Законом от 07.03.2024 N 358-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания» с 11.07.2024 устанавливается ряд новых правил, которые надо учитывать субъектам хозяйствования, осуществляющим торговлю и общественное питание.

Так, с 11.07.2024 исключена обязанность разрабатывать и утверждать ассортиментный перечень товаров. Установлено, что согласовывать режим работы после 23:00 и до 7:00 надо только в торговых объектах, объектах общественного питания, в которых в это время осуществляется розничная торговля алкогольными, слабоалкогольными напитками и (или) пивом. Уведомительный принцип внесения сведений в Торговый реестр заменен на разрешительный. Эти и иные изменения подробнее рассмотрены в материале.

В связи с принятыми изменениями Совмину и местным исполнительным и распорядительным органам поручено в срок до 11.07.2024 обеспечить приведение актов законодательства в соответствие и принять иные меры по реализации положений Закона N 358-З.

1. Отмена обязанности разрабатывать и утверждать ассортиментный перечень товаров

С 11.07.2024 отменяется обязанность субъектов торговли, осуществляющих розничную торговлю, разрабатывать и утверждать ассортиментный перечень товаров (ст. 18 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024). В связи с этим также с указанной даты исключается определение понятия «ассортиментный перечень товаров» (абз. 2 п. 1 ст. 1 Закона N 358-З).

Напомним, что под ассортиментным перечнем товаров понимается перечень товаров, которые должны находиться в продаже в торговом объекте постоянно или в течение определенного периода (подп. 1.5 п. 1 ст. 1 Закона о торговле в действующей редакции).

Сейчас ассортиментный перечень обязаны разрабатывать и утверждать субъекты торговли, осуществляющие розничную торговлю отдельно по каждому торговому объекту (ч. 1 п. 1 ст. 18 Закона о торговле в действующей редакции). При этом несоблюдение порядка разработки и утверждения ассортиментного перечня является нарушением законодательства о торговле. За это предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 10 БВ (ч. 1 ст. 13.11 КоАП). Она, в частности, может наступить до 11.07.2024 (ч. 1 ст. 3 Закона N 358-З):

— за отсутствие ассортиментного перечня (если его наличие требуется) (п. 1 ст. 18 Закона о торговле в действующей редакции);

— несвоевременное внесение изменений или утверждение нового ассортиментного перечня в случаях, когда это установлено законодательством (п. 3 ст. 18 Закона о торговле в действующей редакции);

— отсутствие в продаже в розничном торговом объекте товаров, включенных в ассортиментный перечень. Исключением будет ситуация, когда отсутствие товаров вызвано нарушением поставщиком товаров условий договора, предусматривающего поставки товаров, если это нарушение не является следствием нарушения условий такого договора субъектом розничной торговли (п. 6 ст. 18 Закона о торговле в действующей редакции).

2. Закрепление обязанности разрабатывать, утверждать и согласовывать Перечень обязательных товаров

По общему правилу с 10.11.2022 субъекты торговли обязаны разрабатывать, утверждать и согласовывать перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте (Перечень обязательных товаров) (ч. 1 п. 13, абз. 3 п. 28 постановления N 713).

С 11.07.2024 данная обязанность закреплена в Законе о торговле (п. 1 — 3 ст. 18 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024). Отметим, что несоблюдение порядка разработки, утверждения, согласования Перечня обязательных товаров является нарушением законодательства о торговле. За это предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 10 БВ (ч. 1 ст. 13.11 КоАП). Она, в частности, может наступить (ч. 1 п. 13 постановления N 713, п. 4 ст. 18 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024):

— за отсутствие (если его наличие требуется);

— отсутствие в продаже в розничном торговом объекте в течение определенного периода (сезона) товаров, включенных в Перечень обязательных товаров. С 11.07.2024 закреплено, что нарушением не будет являться ситуация, когда отсутствие товаров вызвано нарушением поставщиком товаров условий договора, предусматривающего поставки товаров, если это нарушение не является следствием нарушения условий такого договора субъектом розничной торговли (п. 4 ст. 18 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024). Иными словами, если отсутствие товаров вызвано указанными причинами, субъект хозяйствования будет освобожден от ответственности.

Однако, чтобы указанное правило было применено, надо учитывать важную оговорку о том, что нарушение условий договора поставки не должно являться следствием нарушения условий такого договора субъектом розничной торговли. Например, субъект розничной торговли подал заявку за 2 дня до желаемой даты поставки товара, тогда как по условиям договора заявка на поставку товара должна быть подана не позднее чем за 7 дней. Либо если по условиям договора поставка новой партии товара осуществляется только после полной оплаты уже поставленного товара, а покупатель (субъект розничной торговли) не произвел данную оплату.

Отметим, что в качестве доказательства нарушения поставщиком товаров условий договора, предусматривающего поставки товаров, субъектом торговли могут быть представлены заявки на поставку товаров, документы о приемке товара либо иные документы и переписка, в том числе претензия поставщику, в которых зафиксирован факт недопоставки товаров либо нарушения поставщиком иных условий договора, повлекших непоставку либо недопоставку товаров.

Примечание
На данный момент аналогичное правило закреплено по отношению к ассортиментному перечню товаров (ч. 4 ст. 18 Закона о торговле в действующей редакции).

3. Установление режима работы

С 11.07.2024 согласовывать режим работы после 23:00 и до 7:00 будут обязаны только торговые объекты, объекты общественного питания, в которых после 23:00 и до 7:00 осуществляется розничная торговля алкогольными, слабоалкогольными напитками и (или) пивом. Сейчас режим работы после 23:00 и до 7:00 подлежит согласованию независимо от реализуемых товаров (ч. 2 п. 1 ст. 17 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024, ч. 2 п. 1 ст. 17 Закона о торговле в действующей редакции).

Кроме того, норма, устанавливающая обязанность согласовывать режим работы, скорректирована в связи с тем, что в случае расположения розничного торгового объекта на территории Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» согласование режима работы осуществляет государственное учреждение «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (ч. 1 и 2 п. 1 ст. 17 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024, ч. 1 и 2 п. 1 ст. 17 Закона о торговле в действующей редакции, подп. 1.1 п. 1 Регламента 8.8.1, п. 2 и 3 Положения N 319, абз. 59 п. 8 Устава государственного учреждения «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»).

Примечание
Закреплено, что как сейчас, так и впоследствии порядок и условия согласования режима работы розничных торговых объектов, объектов общественного питания определяет Совмин (п. 2 ст. 17 Закона о торговле в действующей редакции, п. 2 ст. 17 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024). В связи с этим полагаем, что в срок не позднее 11.07.2024 Совмин приведет в соответствие Положение о порядке и условиях согласования режима работы розничных торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров и рынков после 23.00 и до 7.00 (абз. 2 ст. 4 Закона N 358-З), в то время как МАРТ внесет соответствующие изменения в Регламент 8.8.1.

Дополнительно отметим, что по-прежнему обязанность по согласованию режима не будет распространяться на магазины беспошлинной торговли, расположенные в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь. Их режим работы, как и сейчас, будет устанавливаться в соответствии с законодательством о таможенном регулировании (ч. 3 п. 1 ст. 17 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024, ч. 3 п. 1 ст. 17 Закона о торговле в действующей редакции).

4. Торговля с использованием сети Интернет

В области торговли с использованием сети Интернет закреплено, что с 11.07.2024:

1) розничная торговля с использованием сети Интернет осуществляется не только через интернет-магазин, но и с использованием иных информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, предоставляющих возможность выбрать товары и заключить с этим субъектом торговли договор розничной купли-продажи в этих сетях, системах и на этих ресурсах (п. 3 ст. 16 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024; п. 3 ст. 16 Закона о торговле в действующей редакции; п. 9 ст. 1, абз. 2 ст. 5 Закона N 358-З). Данное уточнение введено в связи с тем, что на практике розничная торговля осуществляется в том числе через интернет-площадки (маркетплейсы), приложения для мобильных устройств и иное;

2) при осуществлении торговли с использованием сети Интернет информационные сети, системы и ресурсы надо использовать в порядке, установленном законодательством об информации, информатизации и защите информации (п. 2 ст. 16 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024). Следовательно, основным НПА, который надо соблюдать субъектам хозяйствования, является Закон об информации, информатизации и защите информации.

Сейчас данная норма носит более общий характер. Установлено, что надо соблюдать порядок, установленный законодательными актами (без указания сферы его применения) (п. 2 ст. 16 Закона о торговле в действующей редакции);

3) не только собственники (владельцы) информационных ресурсов, но и собственники (владельцы) информационных сетей, систем, оказывающие субъектам торговли услуги, связанные с осуществлением этими субъектами торговли розничной торговли с использованием сети Интернет, обязаны принимать меры по соблюдению продавцами требований законодательства в области защиты прав потребителей (п. 4 ст. 16 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024; п. 4 ст. 16 Закона о торговле в действующей редакции; п. 9 ст. 1, абз. 2 ст. 5 Закона N 358-З).

Кроме того, с 11.07.2024 вводится определение понятия «интернет-магазин». Установлено, что под ним понимается сайт субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, предоставляющий возможность выбрать товары и заключить с этим субъектом торговли договор розничной купли-продажи на этом сайте (абз. 3 и 4 п. 1 ст. 1, абз. 2 ст. 5 Закона N 358-З).

5. Требования к заключению и исполнению договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров

С 11.07.2024 ст. 19 Закона о торговле изложена в новой редакции. С указанной даты:

1) обязанность обеспечивать поставщику продовольственных товаров доступ к информации об условиях отбора контрагента, а также к другой информации, необходимой для заключения договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, путем размещения соответствующей информации на своих сайтах в сети Интернет будет распространяться только на субъектов торговли, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, годовой товарооборот которых составляет 80 000 БВ и более.

Данные требования с 11.07.2024 не будут распространяться на крупные магазины, а также субъектов общественного питания, осуществляющих общественное питание посредством организации сети общественного питания (ч. 1 п. 1 ст. 19 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024, ч. 1 п. 1 ст. 19 Закона о торговле в действующей редакции). Также на указанных лиц не будут распространяться (п. 4, 5, 6, 7 ст. 19, ст. 19-1 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024; п. 4, 5, 6, 7, 8 ст. 19 Закона о торговле в действующей редакции):

запрет на включение определенных условий в договоры на поставку продовольственных товаров;

запрет по навязыванию контрагенту определенных условий;

запрет на понуждение контрагента к заключению договоров возмездного оказания услуг (в том числе с третьими лицами) по продвижению продовольственных товаров или иных гражданско-правовых договоров;

запрет на предоставление вознаграждений при поставке товаров;

обязанность соблюдать определенные сроки оплаты товаров. Например, если срок годности (срок хранения) на продовольственный товар установлен менее 10 дней, то он подлежит оплате в срок не позднее 10 календарных дней (подп. 8.1 п. 8 ст. 19 Закона о торговле в действующей редакции, подп. 7.1 п. 7 ст. 19 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024).

Более того, с 11.07.2024 исключаются определения терминов «сеть общественного питания» и «крупный магазин» (абз. 2 и 3 п. 1 ст. 1 Закона N 358-З, абз. 1.7 и 1.23 п. 1 ст. 1 Закона о торговле в действующей редакции);

2) скорректирован перечень запретов по включению в договоры поставки продовольственных товаров определенных условий, а именно:

— введен запрет на включение в договор обязательства поставщика продовольственных товаров возмещать затраты, связанные с утилизацией или уничтожением непроданных продовольственных товаров (абз. 4 подп. 4.3 п. 4 ст. 19 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024, подп. 4.3 п. 4 ст. 19 Закона о торговле в действующей редакции);

— уточнено, что запрещено включать в договор обязательства оказывать поставщику продовольственных товаров услуги по продвижению продовольственных товаров. Дополнительно введено определение данного термина. Так, под услугами по продвижению товаров понимают услуги (абз. 10 п. 1 ст. 1 Закона N 358-З, подп. 4.4 п. 4 ст. 19 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024, подп. 4.4 п. 4 ст. 19 Закона о торговле в действующей редакции):

по рекламированию товаров и (или) используемых для их обозначения товарных знаков и (или) логотипов;

исследованию потребительского спроса;

проведению маркетинговых исследований и (или) подготовке информации о таких исследованиях;

подготовке иной информации о товарах;

иные услуги, направленные на повышение спроса на товары.

Сейчас установлен запрет на включение в договор поставки продовольственных товаров обязательства оказывать поставщику продовольственных товаров услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и другие подобные услуги, направленные на продвижение этих товаров (подп. 4.4 п. 4 ст. 19 Закона о торговле в действующей редакции).

С учетом сказанного можно сделать вывод, что рассматриваемый запрет с 11.07.2024 стал более конкретизированным, а также расширен.

В остальном запреты на включение в договоры поставки продовольственных товаров определенных условий остались прежними. Однако с 11.07.2024 они будут касаться только субъектов торговли, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, и поставщиков продовольственных товаров, осуществляющих поставки этих товаров в торговые сети. Как уже говорилось, запреты не будут распространяться на крупные магазины, а также субъектов общественного питания, осуществляющих общественное питание посредством организации сети общественного питания (п. 4 ст. 19 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024, п. 4 ст. 19 Закона о торговле в действующей редакции);

3) уточнено, что субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, и поставщикам продовольственных товаров, осуществляющим поставки этих товаров в торговые сети, запрещается (п. 5 ст. 19 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024, п. 5 ст. 19 Закона о торговле в действующей редакции):

навязывать контрагенту условие о возврате поставщику продовольственных товаров, не реализованных субъектом торговли, на которые срок годности (срок хранения) установлен свыше 30 дней;

заключать между собой договор, содержащий условия о возврате поставщику продовольственных товаров, принятых по количеству и качеству и не реализованных субъектом торговли, на которые срок годности (срок хранения) установлен до 30 дней включительно, либо о замене этих товаров на такие же товары, либо о возмещении их стоимости. Исключением будут случаи, когда возврат этих товаров допускается или предусмотрен законодательством в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, в области торговли.

Сейчас установлен запрет на навязывание контрагенту условия о возврате поставщику продовольственных товаров, не реализованных субъектом торговли, субъектом общественного питания, срок годности (срок хранения) которых истек, а также о возврате продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока.

С учетом сказанного можно сделать вывод, что рассматриваемый запрет с 11.07.2024 стал более конкретизированным, а также расширен. В то же время с 11.07.2024 он будет касаться только субъектов торговли, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, и поставщиков продовольственных товаров, осуществляющих поставки этих товаров в торговые сети. Как уже говорилось, запреты не будут касаться крупных магазинов, а также субъектов общественного питания, осуществляющих общественное питание посредством организации сети общественного питания (п. 5 ст. 19 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024, п. 5 ст. 19 Закона о торговле в действующей редакции);

4) запрет на предоставление вознаграждений при поставке товаров, установленный сейчас п. 7 ст. 19 Закона о торговле в действующей редакции, закреплен ст. 19-1 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024. Как сейчас, так и впоследствии субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю, и поставщикам товаров запрещается заключать между собой договоры, содержащие условия о предоставлении вознаграждений за осуществление субъектом торговли операций, относящихся к торгово-технологическому процессу, в том числе (п. 7 ст. 19 Закона о торговле в действующей редакции, подп. 1.1 п. 1 ст. 19-1 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024):

за разгрузку транспорта;

приемку товаров по количеству и качеству;

перемещение к месту хранения;

подготовку товаров к продаже, фасовку, выкладку товаров в торговом зале и на торговом оборудовании;

продажу товаров и обслуживание покупателей.

Также установлено, что указанный запрет распространяется на действия (бездействие) лиц, входящих с субъектом торговли, осуществляющим розничную торговлю, или поставщиком товаров в одну группу лиц, за исключением действий (п. 2 ст. 19-1 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024):

— между участниками холдингов;

— между лицами, входящими в одну группу лиц.

Примечание
Отметим, что с 11.07.2024 за Совмином закреплено право устанавливать дополнительные запреты, касающиеся выплаты иных видов вознаграждений (подп. 1.2 п. 1 ст. 19-1 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024).

Как уже говорилось, указанный запрет не будет касаться крупных магазинов, а также субъектов общественного питания, осуществляющих общественное питание посредством организации сети общественного питания (п. 1 ст. 19-1 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024, п. 7 ст. 19 Закона о торговле в действующей редакции).

Обратите внимание!
При заключении договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, после 11.07.2024 субъектам хозяйствования надо учесть указанные выше новшества (ч. 1 ст. 3 Закона N 358-З).

6. Внесение сведений в Торговый реестр

С 11.07.2024 устанавливается, что субъект торговли, субъект общественного питания, администрация торгового центра, администрация рынка вправе осуществлять торговлю со дня включения сведений о торговом объекте, объекте общественного питания, торговом центре, рынке, интернет-магазине, форме торговли в Торговый реестр. В связи с этим «Уведомление» заменено на «Заявление» о внесении сведений в Торговый реестр (абз. 1 — 7 п. 11 ст. 1 Закона N 358-З). Иными словами, уведомительный принцип внесения сведений в Торговый реестр заменен на разрешительный (осуществлять торговлю можно только после включения соответствующих объектов в Торговый реестр).

Обратите внимание!
Осуществление торговли без внесения соответствующих сведений в Торговый реестр является нарушением законодательства о торговле. За это предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 10 БВ (ч. 1 ст. 13.11 КоАП). Следовательно, с 11.07.2024 указанный штраф будет грозить субъекту хозяйствования, если он предварительно не внесет установленные сведения в Торговый реестр.

Кроме того, закреплено, что включение сведений в Торговый реестр, внесение изменений в сведения, ранее включенные в Торговый реестр, исключение сведений из Торгового реестра, а также представление информации, содержащейся в Торговом реестре, в электронном виде посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы осуществляются на безвозмездной основе (абз. 9 и 10 п. 11 ст. 1 Закона N 358-З)

Сейчас установлено, что внесение изменений в сведения, ранее включенные в Торговый реестр, исключение сведений из Торгового реестра — это админпроцедуры. Они проводятся через службу «одно окно», являются бесплатными (п. 145, 147, 149 Перечня административных процедур, прием заявлений и выдача решений по которым осуществляются через службу «одно окно»; подп. 8.9.1, 8.9.3, 8.9.5 Единого перечня N 548).

Следовательно, новшеством является закрепление того, что представляется на безвозмездной основе информация, содержащаяся в Торговом реестре, в электронном виде посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы.

Отметим, что, как и сейчас, Совмин, в частности, устанавливает порядок создания и ведения Торгового реестра (абз. 1 — 3 п. 4 ст. 1 ст. 1 Закона N 358-З, подп. 1.4 п. 1 ст. 6 Закона о торговле в действующей редакции). В связи с этим полагаем, что в срок не позднее 11.07.2024 Совмин приведет в соответствие Положение о Торговом реестре Республики Беларусь (абз. 2 ст. 4 Закона N 358-З). В то время как МАРТ внесет соответствующие изменения в Регламент 8.9.1, Регламент 8.9.3, Регламент 8.9.5.

7. Корректировки понятийного аппарата

Скорректированы определения терминов «объект общественного питания», «оптовая и розничная торговля», «передвижной объект общественного питания», «передвижной торговый объект», «торговый объект». Суть изменений отражена в таблице. Для удобства восприятия нововведения выделены полужирным шрифтом, а исключаемые нормы — зачеркнутым.

Закон о торговле в действующей редакции Закон о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024 Суть изменений
Подп. 1.13 п. 1 ст. 1

объект общественного питания — капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение или их части либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, передвижной объект общественного питания

 

Подп. 1.13 п. 1 ст. 1

объект общественного питания — капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение или их части либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, оснащенные технологическим и иным оборудованием и используемые для осуществления общественного питания, передвижной объект общественного питания

Уточнено, что помещения объекта общественного питания оснащаются технологическим и иным оборудованием и используются для осуществления общественного питания (абз. 5 п. 1 ст. 1 Закона N 358-З).

По нашему мнению, правка носит уточняющий характер для однозначного понимания, что является объектом общественного питания

Подп. 1.14 п. 1 ст. 1

оптовая торговля — вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, если иное не предусмотрено законодательными актами

Подп. 1.14 п. 1 ст. 1

оптовая торговля — вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, если иное не предусмотрено законодательными актами

Правка носит редакционный характер, т.к. иного не предусмотрено законодательными актами (абз. 6 п. 1 ст. 1 Закона N 358-З)
Подп. 1.21 п. 1 ст. 1

розничная торговля — вид торговли, связанный с приобретением и продажей либо продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено законодательными актами

Подп. 1.21 п. 1 ст. 1

розничная торговля — вид торговли, связанный с приобретением и продажей либо продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено законодательными актами

Правка носит редакционный характер, т.к. иного не предусмотрено законодательными актами (абз. 6 п. 1 ст. 1 Закона N 358-З)
Подп. 1.15 п. 1 ст. 1

передвижной объект общественного питания — объект общественного питания, представляющий собой специально оборудованное для осуществления общественного питания транспортное средство, в том числе автомобиль, мотоцикл, мопед, прицеп и полуприцеп, велосипед, веломобиль и иное транспортное средство (далее — транспортное средство), или его часть

Подп. 1.15 п. 1 ст. 1

передвижной объект общественного питания — объект общественного питания, представляющий собой специально оборудованное и используемое для осуществления общественного питания транспортное средство, в том числе автомобиль, мотоцикл, мопед, прицеп и полуприцеп, велосипед, веломобиль и иное транспортное средство (далее — транспортное средство), или его часть

Правка носит стилистический (уточняющий) характер и не влияет на суть понятия (абз. 7 п. 1 ст. 1 Закона N 358-З)
Подп. 1.16 п. 1 ст. 1

передвижной торговый объект — торговый объект, представляющий собой специально оборудованное для продажи товаров транспортное средство или его часть

Подп. 1.16 п. 1 ст. 1

передвижной торговый объект — торговый объект, представляющий собой специально оборудованное и используемое для продажи товаров транспортное средство или его часть

Правка носит стилистический (уточняющий) характер и не влияет на суть понятия (абз. 7 п. 1 ст. 1 Закона N 358-З)
Подп. 1.35 п. 1 ст. 1

торговый объект — капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение или их части либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, оснащенные торговым и иным оборудованием для продажи товаров, а также передвижной торговый объект и передвижные средства разносной торговли

Подп. 1.35 п. 1 ст. 1

торговый объект — капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение или их части либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, оснащенные торговым и иным оборудованием и используемые для продажи товаров, а также передвижной торговый объект и передвижные средства разносной торговли

Правка носит стилистический (уточняющий) характер и не влияет на суть понятия (абз. 8 п. 1 ст. 1 Закона N 358-З)

8. Полномочия госорганов в области торговли и общественного питания

Полномочия госорганов в области торговли и общественного питания скорректированы, в частности:

1) расширены полномочия Совмина. Закреплено, что он вправе (абз. 6 — 8 п. 4 ст. 1 Закона N 358-З):

— определять порядок расчетов за поставки отдельных видов товаров;

— устанавливать ограничения и запреты на предоставление поставщиками товаров, субъектами торговли любых видов вознаграждений;

— устанавливать основания для отказа во внесении сведений в Торговый реестр (остальные права в отношении Торгового реестра остались без изменений) (абз. 1 — 3 п. 4 ст. 1 Закона N 358-З, подп. 1.4 п. 1 ст. 6 Закона о торговле в действующей редакции).

Кроме того, скорректирована формулировка, используемая при закреплении права определять методику расчета доли субъектов торговли. Так, установлено, что Совмин определяет методику расчета доли субъектов торговли, осуществляющих розничную торговлю пищевыми продуктами, напитками, табачными изделиями, посредством организации торговой сети, в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов (абз. 4 — 5 п. 4 ст. 1 Закона N 258-З). Сейчас используется термин «продовольственные товары» (подп. 1.6. п. 1 ст. 6 Закона о торговле в действующей редакции). В то же время в законодательстве отсутствует определение термина «продовольственные товары». В связи с этим уточнено, что под ним понимают пищевые продукты, напитки, табачные изделия.

Примечание
Как сейчас, так и впоследствии установлено, что субъект, доля которого за предыдущий финансовый год превысила 20%, не вправе совершать сделки по приобретению, аренде торговой площади в границах соответствующего региона для розничной торговли продовольственными товарами по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах (конкурсах), проводимых для приобретения торговых площадей либо земельных участков для строительства и обслуживания торговых объектов для осуществления розничной торговли продовольственными товарами, или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади (ч. 1 и  2 п. 5 ст. 24 Закона о торговле в действующей редакции, ч. 1 и 2 п. 5 ст. 24 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024, абз. 7 п. 12 ст. 1 Закона N 358-З);

2) скорректированы полномочия МАРТ в связи с отменой обязанности разрабатывать и утверждать ассортиментный перечень товаров, а также закреплением обязанности устанавливать порядок включения товаров в Перечень обязательных товаров (п. 5 ст. 1 Закона N 358-З) (см. дополнительно раздел 1 «Отмена обязанности разрабатывать и утверждать ассортиментный перечень товаров» и раздел 2 «Закрепление обязанности разрабатывать, утверждать и согласовывать Перечень обязательных товаров»);

3) уточнены полномочия местных исполнительных и распорядительных органов, а именно закреплена обязанность согласовывать (п. 6 ст. 1 Закона N 358-З):

— режим работы после 23:00 и до 7:00 расположенных на соответствующей территории торговых объектов, объектов общественного питания, в которых после 23:00 и до 7:00 осуществляется розничная торговля алкогольными, слабоалкогольными напитками и (или) пивом. Сейчас обязанность согласовывать режим работы установлена в отношении всех торговых объектов и объектов общественного питания независимо от реализуемых ими товаров ( п. 2 ст. 8 Закона о торговле в действующей редакции). Иными словами, уточнения внесены в связи с корректировкой нормы, устанавливающей обязанность согласовывать режим работы торгового объекта, объекта общественного питания (ст. 17 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024) (см. дополнительно раздел 3 «Установление режима работы»);

— Перечни обязательных товаров в случаях, установленных Совмином. Напомним, что данная обязанность была введена с 10.11.2022 постановлением N 713 (ч. 1 п. 13, абз. 3 п. 28 постановления N 713) (см. дополнительно раздел 2 «Закрепление обязанности разрабатывать, утверждать и согласовывать Перечень обязательных товаров»).

9. Иные изменения, касающиеся торговли и общественного питания

Субъектам хозяйствования с 11.07.2024 также надо учитывать следующие изменения:

1) для субъектов торговли, поставщиков товаров, субъектов общественного питания введена обязанность представлять МАРТ, областным комитетам и Мингорисполкому, а также в случаях, определенных законодательными актами, иным госорганам по их запросу и в установленные ими сроки полную и достоверную информацию в письменной и (или) электронной формах, в том числе информацию, составляющую коммерческую и иную охраняемую законом тайну, служебную информацию ограниченного распространения, необходимую для принятия мер в соответствии с возложенными на указанные органы полномочиями в области торговли, в соответствии с требованиями законодательства (абз. 3 и 4 п. 7, п. 8 Закона N 358-З);

2) исключена обязанность крупных магазинов после опубликования на официальном сайте Национального статистического комитета в сети Интернет официальной статистической информации о розничном товарообороте продовольственных товаров за год самостоятельно рассчитывать свою долю в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов, в которых расположены принадлежащие ему торговые объекты, за предыдущий финансовый год в соответствии с методикой, определяемой Совмином (п. 3 ст. 24 Закона о торговле в действующей редакции, п. 3 ст. 24 Закона о торговле в редакции, действующей с 11.07.2024, абз. 6 п. 12 Закона N 358-З);

3) исключена обязанность субъектов торговли представлять в местные органы власти уведомление о начале осуществления следующих видов экономической деятельности: оптовая или розничная торговля, общественное питание (ст. 2 Закона N 358-З; п. 3, 7, 8 Перечня видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган);

4) исключены из Декрета N 7 следующие права, закрепленные за субъектами хозяйствования (ст. 2 Закона N 358-З; абз. 2 — 5, 7, 8 подп. 4.1 п. 4 Декрета N 7):

а) создавать стационарные торговые объекты, объекты общественного питания, торговые центры вне зависимости от наличия таких объектов на схемах размещения стационарных торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков, разрабатываемых и утверждаемых местными исполнительными и распорядительными органами, если при этом не нарушаются требования градостроительной документации;

б) самостоятельно устанавливать режим работы принадлежащих им розничных торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, режим работы без (вне) торговых объектов, объектов бытового обслуживания, торговых центров, рынков без согласования с местными исполнительными и распорядительными органами, другими государственными органами и обеспечивать его соблюдение. Исключение составляет режим работы таких объектов после 23:00 и до 7:00, который подлежит согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения таких объектов.

Полагаем, что данная норма исключена для избежания дублирования, а также в связи с тем, что обязанность по согласованию режима работы торговых объектов и объектов общественного питания скорректирована (см. дополнительно раздел 3 «Установление режима работы»);

в) создавать объекты общественного питания без подразделения их на типы и классы, а также разрабатывать для них ассортиментные перечни продукции общественного питания без учета требований перечня продукции общественного питания и товаров, подлежащих включению в такие перечни, утвержденного МАРТ.

Полагаем, что данная норма исключена в связи с полной отменой обязанности разрабатывать и утверждать ассортиментный перечень товаров (см. дополнительно раздел 1 «Отмена обязанности разрабатывать и утверждать ассортиментный перечень товаров»). Кроме того, ее отмена связана с тем, что в п. 2 ст. 11 Закона о торговле в действующей редакции закреплено право субъектов общественного питания устанавливать тип объекта общественного питания (ресторан, кафе, бар, столовая, буфет и иные типы) в соответствии с классификацией типов объектов общественного питания, определяемой МАРТ;

г) самостоятельно определять порядок оформления и учета счетов при расчетах официантами (барменами) покупателей в объектах общественного питания;

д) изготавливать и реализовывать в объектах общественного питания продукцию общественного питания с объемной долей этилового спирта более 7% путем смешения и (или) настаивания готовых алкогольных напитков с иными пищевыми продуктами. Для изготовления такой продукции не требуется получение специального разрешения (лицензии) на деятельность, связанную с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта. Указанная продукция не подлежит обязательному подтверждению соответствия;

е) самостоятельно определять наценку общественного питания на производимые и реализуемые на территории Республики Беларусь в объектах общественного питания в розлив алкогольные напитки крепостью свыше 28%;

ж) не представлять сведения о розничном и (или) оптовом товарообороте для включения в Торговый реестр Республики Беларусь. При этом субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина, самостоятельно рассчитывают свою долю в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах области, г. Минска, городов областного подчинения, районов за предыдущий финансовый год.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex