Анастасия Борисовна Абразовская,
ведущий специалист отдела сопровождения
договоров страхования финансовых рисков
БРУПЭИС «Белэксимгарант»

В нашей стране всегда уделялось большое внимание поддержке экспорта, а в настоящее время в обстоятельствах вводимых торговых санкций, а также сложившейся геополитической обстановки вопросы поиска новых условий стимулирования и поддержки национальных экспортеров выходят на передний план.

Система поддержки экспорта состоит из множества элементов, в частности:

— создана комплексная система поддержки экспорта и импорта, координировать которую уполномочено «Агентство внешнеэкономической деятельности», в задачи которого в том числе входит функционирование электронной площадки «Одно окно ВЭД Республики Беларусь» (постановление N 284 «О повышении эффективности внешнеэкономической деятельности»);

— страхование экспортных рисков и предоставление экспортных кредитов с поддержкой государства (Указ N 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)»);

— компенсация части процентов по кредитам и лизинговым платежам потребителям белорусской продукции, если долговые обязательства по ним возникли для покупки белорусских товаров — каждому банку-нерезиденту, который будет предоставлять финансирование на эти цели (Указ N 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь»);

— компенсация экспортерам до 50% расходов по участию в международных специализированных выставках (ярмарках) и проведению оценки соответствия продукции в иностранных государствах, а также финансирование за счет бюджетных средств части расходов по организации национальных выставок Республики Беларусь за рубежом (постановление N 384 «О некоторых вопросах выставочной и ярмарочной деятельности», Указ N 412 «О поддержке экспорта»).

Справочно
Также функционирует портал, который был специально создан для оказания информационной поддержки белорусским экспортерам в продвижении их продукции на внешние рынки, оператором которого является РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».

Страхование экспортных рисков является одним из элементов системы поддержки экспорта, направленным на обеспечение экономического развития государства. Страхование экспортных рисков является международной признанной практикой, для чего в каждом государстве, как правило, создаются специализированные национальные страховые агентства. Особое место в страховании экспортных рисков занимает страхование экспортных кредитов, которое позволяет увеличивать экспортные возможности предприятий в несколько раз и предотвратить крупные финансовые потери.

Страхование экспортных рисков с поддержкой государства от имени Республики Беларусь осуществляет в рамках Указа N 534 Белорусское республиканское унитарное предприятие экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант». Право на проведение страхования экспортных рисков предоставляется коммерческим организациям, созданным для осуществления страховой деятельности и имеющим специальные разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности, которые должны постоянно иметь собственный капитал в размере не менее 25 млн бел. руб. (п. 2 Указа N 534).

Мировые события 2022 г. оказали огромное влияние на страховой рынок, а в особенности на возможность осуществлять страхование экспортных и финансовых рисков, повлекли нарушение дисциплины исполнения действующих международных контрактов как в части невозможности поставки товаров, оказания услуг и выполнения работ, так и в части невозможности их оплаты.

В начале 2022 г. страховые организации, как многие другие финансовые и производственные организации, стали заложниками разворачивающихся геополитических событий и почувствовали на себе последствия вводимых в отношении Республики Беларусь и России экономических санкций, что привело к временному «проседанию» рынка страхования экспортных услуг, а также необходимости изменения действующих подходов к страхованию экспортных рисков, в том числе корректировке действующего законодательства.

Справочно
Структура страховых взносов и страховых выплат на 31.03.2022, размещенная на сайте Министерства финансов Республики Беларусь, показывает, что страховые взносы от добровольного страхования предпринимательских рисков составили 3,26% от общего размера страховых взносов по добровольному страхованию, что составляет 46,8% к соответствующему периоду прошлого года. При этом за январь — май 2022 г. выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения в целом по республике составили 504,8 млн руб., что на 91,1 млн. руб. больше, чем в аналогичном периоде 2021 г.
Уровень страховых выплат в общей сумме страховых взносов за январь — май 2022 г. составил 65,6% (за январь — май 2021 г. — 56,3%)

Указом N 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики» предусмотрены дополнительные меры по стимулированию экспортеров, а именно:

1. Для оперативности принятия необходимых решений Правительству предоставлено право изменять условия финансирования, определенные Указом N 534.

2. Сняты ограничения по срокам предоставления экспортных кредитов (2021 — 2022 гг.).

3. Исключены предельные размеры предоставляемых кредитов в размере 3 млн долл. США в эквиваленте на одного кредитополучателя с учетом остатка задолженности этого кредитополучателя по основному долгу по экспортным кредитам.

4. Рекомендовано ОАО «Банк развития Республики Беларусь», банкам Республики Беларусь не применять штрафные санкции по договорам, предусматривающим финансирование организаций в соответствии с Указом N 534, в случае отсутствия подтверждения факта реализации товаров (работ, услуг) на экспорт при одновременном соблюдении определенных условий.

В развитие Указа N 93 Правительством принято постановление N 390 «Об условиях экспортного финансирования», которым в 2022 г. устанавливаются дополнительные условия финансирования по отношению к условиям, предусмотренным Указом N 534, а именно:

1. Экспортные кредиты могут предоставляться организации-производителю для целей реализации товаров (работ, услуг) не только организациям, не являющимся резидентами, но и:

— резидентам, уполномоченным на реализацию товаров, включенных и в установленный постановлением N 262 перечень, и иных товаров (работ, услуг) организаций-производителей организациям, не являющимся резидентами, или управляющей компании холдинга, в состав которого входят организации-производители (далее — реализующие организации), в целях последующей реализации товаров, включенных в перечень, и иных товаров (работ, услуг) организациям, не являющимся резидентами;

— организациям, не являющимся резидентами, на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров, заключенных с реализующими организациями.

2. Экспортные кредиты также могут предоставляться реализующим организациям для реализации организациям, не являющимся резидентами, товаров, включенных в перечень, и иных товаров (работ, услуг):

— приобретенных реализующими организациями у организаций-производителей;

— полученных реализующими организациями по договорам поручения, комиссии и иным аналогичным гражданско-правовым договорам, заключенным с организациями-производителями.

3. Установлены предельные размеры кредитов, выданных с учетом положений названного постановления N 390, в размере стоимости экспортного контракта для краткосрочных экспортных кредитов и 85% стоимости экспортного контракта для долгосрочных экспортных кредитов.

4. Установлены предельные размеры процентов за пользование кредитом, выданным в российских или белорусских рублях, в размере не менее 2/3 ключевой ставки, установленной Банком России (с учетом ее изменения), и не менее 2/3 ставки рефинансирования, установленной Нацбанком (с учетом ее изменения).

5. Установлен размер вознаграждения при финансировании под уступку денежного требования (факторинг) в российских рублях или белорусских рублях как 1/360 от 2/3 ключевой ставки, установленной Банком России (с учетом ее изменения), в белорусских рублях — как 1/360 от 2/3 ставки рефинансирования, установленной Нацбанком (с учетом ее изменения), за каждый день со дня финансирования фактором кредитора до дня платежа включительно.

Таким образом, в настоящее время государственными органами совместно со страховыми организациями ведется активная работа по совершенствованию механизмов стимулирования экспорта в условиях современных реалий.

Страхование экспортных рисков не только не утратило своей актуальности, а стало одним из ключевых направлений стимулирования развития экономики и поддержки национальных предприятий.

Политическая и экономическая обстановка в странах-партнерах оказала существенное влияние на организацию работы по страхованию экспортных рисков. Страховщики тщательнее подходят к анализу страхуемых сделок и оценке возможных рисков. Вместе с тем за короткий промежуток времени проделана колоссальная работа по разработке новых предложений для национальных экспортеров, по урегулированию возникших убытков и минимизации предполагаемых, совершенствованию условий страхования, содержащихся в Правилах страхования страховщиков.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex