Сегодня мы часто слышим или читаем в Интернете: «для карьерного роста нужен ментор», «менторство набирает обороты в современном мире», «ментор помог мне вырасти как профессионалу». Так что такое менторство и является ли оно современным изобретением?

Понятие менторства

В широком смысле менторство — это наставничество, воспитание. В процессе менторства более опытный наставник/учитель/советчик помогает развиваться менее опытному ученику. Наставника называют ментор, ученика — менти.

Сейчас под менторством понимают чаще всего наставничество в профессиональной сфере, например среди IT-специалистов, юристов и т.п. Так, опытные сотрудники юридических и адвокатских компаний предлагают свои услуги в качестве менторов молодым коллегам. В институтах/университетах первокурсники становятся менти старшекурсников.

Термины «ментор», «менти», «менторство» используют не все компании, чаще всего эти термины можно встретить в IT-сфере. Процесс профессионального обучения новичков опытными сотрудниками может называться наставничеством, кураторством и т.п.

Возникновение института менторства

Наставники появились еще в Древней Греции, они обучали молодых людей военному искусству, риторике, астрологии, игре на музыкальных инструментах, основам медицины. Греки считали обучение у наставника лучшим способом вырастить из мальчиков воинов, правителей, ученых. Наставниками для молодежи были такие известные личности, как Платон и Сократ.

Царь Одиссей, отправляясь в Трою, оставил своего сына на попечение наставника, которого звали Ментор. Потом имя этого наставника стало нарицательным, его стали использовать как синоним слова «наставник».

Идея наставничества не чужда и христианству. Ведь Христос был наставником для апостолов, которые и называли себя его учениками.

Менторство в дореволюционной России

В 1813 г. Министерство народного просвещения России ввело институт наставников в некоторых учебных заведениях страны. Наставник не был обычным учителем по какому-либо предмету. В обязанности наставника входило скорее воспитание учеников, чем их обучение. Наставник прививал своим ученикам приличия и вкусы, развивал их нравственность, воспитывал преданность монархии.

Чуть позже наставниками стали называть не воспитателей, а наиболее опытных учителей, которые учили уже не только учеников, но и менее опытных коллег. По сути, такие наставники были менторами в сегодняшнем понимании этого термина. Они передавали молодым коллегам свои профессиональные знания, помогали молодым учителям применять их теоретические знания на практике, делились опытом.

В это же время развивается ученичество у ремесленников. Они берут себе учеников-подмастерьев и обучают своему мастерству. Так как в ученики идут обычно подростки, то мастер не только учит профессии и азам бизнеса, но и воспитывает своего ученика. Это тоже форма менторства того времени.

Наставничество в СССР

После 1917 г. наставничество не только не забыто, ему придают большое значение и активно используют для подготовки рабочих кадров. Считалось, что наставник должен делиться с учениками не только профессиональными знаниями, но и жизненным опытом.

В 30-е гг. 20 века в СССР наставничество поощрялось, проводились смотры наставников, лучшие из них получали награды.

После Великой Отечественной войны квалифицированных рабочих и специалистов не хватало, поэтому организовывали школы наставников. В этих школах готовили наставников, которые потом шли на фабрики и заводы обучать работников и повышать их квалификацию.

С 60-х гг. наставничество приобретает значение, близкое к сегодняшнему пониманию менторства. Считалось, что наставничество — важнейшая часть профессиональной подготовки и развития специалистов и рабочих. Наставниками становятся наиболее опытные и уважаемые специалисты в своей профессии. Они передают ученикам не только профессиональные секреты и опыт, но и прививают правильные идеологические и политические взгляды, помогают взрослению и становлению.

В 90-х гг. наставничество пошло на спад. Возросла профессиональная конкуренция, люди боялись потерять свои рабочие места и не хотели передавать свой опыт более молодым коллегам.

Менторство в современной Беларуси

С 2000 г. наставничество вновь набирает обороты, только сейчас его все чаще называют менторством. Ведь организациям не нужны просто вчерашние выпускники. Им нужны люди, которые имеют представление о применении на практике полученных теоретических знаний, знакомы с профессиональной средой, разделяют профессиональные ценности. С другой стороны, современные молодые специалисты стремятся к карьерному росту и профессиональным достижениям.

Именно институт менторства может помочь и нанимателям, и молодым специалистам достичь своих целей. Несмотря на то что институт наставничества белорусским законодательством мало урегулирован, его используют во многих компаниях нашей страны. Обычно это так называемое внутреннее наставничество/менторство, когда более опытный сотрудник компании помогает новичку. Цель наставника не только передавать практический опыт, но и помочь адаптации новичка, познакомить его с корпоративной культурой и ценностями компании.

Трудно не согласиться с древними греками, считавшими наставничество одним из лучших способов обучения молодежи. Ведь оно дает возможность компании получить сотрудников, обладающих нужными именно ей знаниями, навыками и умениями. А молодые специалисты благодаря работе с наставником могут повысить свой профессионализм и быстрее взобраться по карьерной лестнице.