Морское право – понятие, которое нередко вызывает ассоциации с просторами океанов, крупными контейнеровозами и бурными приключениями. Однако какая его роль в стране, которая не имеет прямого выхода к морю? 

Роль морского права в Беларуси 

Морской транспорт остается одним из наиболее эффективных и востребованных средств грузоперевозок в мире, причем перевозка морем обычно обходится дешевле, чем использование других видов транспорта. Для Беларуси вопрос создания торгового флота не теряет актуальности на протяжении многих лет.

С учетом активного участия страны в международной торговле развитие морского права становится необходимым и неотъемлемым элементом нашей правовой системы даже при условии географических ограничений.

Исторический контекст

Исторические корни морского права в Беларуси восходят к торговым отношениям и водным маршрутам, которые существовали на ее территории. Основы этого права формировались благодаря сложившимся традициям.

Существуют свидетельства, что на территории современного Полесья – в районе Брестской области и восточнее – много веков назад располагалось настоящее море. Первое упоминание о нем, сделанное около 2500 лет назад, встречается у Геродота. Еще одно доказательство – средневековые карты.

Вспомним также путь «из варяг в греки», который проходил по территории нашей страны, и Великое княжество Литовское, которое простиралось от «моря до моря». По одной из версий, порт Хаджибей (Качибей, Коцюбеев) – будущая Одесса – был основан в правление Витовта.

Эти исторические факты свидетельствуют о наличии водных путей и морской торговли в регионе и о влиянии морского элемента на формирование в Беларуси правовых норм и обычаев. Так, в Статуте Великого княжества Литовского 1588 года нашли отражение нормы о прочищении портовых рек, о границах по рекам, о портах на судоходных реках и затонувших товарах, рыболовстве и т.д.

Современное же морское право страны формировалось в основном в контексте международных соглашений.

Нормативное регулирование 

Морское право в Беларуси на современном этапе охватывает широкий спектр самых разнообразных вопросов – имущественных, административных, процессуальных, трудовых и т.д. Их правовое регулирование в первую очередь осуществляется на основе:

  • отечественного Кодекса торгового мореплавания;
  • Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и других международных договоров, участницей которых является Беларусь;
  • нормативных предписаний в актах Совмина, Минтранса и иных госорганов в соответствии с их компетенцией.

Главные направления дальнейшего развития данной отрасли права определяет Госпрограмма «Транспортный комплекс» на 2021–2025 годы. Планируется продолжить:

— работу по приведению нормативной правовой базы в соответствие нормам Международной морской организации и международных договоров Беларуси в сфере безопасности морского судоходства и предотвращения загрязнения морской среды;

— участие в работе Международной морской организации по вопросам разработки и принятия норм, правил и стандартов безопасности торгового мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды;

— совершенствование процедур регистрации морских судов и порядка ведения Госреестра морских судов;

— укрепление международного сотрудничества в данной сфере.

К 2025 году должно увеличиться до 20 единиц количество судов, зарегистрированных в Госреестре морских судов, а грузооборот должен вырасти в 9,8 раза (ч. 12 подпрограммы 3, п. 12 и 13 приложения 1 к Госпрограмме «Транспортный комплекс»).

Интересные факты 

1. Беларусь является участницей 22 международных конвенций в области морского права, а 29 ноября 2016 года вступила в Международную морскую организацию. Это позволяет участвовать в международном морском сообществе и защищать свои интересы на море.

2. В 2013 году Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) впервые признала Беларусь как государство, обладающее морским торговым флотом под национальным флагом.

Сегодня 13 морских судов ходят под флагом Беларуси и используются для перевозки грузов по всему миру (по данным открытых интернет-источников, оказывающих услуги отслеживания судов в реальном времени).

3. Большой десантный корабль «Минск» – единственный в ВМФ России носит название столицы другой страны. В 2000 году он получил это название в честь особых отношений между Россией и Беларусью.

4. Во второй половине XX века почти 1 млн белорусов посвятили свою жизнь морю. Более 200 тысяч наших соотечественников служили в военно-морском флоте различных стран, 74 белоруса стали адмиралами. Владимир Николаевич Дронов закончил военно-морскую службу в звании контр-адмирала; Георгий Никитич Холостяков, Егор Андреевич Томко, Валентин Петрович Дрозд – вице-адмиралов.

5. В Беларуси выдают национальное удостоверение личности моряка, а в 2024 году Минздрав впервые определил порядок медицинского освидетельствования моряков, форму медицинского документа, выдаваемого по его результатам, и перечень медицинских противопоказаний для работы на морских судах (постановление Минздрава от 31 января 2024 года № 16 «О вопросах медицинского освидетельствования моряков»).

6. В ближайшем будущем в Беларуси планируется создать собственную портовую инфраструктуру, выстроить транспортную систему до портов. Рассматривается возможность участия в программе строительства атомного флота, который будет обеспечивать навигацию в сложных погодных условиях.