Закон от 12.07.2023 N 280-З «О применении специальных ограничительных мер» (далее — Закон) установил порядок применения специальных ограничительных мер, а также мер по устранению препятствий в защите прав, свобод и законных интересов Беларуси, ее граждан и организаций в связи с недружественными действиями иностранных государств.

Закон начнет действовать с 31.07.2023. Отметим основные нововведения.

1. Основные положения Закона

Закон призван защитить национальные интересы и безопасность нашего государства, его суверенитет и территориальную целостность, политическую и экономическую стабильность, права, свободы и законные интересы белорусских граждан и организаций (п. 2 ст. 1 Закона).

С этой целью Закон определил порядок применения в связи с недружественными действиями иностранных государств:

1) временных специальных ограничительных мер экономического характера и иных мер противодействия, не связанных с применением силы или с угрозой ее применения и направленных на исключение (минимизацию) негативных последствий недружественных действий в отношении нашего государства, граждан и (или) организаций (п. 1 ст. 2, ст. 5, п. 3 ст. 7, гл. 2 Закона);

2) мер по устранению препятствий в защите прав, свобод и законных интересов Беларуси, ее граждан и организаций (гл. 3 Закона).

Обратите внимание!
Действие Закона не распространяется на отношения, которые возникают в связи с применением других мер, имеющих те же цели, и регулируются иными законодательными актами (п. 3 ст. 1 Закона).

2. Действия иностранного государства, которые считаются недружественными

Это действия дискриминационного характера, совершаемые иностранным государством против национальных интересов и безопасности Беларуси, ее суверенитета и территориальной целостности, политической и экономической стабильности, прав, свобод и законных интересов белорусских граждан и (или) организаций и наносящие им ущерб (п. 2 ст. 4 Закона).

3. Случаи, в которых будут применяться специальные ограничительные меры

Указанные меры применят в случае совершения иностранным государством недружественных действий, в том числе в виде применения односторонних ограничительных мер в качестве средства экономического и (или) политического принуждения, которые не санкционированы Совбезом ООН и (или) несовместимы с принципами и нормами международного права (п. 1 ст. 4 Закона). Представляется, что речь идет в том числе об односторонних санкциях.

Специальные ограничительные меры могут быть применены:

1) к иностранным государствам, совершающим недружественные действия в отношении Беларуси, ее граждан и (или) организаций.

Справочно
Перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц, определяет постановление Совмина от 06.04.2022 N 209;

2) к лицам из иностранных государств, совершающих недружественные действия, включая граждан и организации таких государств; к иностранным лицам, связанным с такими государствами; к лицам, находящимся под их контролем (п. 1 ст. 3 Закона).

Обратите внимание!
Специальные ограничительные меры не могут применяться к белорусским гражданам и (или) организациям (п. 2 ст. 3 Закона).

4. Понятие, перечень и особенности применения специальных ограничительных мер

Специальная ограничительная мера — действие в отношении совершающих недружественные действия иностранных государств и (или) лиц таких государств (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 6 Закона).

Перечень специальных ограничительных мер определяет п. 2 ст. 6 Закона. Среди них, например:

— запрет (ограничение) на ввоз и реализацию на территории Беларуси отдельных групп товаров.

Обратите внимание!
Указанные запреты и ограничения не будут применяться:
— к продовольственным или иным товарам, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Беларуси;
— товарам, аналоги которых не производятся в Беларуси;
— товарам, ввозимым на территорию Беларуси белорусскими и иностранными гражданами, лицами без гражданства для личного пользования;
— международной технической и гуманитарной помощи, иностранной безвозмездной помощи (п. 3 ст. 6 Закона);

— запрет (ограничение) на вывоз отдельных групп товаров, работ (услуг); на транзит отдельных групп товаров, импорт на территорию Беларуси работ (услуг);

— отсрочка исполнения обязательств (мораторий) по внешнеторговым договорам на период действия обстоятельств, ставших основанием для применения специальных ограничительных мер;

— запрет (ограничения) на использование территории Беларуси, включая воздушное пространство;

— запрет (ограничение) на финансовые операции (с использованием денежных средств, ценных бумаг, электронных денег, драгоценных металлов и драгоценных камней независимо от формы и способа);

— отсрочка исполнения обязательств (мораторий) и т.д. (п. 2 ст. 6 Закона).

Обратите внимание!
Указанный в п. 2 ст. 6 Закона перечень мер не исчерпывающий. Иные меры могут быть определены по поручению Президента (абз. 11 п. 2 ст. 6 Закона).

Специальные ограничительные меры имеют временный характер. Решение об их применении принимает Совмин (п. 3 ст. 7, ч. 1 п. 1 ст. 8 Закона).

Справочно
Применение специальных ограничительных мер должно быть соразмерно последствиям недружественных действий, исключать либо минимизировать негативные последствия от их применения для белорусских граждан и организаций (п. 5, 6 ст. 5 Закона).

Предложения о применении (отмене) таких мер вносят в Совмин госорганы (организации), реализующие госполитику в сфере общественных отношений, которые затрагивает применение специальных ограничительных мер (п. 3 ст. 8 Закона).

Обратите внимание!
Специальные ограничительные меры имеют общеобязательный характер (п. 5 ст. 8 Закона). При этом Закон предусматривает освобождение организаций и граждан Беларуси, иностранных организаций, временно пребывающих, временно или постоянно проживающих в Беларуси иностранных граждан и лиц без гражданства от гражданско-правовой ответственности за неисполнение договорных и иных обязательств, на исполнение которых существенно повлияли специальные ограничительные меры (ч. 1 п. 5 ст. 8, абз. 3 ст. 9 Закона).

5. Суть мер по устранению препятствий в защите граждан и организаций

Закон определяет:

1) исключительную подсудность белорусским экономическим судам дел по спорам в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности с участием:

— государства (Беларуси) в лице его госорганов, юридических лиц, ИП и иных граждан (далее — белорусские лица), в отношении которых совершены недружественные действия;

— одного белорусского или иностранного лица с другим белорусским или иностранным лицом, если основанием для спора стали недружественные действия в отношении белорусских лиц. Иное может устанавливать международный договор или соглашение сторон (п. 1, 2 ст. 10 Закона).

Белорусские лица смогут разрешить спор в белорусском экономическом суде даже при наличии препятствий в судебной защите в иностранном государстве (п. 3 ст. 10 Закона).

Обратите внимание!
Разрешение спора в экономическом суде возможно при условии отсутствия в производстве иностранного суда спора между теми же сторонами о том же предмете по тем же основаниям (абз. 2 ч. 1 п. 2 ст. 10 Закона);

2) возможность запрета на инициирование или на продолжение разбирательства по таким спорам в иностранном суде или иностранном третейском суде (арбитраже). Для этого заинтересованное лицо должно будет подать заявление в экономический суд области (г. Минска). Требования к такому заявлению и приложениям к нему закрепляют п. 2, 6 — 8 ст. 11 Закона.

Обратите внимание!
Заявление в экономический суд можно подать в электронной форме (п. 5 ст. 11 Закона, ч. 2 ст. 7 ХПК).

В заявлении, помимо прочего, потребуется указать обстоятельства, подтверждающие исключительную подсудность спора белорусскому суду, в том числе обстоятельства (при их наличии), подтверждающие, что соглашение сторон о подсудности спора с их участием иностранному или иностранному третейскому суду (арбитражу) не может быть исполнено стороной спора. К заявлению надо будет приложить доказательства этого (абз. 6 п. 2, абз. 4 п. 6 ст. 11 Закона).

Обратите внимание!
От уплаты госпошлины за подачу заявлений белорусские лица освобождаются. Соответствующие изменения Закон внес в п. 2 ст. 285 НК (п. 1 ст. 12 Закона).

По результатам рассмотрения заявления экономический суд примет решение, которое будет подлежать немедленному исполнению (п. 12, 13 ст. 11 Закона).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex