Ожидается, что в 2023 году жилищно-коммунальные услуги подорожают для людей в пределах 5 долларов в эквиваленте. Вместе с тем бизнес и бюджет продолжают компенсировать львиную долю расходов белорусов на отопление и подогрев воды. Хотя еще в 2020 году планировалось отказаться от перекрестного субсидирования.

Согласно указу от 5 декабря 2013 года № 550, повышение субсидируемых государством тарифов на услуги ЖКХ для населения на очередной финансовый год не должно превышать сумму, эквивалентную 5 долларам (в расчете на семью из трех человек, проживающую в двухкомнатной квартире общей площадью 48 кв. м, при нормативном потреблении жилищно-коммунальных услуг).

В 2023 году повышение тарифов будет произведено в 2 этапа: с 1 января — на жилищно-коммунальные услуги, за исключением отопления, на 9,53 рубля (в эквиваленте на 3,42 доллара); с 1 июня — на тепловую и электрическую энергию, газ природный и сжиженный на цели отопления на 4,39 рубля (в эквиваленте на 1,58 доллара).

Источник- https://ru.freepik.com/

— Государственный подход к тарифной политике в сфере ЖКХ социально ориентированный — она тесно увязана с ростом доходов граждан, — сказал БЕЛТА министр жилищно-коммунального хозяйства Андрей Хмель. — Законодательно определены четкие подходы по изменению тарифов — они могут повышаться два раза в год с 1 января и 1 июня не более чем на 5 долларов в год в эквиваленте. Это требование соблюдается на протяжении многих лет и отходить от него сегодня, насколько мне известно, ни у кого намерений нет. Как результат — оплата услуг ЖКХ в Беларуси значительно ниже, чем в сопредельных странах, и занимает относительно невысокий удельный вес в доходах белорусских семей.

В 2020-2021 годах на эти цели из семейного бюджета тратилось в среднем от 4,7% до 4,8% (при двух работающих и получающих среднереспубликанскую заработную плату и проживающих в типовой квартире).

— Мы ориентируемся на эти цифры и в 2023 году. Что касается семьи из двух пенсионеров, получающих среднереспубликанскую пенсию, то здесь доля расходов на ЖКУ в совокупном доходе семьи чуть выше 10%, — отметил министр.

Нивелировать увеличение доли жилищно-коммунальных услуг в расходах домашних хозяйств удается в том числе за счет снижения затрат на оказание ЖКУ. Экономия затрат за последние три года составила 290 млн рублей, из них в 2022 году — более 100 млн рублей, сказал Хмель. Основной упор делается на сокращении потребления топливно-энергетических ресурсов, потерь тепловой энергии и воды при транспортировке, а также на оптимизации численности штатных сотрудников, уменьшении накладных расходов.

В сентябре прошлого года Андрей Хмель заявлял, что отопление и подогрев воды государство субсидирует на 80%, но владельцы пустующих квартир, а также нигде не работающие платят «по экономически обоснованным тарифам». Остальные услуги ЖКХ население оплачивает практически по себестоимости.

Но как раз переход на стопроцентную оплату тепловой энергии наиболее чувствительный вопрос для потребителей. По экспертным оценкам, в таком случае «жировка» может потяжелеть почти в 2 раза.

За счет чего покрываются тарифы для населения? В Беларуси действует поддержка бюджета и перекрестное субсидирование, суть которого заключается в компенсации более низкой стоимости энергетических тарифов для населения за счет более высокой стоимости для промышленных предприятий.

В 2022 году правительство направило на субсидирование жилищно-коммунальных услуг около 690 млн рублей, в этом году планируется выделить примерно 720 млн рублей. «Мы контролируем рост тарифа, поэтому этой суммы достаточно», — сказал первый замминистра финансов Дмитрий Кийко.

Беларусь планировала уйти от перекрестного субсидирования к 2020 году, попутно увеличив размер зарплат. В антиинфляционной программе, которую правительство и Нацбанк Беларуси утвердили совместным постановлением № 658/12 от 12 сентября 2018 года, предполагалось поэтапное ежегодное увеличение цен (тарифов) на энергоресурсы для населения и снижение для промышленности на сумму дополнительной выручки от реализации услуг населению.

В 2020 году премьер-министр Роман Головченко признал, что задача ухода от перекрестного субсидирования «в силу объективных экономических причин не была решена». «С повестки она не снимается, ее необходимо решать», — констатировал он.

В последующем данная тема не поднималась, поскольку кошельки белорусов тяжелее не стали. Так, реальные располагаемые денежные доходы населения за 11 месяцев 2022 года снизились на 3,7% к уровню января – ноября 2021 года.

Ранее эксперты Всемирного банка рекомендовали правительству Беларуси уходить от практики перекрестного субсидирования, которая не мотивирует потребителей к эффективному потреблению тепловой энергии. Наряду с этим данный механизм снижает конкурентоспособность предприятий. С другой стороны, предлагалось внедрить адресные механизмы социальной поддержки малоимущих граждан, для которых повышенные тарифы на жилищно-коммунальные услуги могут стать тяжелым бременем.

Справедливости ради надо сказать, что в настоящее время безналичные жилищные субсидии предоставляются гражданам и семьям при условии, что ежемесячная сумма коммунальных платежей превышает 20% их среднемесячного совокупного дохода в городе и 15% — в сельской местности. За 10 месяцев 2022 года безналичные жилищные субсидии получили 27 825 семей на 2,16 млн рублей. Средняя сумма субсидии на одну семью составила 7,77 рубля в месяц.

Белорусские экономисты указывали, что при увеличении тарифов на коммунальные услуги (при условии оказания адресной поддержки наиболее уязвимым слоям населения) снижается социальная несправедливость. Дело в том, что субсидиями, которые предоставляются для поддержания низких тарифов, пользуются в том числе и наиболее обеспеченные слои населения. Чем больше у людей жилплощадь, чем больше они потребляют ресурсов, тем выше величина субсидий, которыми они пользуются.

В Министерстве жилищно-коммунального хозяйства считают, что сложно разделить граждан на малообеспеченных и материально обеспеченных и ввести для каждой категории свою плату за ЖКУ, а также администрировать процесс при изменении их статуса. При этом в Минжилкомхозе задаются вопросом, сопоставим ли эффект для экономики государства от принятия такого решения с созданием социальной напряженности в обществе от повышения тарифов.