Современные тенденции в мировой торговле создают жесткие условия для бизнеса. Чтобы оставаться конкурентоспособным, товар надо доставить потребителю в максимально короткое время и с минимальными затратами.

Информационный обмен сведениями и документами

С одной стороны, таможенные органы должны обеспечивать беспрепятственное перемещение товаров законопослушными лицами. С другой — эффективную защиту экономических интересов государства и противостояние трансграничной преступности. Эту дилемму призваны разрешить инновационные технологии таможенного администрирования, закрепленные в Таможенном кодексе ЕАЭС <1>.

В первую очередь основной акцент ТмК ЕАЭС делает на информационном взаимодействии между таможенными и иными госорганами, а также субъектами внешнеэкономической деятельности. Осуществляться оно будет посредством обмена сведениями и документами в электронном виде (п. 2 ст. 318 ТмК ЕАЭС).

В ст. 362 ТмК ЕАЭС речь идет об обмене документами и (или) сведениями между таможенными органами и субъектами хозяйствования, вовлеченными в внешнеэкономическую деятельность. Такой обмен проводится через информационные системы таможенных органов и субъектов хозяйствования либо с использованием ресурсов сети Интернет.

Одно окно

ТмК ЕАЭС закрепил общие подходы к использованию в деятельности таможенных органов механизма одного окна.

Например, документы и (или) сведения для таможенных операций при их совершении таможенному органу можно не представлять. Но только в случае, если таможенные органы могут получить такие документы и (или) сведения из своей информационной системы либо информационных систем госорганов (организаций) государств — членов ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия.

Тогда лица, определенные ТмК ЕАЭС, указывают сведения о необходимых документах в таможенной декларации. Их также можно представить таможенным органам иным способом (п. 2 ст. 80 ТмК ЕАЭС).

Отметим, что таможенные органы в ряде случаев могут получать из информационных ресурсов, в том числе других госорганов, сведения о разрешительных документах, сертификатах, валютном контроле и т.п.

ТмК ЕАЭС предусматривает, что информация о документах, которые таможенные органы могут получать из информационных систем, будет размещаться на их официальных сайтах и (или) доводиться до лиц иным способом.

Декларанты получили возможность при убытии товаров с таможенной территории ЕАЭС представлять только сведения о декларации вместо самой декларации или ее копии (п. 2, 9 ст. 92 ТмК ЕАЭС).

В целом, насколько понятно из приведенных примеров, ТмК ЕАЭС предполагает максимальное использование информационных ресурсов и официальных сайтов ЕЭК и таможенных служб государств — членов ЕАЭС.

Электронное таможенное декларирование

Одна из важных новелл ТмК ЕАЭС — приоритет электронного таможенного декларирования. Письменное декларирование будет применяться только в определенных случаях. Другими словами, это означает кардинальный переход в таможенных правоотношениях от бумажного документооборота к электронному. Сейчас же Таможенный кодекс Таможенного союза (ТмК ТС) разрешает составлять декларацию на товары исключительно на бумажном носителе <2>.

Пункт 3 ст. 104 ТмК ЕАЭС закрепляет таможенное декларирование товаров в электронной форме. Декларирование в письменной форме допускается (п. 4 ст. 104 ТмК ЕАЭС):

— при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;

— в отношении товаров для личного пользования;

— в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

— в отношении транспорта международной перевозки;

— при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств — членов ЕАЭС с третьей стороной;

— в иных случаях, установленных ЕЭК и законодательством государств — членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

ТмК ЕАЭС также урегулировал ситуацию, когда у таможенного органа нет возможности принять электронную декларацию <3>. В подобном случае таможенное декларирование возможно в письменной форме. Со своей стороны, таможенный орган обязан зарегистрировать письменную таможенную декларацию (п. 9 ст. 111 ТмК ЕАЭС).

Вводится альтернатива во всех случаях взаимодействия декларанта с таможенным органом — при отзыве декларации на товары, внесении в нее изменений. Нововведение предполагает активное использование информационных систем. Действующий же ТмК ТС допускает только письменную форму взаимодействия.

Еще одно важное нововведение в рамках электронного таможенного декларирования — возможность подать декларацию (на товары, транспортное средство, транзитную декларацию), не представляя документы, на основании которых она заполнена <4>. Таможенный орган вправе истребовать такие документы, только если сработает система управления рисками. Эта новация позволит ускорить таможенное декларирование.

ТмК ЕАЭС предусматривает ряд изъятий, а именно:

— если декларация на товары или транзитная декларация подается на бумажном носителе, декларант обязан представить документы, подтверждающие полномочия лица, которое ее подает;

— если декларация на транспортное средство подается в виде электронного документа, представлять документы, подтверждающие заявленные сведения, не требуется, а если на бумажном носителе — необходимо представить такие документы (п. 5 ст. 278 ТмК ЕАЭС).

Вышеприведенная новелла не означает, что декларант может вообще не иметь документов, на основании которых заполнил таможенные декларации. Его обязанность — иметь и хранить такие документы в течение установленного срока. Это необходимо, чтобы таможенный орган в рамках таможенного контроля (до либо после выпуска товаров) мог проверить достоверность заявленных сведений.

Данное нововведение потребует от таможенных служб перенастройки систем управления рисками. Им придется действовать точечно, выявляя злоумышленников и не перегружая избыточным контролем добропорядочный бизнес.

Предварительное информирование

ТмК ЕАЭС усовершенствовал подход к представлению предварительной информации. Причем изменил как идеологию предварительного информирования, так и подходы к представлению предварительной информации о товарах, перемещаемых различными видами транспорта.

Во-первых, состав информации подразделяется на два вида:

1) для оценки рисков и принятия таможенным органом предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и обеспечивающих его мер;

2) для ускорения таможенных операций и оптимизации таможенного контроля.

Предварительная информация первого вида подается в обязательном порядке. Предварительная информация второго вида представляется по желанию заинтересованных лиц (п. 2, 3 ст. 11 ТмК ЕАЭС).

Во-вторых, разрешается представлять предварительную информацию в виде электронного документа (п. 4 ст. 11 ТмК ЕАЭС). Ее можно будет использовать в ряде таможенных операций. Например, связанных с уведомлением о прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС, помещением товаров на временное хранение, таможенным декларированием, а также иных таможенных операций, определяемых ЕЭК. Это хорошая альтернатива существующему порядку. Сейчас уведомлять таможенный орган о прибытии нужно, подавая большой пакет документов. С 1 января достаточно будет представить документ с номером регистрации предварительной информации (п. 1 ст. 100 ТмК ЕАЭС).

ТмК ЕАЭС закрепил возможность использовать предварительную информацию, представленную в виде электронного документа, в качестве транзитной декларации. Порядок такого использования будет устанавливать ЕЭК (п. 7 ст. 105 ТмК ЕАЭС).

В-третьих, в качестве предварительной информации можно будет использовать сведения, заявленные в электронной таможенной декларации при предварительном таможенном декларировании. Случаи и порядок использования таких сведений в качестве предварительной информации определит ЕЭК (п. 15 ст. 11 ТмК ЕАЭС).

Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2017, № 8