С 8 ноября 2019 г. действует новая редакция Положения о воинском учете. Среди прочего уточнен порядок ведения воинского учета у нанимателя, а также определено, как организуется эта работа.

Организация военно-учетной работы у нанимателя

Руководство работой по воинскому учету в организации возлагается на ее руководителя. Он несет персональную ответственность за воинский учет. Вместе с тем обязанности по ведению воинского учета руководитель может возлагать на работников организации <*>.

Напомним, что в организации для ведения воинского учета, т.е. для ведения военно-учетной работы, и бронирования военнообязанных создается подразделение или назначается работник (далее — работник по воинскому учету). При этом, как и ранее, количество работников по воинскому учету определяется исходя из численности работников организации, состоящих на воинском учете. Например, если на воинском учете состоит от 500 до 2500 работников организации, назначается один работник по воинскому учету <*>.

На заметку
Наименование должности работника по воинскому учету — «инспектор по учету и бронированию военнообязанных» (выпуск 1 ЕКСД).

Если состоящих на воинском учете менее 500, обязанности по ведению военно-учетной работы могут возлагаться на одного из работников организации, например кадровика.

Определен порядок организации военно-учетной работы, который, как правило, применяется у нанимателей. Так, руководитель организации <*>:

— издает приказ об организации военно-учетной работы. В таком приказе назначаются лица, ответственные за военно-учетную работу (работники по воинскому учету), а также лица, замещающие их на период временного отсутствия (например, на время командировки, отпуска), определяется порядок обеспечения их деятельности и т.д. Копия приказа направляется в военкомат;

— утверждает должностные инструкции работников по воинскому учету. В них закрепляются должностные обязанности и права работников по воинскому учету, а также ответственность. Следует отметить, что работник по воинскому учету отвечает за непосредственную организацию и ведение воинского учета, а также несет персональную ответственность за воинский учет в организации.

Закреплено, что в период временного отсутствия работника по воинскому учету, например во время отпуска, болезни, его функции выполняет замещающее его лицо. При этом документы, необходимые для ведения воинского учета, передаются такому лицу, как и прежде, по акту. Но только после проверки специальной комиссией. Ранее такая проверка не проводилась. Что касается БСО по воинскому учету, то, как и прежде, их наличие сверяется с учетными данными соответствующего военкомата <*>.

Отметим, что до внесения изменений в Положение о воинском учете организация работы по ведению воинского учета осуществлялась в соответствии с п. 117 и 118 Инструкции о воинском учете.

Так, ч. 3 п. 117 Инструкции о воинском учете установлено, что назначение, перемещение и увольнение работников по воинскому учету необходимо согласовывать с военкомом района. Для этих целей на практике наниматель, как правило, направлял в военкомат письмо с приложением копии соответствующего приказа (выписки из него). В новой редакции Положения о воинском учете норм о согласовании нет. Постановление Совмина N 742, изложившее Положение о воинском учете в новой редакции, имеет большую юридическую силу по отношению к постановлению Минобороны N 21, которым утверждена Инструкция о воинском учете. В связи с этим, полагаем, с 08.11.2019 проходить процедуру согласования с военкоматом при назначении работника по воинскому учету не требуется. На наш взгляд, нанимателю достаточно направить в военкомат копию приказа, т.е. уведомить о назначении работника по воинскому учету <*>. Ждать ответа из военкомата о согласовании его кандидатуры не нужно. Вместе с тем рекомендуем нанимателям уточнить вопрос о необходимости согласования назначения работника по воинскому учету в соответствующем военкомате.

Обязанности работников по воинскому учету

Пересмотрен перечень обязанностей, возлагаемых на работников по воинскому учету, в частности <*>:

— некоторые обязанности из новой редакции Положения о воинском учете исключены во избежание дублирования их с нормами ст. 9 Закона о воинской обязанности. А в сам текст документа включена отсылка к данной норме, означающая, что работники по воинскому учету должны в том числе:

оповещать работников о вызове в военкомат, орган госбезопасности по их требованию;

извещать военкоматы (управления КГБ по областям) о принятии на работу (увольнении с нее) призывников и военнообязанных;

направлять в этот же срок в указанные органы сведения, которые необходимы для занесения в документы воинского учета;

— определен месячный срок для письменного уведомления военкоматов и управлений КГБ по областям об изменениях, касающихся семейного положения, состава семьи, уровня основного образования, должности (специальности) и места жительства граждан. Ранее сообщить об этом нужно было в недельный срок. Кроме того, перечень данных, об изменении которых необходимо уведомлять военкоматы (управления КГБ по областям), расширен. К ним также отнесены сведения об изменении Ф.И.О., состоянии здоровья и др.;

— установлена обязанность проверять подлинность удостоверений призывников (военных билетов) при приеме на воинский учет. А при обнаружении неоговоренных исправлений, неточностей, подделок, отсутствия листов — сообщать об этом в военкоматы и управления КГБ по областям. В ч. 2 п. 126 Инструкции о воинском учете речь идет только о военных билетах. При этом указано, что при обнаружении исправлений, неточностей и т.д. наниматель должен направить владельца такого документа в военкомат для уточнения данных. С 08.11.2019 при возникновении данной ситуации работнику по воинскому учету следует руководствоваться нормами новой редакции Положения о воинском учете;

— закреплена обязанность выдавать расписку при приеме от гражданина удостоверения призывника. При этом в ч. 3 ст. 126 Инструкции о воинском учете такая обязанность установлена только в отношении принимаемого нанимателем военного билета. Таким образом, с 08.11.2019 расписку нужно выдавать при приеме и военного билета, и удостоверения призывника.

Обратите внимание!
За нарушение обязанностей по воинскому учету наступает административная ответственность работника по воинскому учету <*>.

Личные карточки воинского учета

Как и ранее, в организациях осуществляется персонально-первичный воинский учет по личным карточкам. Напомним, что законодательство содержит утвержденную форму личной карточки воинского учета <*>.

При этом заполнение на всех призывников и военнообязанных личных карточек признано одной из обязанностей лица, ответственного за воинский учет в организации, т.е. руководителя либо работника по воинскому учету <*>.

Закреплена обязанность по составлению картотеки из личных карточек. Отметим, что необходимость ведения картотеки предусматривалась и до внесения изменений в Положение о воинском учете <*>.

Определен порядок обращения с изъятыми из картотеки личными карточками работников, которые сняты или исключены с воинского учета. Такие карточки хранятся отдельно до очередной сверки с учетными данными военкомата (управления КГБ по области). Затем они подлежат уничтожению <*>.