Независимая оценка деятельности юрлица аудиторской организацией (аудитором) при ликвидации (далее — аудит) обычно является альтернативой проведения проверок налоговых, таможенных органов и Белгосстраха. Рассмотрим, какие есть преимущества аудита и как ликвидируемому юрлицу привлечь аудитора (аудиторскую организацию) (далее — аудитор) и представить результаты аудита.

Ликвидируемое юрлицо вправе, но не обязано обратиться к аудитору (аудиторской организации) за независимой оценкой <*>. По общему правилу такая оценка заменяет проверки налоговых, таможенных органов и Белгосстраха при добровольной ликвидации организации. Аудит не заменяет проверку ФСЗН, поскольку аудиторы не должны проверять правильность расчетов с ФСЗН <*>. Поэтому проверка ФСЗН проводится независимо от аудита <*>.

По результатам аудиторской оценки уполномоченные госорганы (организации) составляют справки и подают в регистрирующий орган сведения, необходимые для ликвидации юрлица <*>. Поскольку не нужно ждать назначения проверок, аудит позволяет ускорить процедуру ликвидации. А также дает возможность избежать применения мер административной ответственности при своевременном внесении исправлений в налоговую отчетность по результатам аудита <*>.

Кроме того, аудиторы обязаны возмещать убытки, причиненные в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных договором оказания аудиторских услуг и (или) актами законодательства. Это касается и виновного оказания некачественных аудиторских услуг <*>.

При этом нужно иметь в виду следующее:

1) привлечение аудитора влечет дополнительные финансовые затраты для ликвидируемого юрлица;

2) наличие аудиторской оценки не гарантирует, что проверки указанных выше органов (организаций) не будут проведены. Определены случаи, когда такие проверки проводятся и после аудита <*>.

Для проведения аудита ликвидируемому юрлицу нужно:

1. Принять решение о привлечении аудитора. Определиться, будет ли проводиться аудит, рекомендуется на стадии принятия решения о ликвидации. Об этом может быть указано в тексте самого решения.

Если в решении о ликвидации не указано, будет ли проведен аудит, полагаем, решить этот вопрос вправе ликвидационная комиссия (ликвидатор) (далее — ликвидатор) <*>.

2. Выбрать аудитора. Ликвидируемое юрлицо может самостоятельно выбрать аудитора из числа тех, которые вправе оказывать такие услуги <*>.

Аудиторскую оценку деятельности ликвидируемого юрлица вправе осуществлять только аудиторы, которые <*>:

— застраховали свою гражданскую ответственность за причинение вреда в результате осуществления профессиональной деятельности;

— осуществляли аудиторскую деятельность не менее трех лет. Это требование касается непосредственно самих аудиторов-ИП, а в случае обращения к аудиторской организации — как минимум одного работника в ее штате.

Если аудит проведет аудитор, который не соответствует указанным выше требованиям, налоговый и таможенный органы, а также Белгосстрах проведут проверки <*>.

На заметку
Сведения о праве аудиторских организаций, аудиторов-ИП оказывать услуги по независимой оценке деятельности юрлиц при их ликвидации содержатся в аудиторском реестре, который размещен на сайте Минфина <*>.

При этом также следует учитывать ограничения, призванные обеспечить независимость аудитора.

3. Заключить договор оказания аудиторских услуг (далее — договор). Это нужно сделать до представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации <*>. Поэтому срок заключения договора следует планировать с учетом даты подачи такого заявления в регистрирующий орган. При этом максимальный срок его подачи — 10 рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации <*>.