После ввода в эксплуатацию двух энергоблоков Белорусской атомной станции у страны появится профицит электроэнергии. Ранее предполагалось, что этот вопрос в большей степени будет решен с помощью экспорта. Но в настоящее время расклад совершенно иной. Стоит задача стимулировать внутреннее потребление среди бизнеса и населения, а также надеяться на создание единого энергетического рынка с Россией.

Строительство АЭС в Островце началось в 2013 году. По замыслам белорусского правительства, ввод атомной станции позволит снизить использование природного газа на 4,5-5 млрд кубометров в год, валютные затраты на энергоресурсы — на 550 млн долларов. Кроме того, прогнозируется сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу более чем на 7 млн тонн в год, что особенно важно в условиях меняющегося климата, сказал замминистра энергетики Михаил Михадюк.

Запуск БелАЭС также поможет вывести из эксплуатации ряд устаревших и уже экономически не эффективных энергоблоков на электростанциях Беларуси.

По данным на 2020 год, белорусы потребляли около 38 млрд кВт·ч электроэнергии. Выход обоих блоков атомной станции на номинальную мощность позволит генерировать еще 18-19 млрд кВт·ч электроэнергии в год. Таким образом мощности белорусской энергосистемы значительно увеличатся.

Еще несколько лет назад белорусские власти предполагали, что излишки произведенной ею электроэнергии будут продавать на экспорт. «Мы сегодня полностью отказались от импорта электроэнергии. В текущих внешних условиях экспорта нет, но это временно», — отметил Михадюк.

Сейчас рынки стран Балтии, Польши и Украины, на которые делалась экспортная ставка, закрыты из-за политических и военных факторов.

Источник — https://ru.freepik.com/

На этом фоне Беларусь форсирует создание единого энергетического рынка с Россией. После этого можно поставлять электроэнергию в РФ. Но тут следует отметить, что рынок электроэнергии России профицитный, особой потребности в белорусской электроэнергии нет. Эксперты полагают, что Россия может пойти на уступки Беларуси. Дело в том, что белорусская АЭС строится российской госкорпорацией «Росатом» и за российские кредиты, поэтому РФ заинтересована в полноценной работе атомной станции в Островце.

Важным направлением для реализации электроэнергии станет внутренний рынок. По прогнозам Минэнерго, к 2030 году Беларусь должна выйти на 47 млрд кВт·ч потребления электроэнергии. То есть прирост за это время ожидается на уровне 9 млрд кВт·ч. За счет чего?

Прогнозируется, что вырастут объемы потребления электроэнергии электрокотлами, которые введены в строй на 20 энергообъектах страны в рамках интеграции БелАЭС в энергосистему и используются для теплоснабжения крупных населенных пунктов. Их суммарная мощность — 916 МВт. В перспективе эти объекты будут потреблять примерно 1,7 млрд кВт·ч.

Атомная энергетика открывает новые возможности и для развития электротранспорта.

В последнее время электротранспорту отдают предпочтение коммунальные хозяйства. По поручению правительства городской общественный транспорт Жодино и Шкловского района планируют полностью перевести на электричество к концу 2026 года. Появляется больше электромобилей в такси, каршеринге и коммерческих перевозках.

Сегодня в стране более 700 электрозаправочных станций. Растет и число операторов («Белоруснефть», «Витязь», «Белтелеком», А-100).

Правда, людей от массового перехода на электрокары сдерживает их высокая стоимость по сравнению с машинами с двигателем внутреннего сгорания, небольшой запас хода и недостаточно развитая сеть быстрых электрозаправок.

Планируется, что увеличение потребления электроэнергии будет обеспечено и за счет дальнейшей электрификации жилого фонда. За последние два года спрос населения на электроэнергию для отопления и подогрева воды вырос более чем в 5 раз — с 92,5 до 474,9 млн кВт·ч. Этому способствовали, в частности, стимулирующие тарифы. Но одномоментно удовлетворить все запросы людей пока невозможно. Дело в том, что существующие электросети строились под преимущественно бытовые и ограниченные нагрузки, и не были рассчитаны на электроотопление.

Если ранее в стране ежегодно реконструировалось 1,6-1,7 тыс. км электросетей, то в ближайшем будущем этот объем планируется увеличить до 3 тыс. км в год. И это без учета строительства новых линий электропередачи.

— Мы должны ежегодно прирастать в модернизации электросетей — как для целей отопления и горячего водоснабжения населения, так и для развития реального сектора экономики, промышленности, — сказал министр энергетики Виктор Каранкевич.

Общая протяженность электросетей в стране превышает 280 тыс. км, из них около 200 тыс. км — распределительных.

В первом полугодии 2023 года прирост электропотребления в стране составил около 1 млрд кВт·ч. При этом основная доля обеспечена реальным сектором экономики. На него планируется делать ставку и в будущем.

— Необходимо создать условия не только для развития действующих производств, но и создания новых за счет модернизации электросетей и подстанций различных классов напряжения, в том числе в свободных экономических зонах. В этом году планируется завершение 4 проектов в СЭЗ с поддержкой государства, — отметил Каранкевич.

Были предложения по размещению новых электроемких производств рядом с БелАЭС. Но пока хороших идей по этому поводу нет.