Постановлением Совмина от 18.03.2024 N 185 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — Постановление N 185) вносятся корректировки в постановления N 457 и N 951. Изменения затронули ставки утилизационного сбора за транспортные средства, самоходные машины и (или) прицепы к ним, а также порядок и условия принятия организациями — производителями транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств.

Изменения касаются организаций, физических лиц (в том числе ИП), ввозящих в Республику Беларусь, производящих (изготавливающих) на ее территории транспортные средства, самоходные машины и (или) прицепы к ним, облагаемые утилизационным сбором.

Постановление N 185 вступает в силу с 31.03.2024 (за исключением отдельного положения, вступающего в силу с 21.03.2024).

1. Изменения в ставках утилизационного сбора за транспортные средства, за исключением самоходных машин и (или) прицепов к ним

Ставки утилизационного сбора за транспортные средства (ТС), за исключением самоходных машин и (или) прицепов к ним, признаваемые объектами обложения данным сбором, установлены приложением 2 к постановлению N 437. В настоящий момент они разнятся в зависимости от вида и категории ТС, а также от периода, прошедшего с года их выпуска:

— не более 3 лет;

— от 3 до 7 лет;

— более 7 лет.

С 31.03.2024 Постановлением N 185 градация ставок изменяется. Теперь они будут установлены за ТС, с года выпуска которых прошло:

— до 3 лет включительно;

— более 3 лет.

Ставки утилизационного сбора в отношении большинства ТС увеличатся. Однако в отношении ряда ТС ставки утилизационного сбора уменьшатся за счет изменения градации ставок. Это ТС, с года выпуска которых прошло ровно 3 года. Рассмотрим это на примере ТС категории M1 с электродвигателем.

 

ТС категории M1 с электродвигателем

(подп. 1.1 приложения 2 к постановлению N 437)

До 31.03.2024 С 31.03.2024
Размер ставки (руб.),

если с года выпуска прошло менее 3 лет

Размер ставки (руб.),

если с года выпуска

прошло 3 года

Размер ставки (руб.),

если с года выпуска прошло менее 3 лет

Размер ставки (руб.),

если с года выпуска прошло

3 года

544,5 816,7 544,5 544,5

В отдельную группу выделяются седельные тягачи. В отношении них устанавливаются следующие ставки утилизационного сбора:

Вид и категории ТС Ставки утилизационного сбора (руб.) за ТС, с года выпуска которых прошло
До 3 лет включительно Более 3 лет
Седельные тягачи, за исключением седельных тягачей экологического класса 6, полной массой:
свыше 12 т, но не более 20 т; 56 018,04 228 488,52
свыше 20 т, но не более 50 т 66 012,96 134 059,77
Седельные тягачи экологического класса 6 полной массой:
свыше 12 т, но не более 20 т 32 948,37 134 408,43
свыше 20 т, но не более 50 т 38 817,48 78 855,27

2. Нововведения в порядок и условия принятия организациями — производителями ТС обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты ТС своих потребительских свойств

Порядок и условия принятия организациями — производителями ТС обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты ТС своих потребительских свойств, утвержден постановлением N 437 (далее — Положение N 437).

Отметим, что организации — производители ТС, принявшие на себя данное обязательство, освобождаются от утилизационного сбора за ТС, произведенные (изготовленные) ими на территории Республики Беларусь (подп. 1.3 ст. 302 НК).

Организации-производители признаются принявшими указанное обязательство при условии их включения в реестр организаций, производящих (изготавливающих) транспортные средства, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств (далее — реестр) (п. 3 Положения N 437). Для включения в реестр организации-производители должны подать в Минпром заявление и определенный пакет документов.

Перечень обязательных сведений, которые нужно указать в заявлении, указан в п. 6 Положения N 437. С 31.03.2024 перечень данных сведений скорректирован. Так, добавляется необходимость указать регистрационный номер, дату выдачи свидетельства о регистрации в качестве резидента свободной (специальной, особой) экономической зоны — в случае производства ТС на территории такой зоны (абз. 4 и 5 подп. 1.1 Постановления N 185).

С 31.03.2024 пакет документов, которые следует приложить к заявлению, также корректируется. В частности, из него исключаются (абз. 4, 7, и 8 п. 7 Положения N 437; абз. 6 и 9 подп. 1.1 Постановления N 185):

— копия свидетельства о безопасности конструкции ТС;

— копия свидетельства о регистрации в качестве резидента СЭЗ — в случае производства ТС на территории СЭЗ;

— справка о составе производственных фондов и их принадлежности (собственные, арендованные, находящиеся в безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении).

Вместо копии одобрения типа ТС представляется либо копия свидетельства о безопасности конструкции ТС, либо копия заключения об оценке типа ТС, либо копия заключения об оценке единичного ТС (абз. 3 п. 7 Положения N 437, абз. 6 — 8 подп. 1.1 Постановления N 185).

В случае возникновения необходимости внести изменения в п. 7-1 организация-производитель должна подать заявление с указанием в нем определенных сведений и приложением пакета документов (п. 7-1 Положения N 437). Для одной из ситуаций пакет документов уточнен. Так, если необходимость внесения изменений в реестр вызвана изменениями в приказ об организации на территории организации-производителя пункта приема ТС, утративших свои потребительские свойства, то нужно представить копию такого приказа (абз. 10, 13 и 14 подп. 1.1 Постановления N 185).

Сокращены сроки принятия Минпромом решения о включении организации-производителя в реестр либо об отказе во включении. До вступления в силу Постановления N 185 такой срок составляет 30 календарных дней. С 31.03.2024 он будет равен 15 рабочим дням (п. 10 Положения N 437, абз. 15 подп. 1.1 Постановления N 185).

3. Изменения в ставках утилизационного сбора за самоходные машины и (или) прицепы к ним

Ставки утилизационного сбора за самоходные машины и (или) прицепы к ним, признаваемые объектами обложения данным сбором, установлены приложением 2 к постановлению N 951. В настоящее время они установлены в разрезе видов самоходных машин и (или) прицепов к ним, кодов ТН ВЭД ЕАЭС, мощности силовой установки и периода, прошедшего с года их выпуска:

— менее 3 лет;

— от 3 лет и более.

Постановлением N 185 градация ставок изменяется. В частности, ставки будут установлены за самоходные машины и (или) прицепы к ним, с года выпуска которых прошло:

— до 3 лет включительно;

— более 3 лет.

С 31.03.2024 ставки утилизационного сбора в отношении большинства самоходных машин и (или) прицепов к ним увеличатся. В отношении отдельных самоходных машин и (или) прицепов к ним, с года выпуска которых прошло 3 года, ставки снижаются за счет изменения их градации. Рассмотрим это на примере ставок за грейдеры и планировщики мощностью менее 200 л.с.

До 31.03.2024 С 31.03.2024
Грейдеры и планировщики мощностью менее 200 л.с.

(п. 1 приложения 2 к постановлению N 951)

Размер ставки (руб.),

если с года выпуска прошло менее 3 лет

Размер ставки (руб.),

если с года выпуска

прошло 3 года включительно

Размер ставки (руб.),

если с года выпуска прошло

более 3 лет

Размер ставки (руб.),

если с года выпуска прошло менее 3 лет

Размер ставки (руб.),

если с года выпуска прошло 3 года включительно

Размер ставки (руб.),

если с года выпуска прошло

более 3 лет

56 491,68 167 356,6 167 356,6 112 335,35 112 335,35 322 795,97

4. Увеличение срока представления документа, содержащего сведения о критериях самоходной машины, для исчисления утилизационного сбора

Как отмечалось ранее, критериями в определении ставки утилизационного сбора за самоходные машины и (или) прицепы к ним являются вид самоходной машины, код ТН ВЭД ЕАЭС, мощность силовой установки и дата выпуска самоходной машины (ч. 1 п. 3-1 постановления N 951).

В случае если в представленных организациями, физическими лицами (в том числе ИП) документах нет точных сведений о виде самоходной машины, мощности силовой установки и (или) дате ее выпуска, такие критерии принимают значение, которому соответствует наибольшая из ставок сбора (ч. 3 п. 3-1 постановления N 951).

В настоящее время в случае представления в таможенный орган в течение 2 месяцев с даты регистрации документа об исчислении и уплате сбора (со дня регистрации в налоговом органе налоговой декларации по утилизационному сбору), документа, выданного органом по сертификации, аккредитованной испытательной лабораторией (центром) или организацией, имеющей в штате специалиста, и содержащего сведения о критериях самоходной машины, утилизационный сбор исчисляется исходя из таких сведения о критериях (ч. 4 п. 3-1 постановления N 951). Постановлением N 185 данный срок для представления документа и пересчета сбора увеличивается с 2 месяцев до 1 года. Данная норма действует с 21.03.2024 и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 07.04.2023 (абз. 1 и 2 подп. 1.3, абз. 2 п. 2 Постановления N 185).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex