На днях крупнейшие мировые рейтинговые агентства понизили кредитный рейтинг Беларуси. Говоря по-простому, эксперты увидели реальную возможность дефолта по ценным бумагам Беларуси. То есть велика вероятность, что страна не сможет платить по долгам. На чем основаны такие прогнозы, насколько они реалистичные и критичные для экономики Беларуси в целом и обычных людей в частности?

Что случилось?

Источник — https://pixabay.com/

Сначала агентство S&P понизило долгосрочные кредитные рейтинги Беларуси в иностранной или национальной валюте до ССС с негативным прогнозом. Затем агентство Fitch также понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Беларуси в иностранной валюте с уровня В до ССС.

В принципе кредитный рейтинг страны отражает способность государства отвечать по своим обязательствам. Иными словами — это оценка платежеспособности страны. Страны, имеющие оценки от AAA до BBB, считаются привлекательными для инвесторов. Остальные — высокорискованные для вложений. Сейчас, по мнению агентств, у Беларуси высоки риски неисполнения обязательств, поэтому рейтинги близки к преддефолтному уровню.  То есть вероятность того, что эмитент не сможет (или не захочет) платить по долгам значительно увеличилась.

Чем аргументируют свою позицию аналитики?

Понижение рейтингов Беларуси произошло после аналогичных действий с рейтингами России в связи с военной операцией РФ в Украине и последовавшими за этим беспрецедентными западными санкциями.

— Мы считаем, что эти санкции серьезно подорвут белорусскую экономику и создадут значительный риск для финансовой стабильности. В отсутствие непредвиденного положительного развития событий мы теперь считаем вероятным, что Беларусь объявит дефолт в течение следующих 12 месяцев, — говорится в сообщении S&P.

Ранее готовность России оказать Беларуси поддержку рассматривалась агентствами в качестве фактора, поддерживающего белорусский кредитный рейтинг. Теперь способность РФ эффективно поддерживать союзника вызывает сомнения. Дальнейшее вовлечение Минска в конфликт может привести к ужесточению санкций.

Эксперты поясняют, что санкции США и ЕС, запрещающие любые операции с Центральным банком России, оказывают большое влияние на основные показатели кредитоспособности России.

— Из-за блокировки золотовалютных резервов на счетах банков западных стран Россия потеряла возможность управления своей подушкой безопасности, которая была одним из ключевых слагаемых ее устойчивости, — пояснил экономист проекта BEROC Дмитрий Крук.

Впрочем, аналитики «Фридом Финанс» полагают, что установленные рейтинги не отражают реальную возможность дефолта России. У России накоплены значительные объемы золотовалютных резервов, и, несмотря на частичную их блокировку странами Запада, у России есть возможности обслуживать свои долги, считают эксперты. По их оценке, на конец 2021 года государственный долг России составлял 18,1% от ВВП, поэтому вероятность дефолта крайне низкая, даже с учетом последних событий. Для сравнения аналитики приводят долг США, который составляет 128% от ВВП.

Евросоюз 9 марта ввел ограничительные меры в отношении Нацбанка Беларуси. Согласно заявлению Еврокомиссии, принято решение «запретить операции с Центральным банком Беларуси, связанные с управлением резервами или активами, а также предоставление государственного финансирования для торговли и инвестиций в Беларуси». ЕС также вводит запрет на предоставление банкнот евро в Беларусь.

Что у Беларуси с госдолгом?

По данным Минфина, государственный долг Беларуси на 1 февраля 2022 года составил 58,9 млрд рублей и увеличился по сравнению с началом 2022 года на 0,6 млрд рублей, или на 1,1%. Внешний госдолг был на уровне 17,9 млрд долларов, уменьшившись с начала года на 0,3 млрд долларов (с учетом курсовых разниц), или на 1,6%. Внутренний госдолг составил 12 млрд рублей, увеличившись с начала года на 0,2 млрд рублей (с учетом курсовых разниц), или на 1,6%. На 1 февраля 2022 года объем выданных гарантий правительства превысил 8,9 млрд рублей в эквиваленте. Таким образом госдолг с учетом госгарантий составил 67,8 млрд рублей в эквиваленте, что составляет 37,5% ВВП.

Другое дело, что Минфин фиксирует госдолг в белорусских рублях. В последующем это может привести к другим цифрам из-за курсовых разниц, потому что, по оценкам Fitch, около 90% госдолга Беларуси номинировано в иностранной валюте.

На погашение и обслуживание госдолга в 2022 году власти Беларуси планировали направить примерно 10,5 млрд рублей. Общие платежи по госдолгу ожидались на уровне 3,7 млрд долларов в эквиваленте. В декабре 2021 года первый вице-премьер Беларуси Николай Снопков сообщил, что на фоне западных санкций правительство республики прорабатывает программу с Евразийским фондом стабилизации и развития (ЕФСР) с выделением кредита Российской Федерацией на 3,5 млрд долларов для целей рефинансирования госдолга. Однако 16 февраля 2022 года в Минфине РФ сказали, что сейчас речь идет о сумме в пределах 1 млрд долларов. В Москве пообещали Беларуси рефинансировать долги перед внешними кредиторами, в первую очередь самой Россией и подконтрольным ей ЕФСР.

Источник — https://pixabay.com/

Дмитрий Крук считает, что до 24 февраля — дня начала военной операции России в Украине —  Беларуси действительно было достаточно привлечь 1 млрд долларов для рефинансирования обязательств. Оставшуюся сумму «можно было погасить собственными силами». Сейчас ситуация не выглядит такой однозначной. В начале года правительство планово погасило внешние и внутренние обязательства в иностранной валюте на сумму порядка 280 млн долларов. Последующие выплаты в марте–апреле на 350 млн долларов также видятся подъемными, считает Крук. А вот в более длительной перспективе объявление технического дефолта экономист видит вероятным.

В Fitch полагают, что общие выплаты по суверенному долгу Беларуси в 2022 году «по-прежнему кажутся управляемыми, поскольку в них преобладают выплаты России и связанным с ней организациям, Китаю, а также облигациям на внутреннем и российском рынках».

Ходят слухи, что Беларусь и Россия могут сами не платить по долгам?

Минфин России сообщил, что возможность платить по внешним долгам будет зависеть «от введенных иностранными государствами ограничительных мер». Так, в Кремле уже заявили, что намерены делать это не в валюте, в которой выдавались кредиты, а в российских рублях.

Однако неисполнение своих обязательств рискованно. Например, крупным российским госкорпорациям просто объявить дефолт по еврооблигациям не удастся, поскольку тогда их имущество за рубежом окажется под риском ареста и изъятия. Поэтому неудивительно, что 7 марта «Газпром» погасил свои евробонды на 1,3 млрд долларов.

В S&P допускают, что помимо финансовых соображений, Беларусь может отказаться выполнять свои обязательства в качестве ответных мер против санкций.  Однако официальный Минск до недавних пор всячески подчеркивал свое желание платить по долгам и иметь репутацию ответственного кредитора. Иных заявлений не звучало.

Что с этого обычным людям?

Ведущий аналитик долгового рынка «Открытие Инвестиции» Александр Шураков говорит, что рейтинговые действия имеют какой-либо заметный вес, только когда они носят упреждающий характер, то есть показывают тенденции, которые видят рейтинговые аналитики, но не видят участники рынка. В текущей ситуации понижение кредитного рейтинга носит скорее технический, «догоняющий» характер, считает эксперт. По его мнению, понижение рейтинга уже не окажет какого-либо заметного влияния ни на обычных граждан, ни на инвесторов, так как теряется на фоне введенных санкций и ограничений.

В Fitch отмечают, что источники финансирования для Беларуси уже были ограничены ранее существовавшими санкциями, а новые экспортные санкции и нежелание западных контрагентов работать с белорусским бизнесом ударят по доходам в иностранной валюте. Поэтому эксперты агентства ожидают снижения курса белорусского рубля и сокращения экономического роста. Ослабление белорусского и российского рублей будет способствовать росту инфляции, которая с сентября 2021 года в Беларуси измеряется в районе 10%.