Многие автомобилисты считают, что покупка полного комплекта зимних шин — это очень дорого. Да и зачем это делать, если зимой машина практически не используется? Однако с другой стороны, даже разовая поездка на летней резине в гололед или в снежную кашу может стать причиной аварии. А ведь это может привести к потере автомобиля, или даже здоровья…

1. Когда и почему нужно менять шины

У летних и зимних шин разные технические характеристики (состав резиновой смеси, рисунок протектора, эластичность и т.д.). Благодаря этому у зимних шин более короткий тормозной путь. Они лучше «цепляются» за дорожное покрытие, обеспечивая устойчивость автомобиля. Несомненно, все это важно при езде по скользкой, обледеневшей или заснеженной зимней дороге.

Ежегодно 1 декабря водители обязаны сменить шины на зимние и ездить так до 1 марта. Указанное правило касается как автомобилей с массой до 3,5 тонн, так и более тяжелых машин (в т.ч. легковых, грузопассажирских с массой свыше 3,5 тонн и автобусов массой до 5 тонн) (п. 207-1 ПДД).

Отметим, что каждый водитель может «переобуть машину» раньше декабря или, наоборот, снять зимние шины только в апреле. Ориентироваться нужно на погодные условия конкретного года.

Обратите внимание!
Зимние шины (п. 207-1 ПДД, ч. 2 п. 25 приложения 4 к ПДД):
— должны быть маркированы знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее либо знаками «М+S», «M&S», «M.S», «M S» или «All seasons»;
— во время эксплуатации должны иметь остаточную высоту рисунка протектора не менее 4 мм.

Несмотря на то что шины с маркировкой «All season» — «Всесезонные» — разрешены ПДД, к их выбору следует подходить осторожно. Некоторые производители таких шин выпускают их для стран с теплым типом климата, где зимой температура опускается до нуля и не ниже. Естественно, эти шины небезопасно использовать в нашей стране, где зимой температура иногда доходит до -30 град. C.

Справочно
Для прицепов, которые используются зимой, остаточная высота рисунка протектора также должна быть не менее 4 мм (ч. 3 п. 25 приложения 4 к ПДД).

Зимние шины устанавливаются на всех колесах (п. 207-1 ПДД). Рекомендуется использовать одинаковые комплектные шины одной модели. По крайней мере, они должны быть одного размера и конструкции (диагональной, радиальной и т.д.), с одинаковым рисунком протектора. Доукомплектование (при частичной замене) также следует проводить по этим правилам.

Все шины должны быть пригодны к эксплуатации. Непригодными они будут, если появились:

— один индикатор износа, расположенный по дну канавки протектора, при равномерном износе;

— два индикатора в каждом из двух сечений при неравномерном износе беговой дорожки (ч. 4 п. 25 приложения 4 к ПДД).

2. Какая ответственность, если ездить зимой на летней или изношенной резине

Установлена следующая ответственность за езду на летней резине зимой и за езду на изношенных шинах (см. таблицу 1).

Таблица 1

Езда на летних шинах зимой Езда на непригодных к эксплуатации шинах
штраф до 0,5 БВ (ч. 5 ст. 18.18 КоАП) штраф до 1 базовой (ч. 2 ст. 18.11 КоАП)
За первый в течение года проступок просто предупредят. Применять административное взыскание не будут (ч. 1 ст. 8.3 КоАП).

За второе нарушение после предупреждения уже применят установленный штраф.

За повторное нарушение в течение 1 года после наложения штрафа  грозит  штраф в размере от 2 до 5 БВ (ч. 8 ст. 18.11 КоАП).

3. А если кто-то пострадал

Автомобиль, который едет на летних или изношенных шинах по скользкой зимней дороге, неустойчив, и его трудно контролировать. В результате водитель может попасть в аварию и задеть человека либо причинить вред пассажиру. Меры ответственности в этом случае будут более жесткими. К примеру, при причинении легкого телесного повреждения водителя оштрафовать на сумму от 2 до 30 БВ или лишить прав на срок до 2 лет (ч. 1 ст. 18.16 КоАП).

Справочно
Легкое телесное повреждение наступает, если есть хотя бы один из следующих признаков (подп. 5.3 п. 5, п. 6 Инструкции о порядке проведения судебно-медицинской экспертизы по определению степени тяжести телесных повреждений, утв. постановлением Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь от 24.05.2016 N 16):
— кратковременное расстройство здоровья;
— незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

Между указанными нарушениями ПДД и последствиями в виде телесных повреждений или повреждений имущества должна быть причинно-следственная связь.

Пример
20 января Иванов И.И. управлял автомобилем. При попытке затормозить на заснеженной дороге машину «занесло», и он задел проходящего по пешеходному переходу человека. Последний получил легкие ушибы.
Выявлено, что на автомобиле были установлены зимние шины, которые имели один индикатор износа, расположенный по дну канавки протектора, при равномерном износе. Соответственно они были непригодны к эксплуатации.
Проведенная экспертиза показала, что, если бы на всех колесах были качественные зимние шины, при той же скорости движения и на такой же дороге технически водитель смог бы остановиться и не задеть пешехода.
На Иванова И.И. был наложен штраф в размере 25 БВ (ч. 1 ст. 18.16 КоАП).

Однако следует иметь в виду, что ответственность наступает только по требованию потерпевшего (его законного представителя). Административный процесс прекращается в случае примирения с потерпевшим. Примирение допускается до объявления постановления по делу (абз. 13 ч. 1 ст. 4.4 КоАП, ст. 9.4 ПИКоАП).