Жители Литвы и Латвии все чаще посещают Беларусь по «безвизу». Здесь они закупаются топливом, сигаретами и продуктами. Вместе с тем в странах Балтии немало и тех, кто пытается заработать на подсанкционных товарах.

Источник — https://ru.freepik.com/

В Беларуси безвизовый режим для граждан Литвы и граждан (неграждан) Латвии действует до 31 декабря 2022 года. Кроме того, сняты ковидные ограничения для въезда в страну — ПЦР-тест или сертификат о вакцинации не нужны.

С 15 апреля по 20 июня в Беларусь прибыло 74 764 иностранца: 50877 граждан Литвы, 17655 граждан и 6232 негражданина Латвии, сообщает белорусский Госпогранкомитет.

Наиболее интенсивный поток регистрируется в выходные дни. За минувшие выходные в Беларусь без виз въехало 5568 иностранцев: 2981 гражданин Литвы, 1494 гражданина и 402 негражданина Латвии.

Что так привлекает соседей?

Представители Литовского таможенного департамента рассказали Delfi, что поток машин в Беларусь из Литвы вырос в 5 раз, когда Беларусь ввела «безвиз» для граждан ЕС. Люди ездят в Беларусь за дешевыми топливом и сигаретами, а также некоторыми продуктами.

— Мы спрашиваем у жителей, с какой целью они ездили в соседнюю страну, они обычно нам так отвечают. В редких случаях навещают родственников, обычно едут за покупками, горючим и сигаретами, — сказала представитель литовской таможни.

Так, например, литр бензина в Вильнюсе стоит чуть более 2 евро. То есть заправка 50-литрового бензобака обходится в 100 евро.

На белорусских АЗС литр бензина АИ-95 продают за 2,44 рубля. За 50 литров надо заплатить 122 рубля, или 45,8 евро.

Стоит сказать, что на приграничных АЗС с 20 мая дизельное топливо продают по более высоким ценам. Как пояснили в концерне «Белнефтехим», речь идет о продаже «дизеля» на 12 приграничных заправках, которые были закреплены решением правительства Беларуси за пунктами пропуска и установленными местами для перегрузки или перецепки прицепов с грузом. Фурам с европейскими номерами там можно заправиться только дизельным топливом определенных марок, а «цена на него выше уровня розничной цены на обычные виды дизельного топлива в Беларуси». Так, в момент введения ограничения литр дизтоплива на большинстве белорусских заправок продавали за 2,34 рубля (сейчас на 10 копеек дороже), а на приграничных – за 3,58 рубля. При этом ограничение не касается белорусских потребителей (граждан и резидентов Республики Беларусь), а также физических лиц – граждан стран Евросоюза, у которых остается возможность заправлять автомобили другими видами дизтоплива на остальных АЗС, которых в Беларуси более 800.

Наряду с этим бизнесмены из Литвы и Латвии пытаются обойти санкции против Беларуси и России, которые страны Запада ввели после начала военного конфликта в Украине. Об этом сообщает телеканал LNK со ссылкой на представителей литовской таможни.

С 5 июня 2022 года в ЕС запрещен ввоз белорусской древесины, изделий из нее, цемента, железа, стали, резины для машин.

По информации представителя литовской таможни Роландаса Юргайтиса, пресечено более 1000 попыток подсанкционного импорта. Составлено более 100 протоколов об административных нарушениях, начато несколько десятков расследований. Чаще всего в Литву везут древесину и стройматериалы.

По словам Юргайтиса, есть компании, которые все еще заказывают товары из России и Беларуси, но эти товары ни разу в Литву не впускали. Он отметил, что компании «подают декларацию во второй, в третий раз, в надежде, что попадут на такого сотрудника, который пропустит товар, и так они обойдут санкции».

— Создается такое впечатление, что Украине мы сочувствуем, но деньги деньгами, а бизнес бизнесом. И хочу сказать, что не весь бизнес из патриотизма прекратил свою торговую деятельность с РФ и Беларусью. Есть те, кто продолжает и не хочет прекращать торговлю, — подчеркнул Юргайтис.

Также в Литве были случаи подделки дат на документах, поскольку до введения санкций Еврокомиссия сделала исключения – разрешила завершить сделки с Россией и Беларусью в определенный срок. Таможня сейчас следит за случаями изменения происхождения товаров.

— Тут двойной контроль. Мы смотрим через призму товаров, а банк – через расчеты. В данном случае, если нет денег, не будет и товаров, а нет товаров – нет и денег, – цитирует Юргайтиса Delfi.

Попытки обхода санкций фиксируются и в других странах Балтии.

Генеральный директор Службы государственных доходов (СГД) Латвии Иева Яунземе сообщила, что ведомство выявило более 400 случаев обхода санкций Евросоюза против России и Беларуси.

Известно, что в десяти случаях заведены уголовные дела. Большая часть нарушений также связаны с подделкой договоров путем изменения срока их действия.

На вопрос о том, кто совершает нарушения – латвийские компании или поставщики из России и Беларуси, Яунземе ответила, что это не так просто установить, потому что цепочка длинная, в которой участвуют заказчик, поставщик и перевозчик.

— Водитель грузовика не знает, входят ли товары, которые он везет, в список санкций или нет, поэтому ответственность ложится на заказчика и поставщика, которые, наверное, надеются на то, что конкретный груз не заметят.

Говоря о том, как война в Украине и санкции повлияли на объемы контрабанды, гендиректор СГД отметила, что контрабандистам сейчас сложно, так как контроль усилился. В настоящее время больше нет такой ситуации, когда контрабандные товары выявляются каждый день, резюмировала Яунземе.


Использование данного материала (полностью или частично) в любой форме и любым способом  запрещено правообладателем.