Законом от 21.07.2022 N 201-З «Об изменении законов по вопросам культуры» (далее — Закон N 201-З) внесены изменения в том числе в Кодекс о культуре, которые вступят в силу с 01.01.2023. Основные новации Кодекса о культуре рассмотрим ниже.

1. Изменен и дополнен понятийный аппарат Кодекса о культуре.

2. Скорректированы полномочия госорганов (Совмина, Минкультуры, местных исполкомов, иных госорганов в сфере культуры) по вопросам культуры.

3. Контроль в сфере культуры теперь закреплен только в одной статье. При этом глава, регулирующая вопросы контроля, полностью исключается из Кодекса о культуре (п. 10 ст. 3 Закона N 201-З).

4. В целях обеспечения сохранности госимущества госорганизации культуры, ГУО в сфере культуры наделяются правом осуществлять в соответствии с законодательством о страховой деятельности страхование этого имущества за счет средств республиканского и местных бюджетов, средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности, и других источников, не запрещенных законодательством (п. 14 ст. 3 Закона N 201-З).

5. Кодексом о культуре в новой редакции установлено, что отдельным категориям работников культуры может оказываться материальная поддержка в соответствии с актами Президента (абз. 6 — 7 п. 18 ст. 3 Закона N 201-З).

6. Определено преимущественное право покупки культурной ценности, находящейся в частной собственности.

Так, в случае принятия собственником культурной ценности, находящейся в частной собственности, решения об отчуждении этой культурной ценности преимущественное право на ее приобретение имеют государственные учреждения культуры, если иное не установлено Кодексом о культуре или иными актами законодательства. Порядок реализации преимущественного права приобретения культурной ценности, которая находится в частной собственности, определяется Совмином (п. 28 ст. 3 Закона N 201-З).

7. Дополнены нормы о порядке ввоза и (или) вывоза культурных ценностей (п. 31 ст. 3 Закона N 201-З).

8. Обновлены определения видов материальных историко-культурных ценностей, а также обновлены задачи и полномочия Белорусского республиканского научно-методического совета по вопросам историко-культурного наследия и советов по вопросам историко-культурного наследия (п. 34 ст. 3 Закона N 201-З).

Установлено, что статус историко-культурной ценности может быть присвоен недвижимой материальной культурной ценности при условии, что она является подлинной или осуществление на ней строительных работ не привело к утрате ее самобытных духовных, художественных, документальных, архитектурных и (или) конструктивных ценностей. При этом с момента первоначального создания недвижимой материальной культурной ценности, за исключением произведений монументального и монументально-декоративного искусства, должно пройти не менее 40 лет (абз. 3 — 4 п. 37 ст. 3 Закона N 201-З).

С 01.01.2023 придание культурной ценности статуса историко-культурной ценности будет осуществляться только Минкультуры (п. 38 ст. 3 Закона N 201-З).

Лишение же материальной историко-культурной ценности статуса историко-культурной ценности будет осуществляться Минкультуры после принятия определенного решения областным (Минским городским) советом по вопросам историко-культурного наследия (п. 39 ст. 3 Закона N 201-З).

По действующей редакции Кодекса о культуре такое решение может быть принято и Минкультуры, и местным исполком областного территориального уровня в зависимости от статуса историко-культурной ценности (п. 1 ст. 94 Кодекса о культуре в действующей редакции).

9. Также изменения коснутся и управления разработкой научной проектной документации, научно-методического руководства и авторского надзора при выполнении ремонтно-восстановительных работ на материальных историко-культурных ценностях, согласования научно-проектной документации, аттестации на право получения свидетельства аттестованного лица (п. 56 ст. 3 Закона N 201-З).

10. Для организации и проведения культурно-зрелищного мероприятия его организатор обязан получить специальное разрешение — удостоверение на право организации и проведение культурно-зрелищного мероприятия на территории Республики Беларусь, которое выдается структурным подразделением местного исполкома областного территориального уровня, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере культуры, в месте проведения культурно-зрелищного мероприятия, кроме случаев, когда получение удостоверения не требуется (п. 1 ст. 214 Кодекса о культуре в новой редакции).

Например, не требуется получение удостоверения для проведения культурно-зрелищных мероприятий, которые проводятся гражданами, за исключением ИП, для собственных нужд самого гражданина и (или) его близких родственников, в том числе членов семьи, родственников по поводу семейного или иного праздника без получения прибыли (дохода) (п. 8 ст. 213 Кодекса о культуре в новой редакции).

Также определены основания для отказа в выдаче и аннулирования такого удостоверения.

Кроме того, организаторы культурно-зрелищных мероприятий подлежат включению в реестр организаторов культурно-зрелищных мероприятий (далее — Реестр) в соответствии с законодательством об административных процедурах, за исключением организаторов (категорий организаторов) культурно-зрелищных мероприятий, определяемых Совмином (п. 108 ст. 3 Закона N 201-З).

Справочно
Реестр создан на основании постановления Совмина N 401. Документом также утверждено Положение о порядке формирования и ведения Реестра.

Обратите внимание!
С 01.08.2022 организация и проведение культурно-зрелищных мероприятий организаторами, подлежащими включению и не включенными в Реестр, не допускаются. Однако данная норма не распространяется на проведение культурно-зрелищных мероприятий, удостоверение на право организации и проведения которых на территории Республики Беларусь выдано до указанной даты (абз. 3 п. 3, п. 5 постановления Совмина N 401, п. 2 ст. 213-1 Кодекса о культуре в новой редакции). 

11. Также установлено, что творческие союзы могут осуществлять помимо творческой деятельности культурную деятельность в других ее направлениях (п. 24 ст. 3 Закона N 201-З).

Кроме того, в новой редакции Кодекса о культуре вводится регулирование материально-технического обеспечения творческой деятельности, прочих направлений культурной деятельности творческих союзов (п. 25 ст. 3 Закона N 201-З).

12. Вносимые изменения также касаются библиотечного и музейного дела.

В частности, экскурсионное обслуживание посетителей музеев осуществляется музейными работниками этих музеев. Экскурсионное обслуживание посетителей музея иными лицами запрещено (п. 89 ст. 3 Закона N 201-З).

13. Изменения коснутся и народных художественных ремесел, статуса народного мастера (п. 90 — 97 ст. 3 Закона N 201-З).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex