От физического состояния водителя зависит скорость его реакции и поведение при управлении транспортным средством. Если какой-то из основных показателей отклоняется от нормы, это может быть небезопасно. Для того, чтобы выявить возможные отклонения, водитель перед началом (если это необходимо, то и во время) работы должен пройти соответствующее обследование и получить допуск к работе.

Проведение предрейсового обследования и контроля состояния водителей

С целью удостоверения того, что водитель своими действиями не причинит вред, проводится предрейсовое обследование и контроль состояния водителей. Обязанность организовать предрейсовое обследование и контроль состояния водителей закреплена за руководителем организации <1>.

Обследование водителей перед рейсом может проводиться в различных формах – в зависимости от вида осуществляемой деятельности в области автомобильного транспорта:

приборный контроль (контроль состояния водителей) – проводится, если лицензия организации не нужна <2>;

На заметку
Если, к примеру, водитель организации в рамках исполнения служебных обязанностей управляет автомобилем, предназначенным для перевозки должностных лиц (сотрудников) этой организации, то этот вид деятельности лицензированию не подлежит <3>.

Приборный контроль состояния водителей проводится с помощью специальных приборов и включает в себя <4>:

— определение концентрации паров алкоголя в выдыхаемом воздухе;

— выявление наркотических средств, психотропных, одурманивающих веществ.

Обратите внимание!
Контроль состояния водителей на нахождение в алкогольном опьянении — обязательная процедура перед рейсом. Контроль водителя на нахождение в наркотическом опьянении требуется при наличии определенных признаков <5>.

Приборный контроль проводится уполномоченным на то работником организации, при этом его квалификация не имеет значения <6>. Чтобы закрепить за работником данную функцию, может быть издан приказ об этом за подписью руководителя организации.

Если показания приборов показывают отсутствие у водителя алкогольного (наркотического) опьянения, то в путевом листе делается соответствующая отметка – о допуске его к работе. Если алкогольное или наркотическое опьянение выявлено, то сведения об этом в письменной форме доводятся до руководителя организации и вносятся в журнал регистрации водителей, отстраненных от работы <7>;

предрейсовое обследование – проводится в случае, если для осуществления деятельности организации нужна лицензия <8>.

На заметку
Если организация оказывает услуги, например, в сфере перевозок пассажиров, то такая деятельность подлежит лицензированию <9>.

Предрейсовое обследование водителей включает в себя <10>:

— измерение пульса и артериального давления, температуры тела;

— опрос водителя о состоянии здоровья;

— приборное определение концентрации паров алкоголя в выдыхаемом воздухе;

— определение наличия наркотических средств в биологических образцах;

— определение наличия клинических признаков состояния опьянения.

Предрейсовое обследование водителя может проводить только медработник – штатный или привлеченный <11>.

Если в штате организации есть медработник, то проводить предрейсовое обследование он может только после прохождения специального обучения. Оно проводится в учреждениях образования (их подразделениях), обеспечивающих повышение квалификации и подготовку кадров.

Справочная информация
Медработника (специалиста со средним специальным образованием) можно направить, например, на курсы повышения квалификации: «Освидетельствование лиц для установления факта употребления алкоголя и других психоактивных веществ». В г. Минске их проводит учреждение образования «Белорусский государственный медицинский колледж» (см. более подробно).

В случае, когда штатного медработника в организации нет, можно на договорной основе обратиться к услугам организаций здравоохранения, иных организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность <12>.

Справочная информация
Данную услугу в г. Минске оказывает, например, учреждение здравоохранения «Городской клинический наркологический диспансер».

На основе проведенного обследования принимается решение о возможности или невозможности допуска водителя к работе. Основанием допуска водителя к работе является соответствующая отметка в путевом листе с подписью лица, проводившего предрейсовое обследование <13>.

Если принято решение не допускать водителя в рейс, то медработник представляет об этом руководителю организации рапорт <14>.

Каковы действия нанимателя, если водитель не получил допуск в рейс

Если по результатам проведения приборного контроля или предрейсового обследования выявлено, что водитель находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и не может быть допущен в рейс, то наниматель должен отстранить его от работы (не допустить к работе) <15>.

В противном случае, если нетрезвый водитель (либо находящийся в состоянии наркотического опьянения) был допущен к управлению транспортным средством, ответственное лицо могут привлечь к административной или уголовной ответственности <16>.

На заметку
За допуск транспортного средства (его техническое состояние и эксплуатацию), как правило, отвечает лицо, назначенное руководителем. Данная обязанность закрепляется локальными актами, например, положением о структурном подразделении организации либо приказом руководителя.