженности после истечения сроков давности для предъявления исполнительных документов к исполнению. В то же время сделано исключение для сумм указанной дебиторской задолженности, если они ранее не были включены в состав внереализационных расходов в связи с ограничениями, установленными ч. 2 подп. 3.22, ч. 2 подп. 3.23 ст. 175 НК (подп. 3.8 ст. 174 НК-2024).

3.2. В целях стимулирования к постановке на учет нематериальных активов, оказавшихся в излишке по результатам инвентаризации объектов интеллектуальной собственности и (или) имущественных прав на такие объекты (например, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем), организациям предоставлено право не включать в состав внереализационных доходов стоимость такого имущества в 2024 — 2026 гг. Для реализации такого права необходимо, чтобы оценка указанного имущества была осуществлена организацией, имеющей право осуществлять независимую оценку стоимости государственного имущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий (подп. 3.13 ст. 174 НК-2024).

Если организация воспользуется таким правом, то суммы амортизационных отчислений по нематериальным активам, указанным выше, не будут учитываться в составе затрат при налогообложении (подп. 1.9 ст. 173 НК-2024).

3.3. Внесено дополнение в список внереализационных расходов, в него включены расходы юрлиц, связанные с оказанием финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям. Тем самым налоговые меры, установленные до 2024 г. Указом Президента Республики Беларусь от 17.07.2014 N 347 и предусматривающие включение в состав внереализационных расходов сумм денежных средств, направленных на приобретение и (или) строительство имущества сельскохозяйственного назначения, перенесены в НК на пятилетний период (подп. 3.51-3 ст. 175 НК-2024). Ожидается, что такая мера будет способствовать созданию дополнительных условий для привлечения финансовых ресурсов в развитие сельскохозяйственного производства.

3.4. В целях установления единообразного подхода внесены изменения в порядок определения даты, на которую в состав внереализационных доходов (расходов) включается прибыль (убыток) по договорам доверительного управления денежными средствами и ценными бумагами.

Если до 2024 г. такие доходы (расходы) отражались на дату их поступления (возврата), то с 2024 г. и в одном и в другом случае они будут отражаться на дату окончания договора доверительного управления (подп. 3.30 ст. 174, подп. 3.36 ст. 175 НК-2024).

4. Ценные бумаги

В целях предотвращения ситуаций злоупотребления плательщиками правом использования облигаций для минимизации налоговых обязательств установлены некоторые ограничения по применению льготы по налогу на прибыль. Так, освобождение от налогообложения валовой прибыли от операций с корпоративными облигациями и облигациями, эмитированными банками, привлекающими во вклады денежные средства физических лиц, будет применяться, если в соответствии с условиями эмиссии таких облигаций:

срок их обращения составляет более одного года;

в течение года с даты начала их размещения эмитентом не могут осуществляться их досрочное погашение и выкуп.

Указанные ограничения не распространяются на выпуски облигаций, эмитированных до 01.01.2024 (ч. 3 п. 12 ст. 181 НК-2024).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex