Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Беларуси подписало соглашение с рядом торговых сетей о скидках для уязвимых категорий населения. Похожая инициатива с ограничением цен на социально значимые продукты сейчас обсуждается и в России. Однако эксперты считают, что у ритейлеров есть возможность компенсировать выпадающие доходы за счет повышения цен на другую продукцию.

В МАРТ отметили, что рост мировых цен на продовольствие сохраняется на высоком уровне. В конце 2021 года он составил свыше 20%. По предварительным данным Росстата, потребительские цены за 2021 год в России выросли на 8,4%, в том числе на продовольственные товары – на 10,6%. Такая ситуация оказывает влияние на рост цен в Беларуси. По итогам года инфляция на внутреннем рынке составила 9,97%, на социально значимые товары – около 9%. Такая ситуация вынудила власти обратить внимание на ценообразование ритейлеров.

Источник — https://ru.freepik.com/

В конце 2021 года в Беларуси был вдвое сокращен перечень социально значимых товаров, цены на которые удерживались административными методами. Это произошло под давлением производителей, которые жаловались на убыточную работу в условиях мирового роста цен. На этом фоне глава МАРТ Алексей Богданов анонсировал соглашение с ритейлерами о скидках как меру по защите уязвимых категорий населения. И вот 12 января 2022 года Министерство антимонопольного регулирования и торговли договорилось с 13 крупными сетями о том, что магазины предоставят с 17 января скидки в размере 10% на социально значимые товары пенсионерам, многодетным семьям, малообеспеченным слоям населения, получающим государственную адресную социальную помощь в виде ежемесячного социального пособия. Скидки будут распространены на 29 категорий товаров (мука, хлеб, говядина, свинина, молоко, кефир, сметана, творог, сыр, яйцо, каши для детского питания, некоторые фрукты и овощи, сахар и др.).

Субъекты торговли могут уменьшить размер скидки на величину, которая необходима для того, чтобы розничная цена на товар с учетом скидки не была ниже цены приобретения товара у поставщика (отпускная цена и НДС, цена оптового звена и НДС), говорится в соглашении.

Соглашение подписали представители «Евроопта», «Санты», «Короны», «Грина», «Виталюра», «Соседей», «Добронома», «Алми», «Простора», «Белкоопсоюза», «Гиппо», «Белмаркета», «ДорОРСа». Планируется, что список магазинов будет расширяться.

«Крупнейшие торговые сети по республике добровольно взяли на себя социальные обязательства и согласились оперативно внедрить в свою работу механизм социальных скидок», говорится в сообщении МАРТ.

Покупателю необходимо будет подтвердить в магазине его принадлежность к уязвимым категориям населения предъявив пенсионное удостоверение, удостоверение многодетной семьи или справку о предоставлении государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия.

При этом, уточнили в МАРТ, ежемесячная сумма покупок у конкретного субъекта торговли с предоставлением скидок не будет превышать размер бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (288,01 рубля).

В России также пытаются отрегулировать цены на социально значимые товары. Но эти процессы начались еще в августе 2021 года, когда Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала проверки сетей X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Лента» и «Магнит» в связи с жалобами на рост цен. Служба установила, что в некоторых муниципальных образованиях, где ритейлеры занимают доминирующее положение, они допускают завышение надбавок на отдельные продовольственные товары. После того как ФАС выдала этим сетям предупреждение, они добровольно снизили наценки на социально значимые продукты с 22% до 14%.  ФАС не усмотрела в действиях торговых сетей признаков картельного сговора, однако проверки в их отношении продолжались.

И вот на днях крупнейшие торговые сети X5 Group, «Магнит» и «Бристоль» уведомили ФАС об ограничении наценки не более чем на 10% на социально значимые продовольственные товары в течение 2022 года. Об этом сами компании сообщили «Коммерсанту». В «Магните» сообщили, что меры затронут примерно 200 товарных позиций из 25 категорий базовых продуктов — это, в частности, вермишель, овощи из «борщевого набора», хлеб, молоко, сливочное масло и гречневую крупу. Эффект от инициативы будет заметным, если к ней присоединятся другие сети, а также производители и поставщики, подчеркнули в X5 Group.

Надбавки на товары первой цены и так минимальны, констатирует Дмитрий Востриков, исполнительный директор «Руспродсоюза», объединяющего крупных производителей продуктов. Это, по его словам, происходит за счет того, что ритейлеры вынуждают снижать закупочные цены производителей, которым зачастую приходится работать в минус.

Наценки в рознице могут составлять от 3% до 50%, говорит старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов. По его мнению, попытка ограничить наценки на базовые продукты 10% — это игра на опережение. Сети, отмечает он, все равно имеют минимальную наценку на товары первой цены, подобными инициативами они идут навстречу регулятору и гражданам. По его словам, власти таким образом получают хорошую возможность минимизировать цены на самый доступный товар для самых уязвимых категорий граждан, а ритейлеры — дополнительный трафик.

Ибрагимов сомневается, что ограничение наценки заметно скажется на показателях сетей. Гендиректор Infoline Иван Федяков отмечает, что крупнейшие сети могут пожертвовать частью маржи, а вот небольшие ритейлеры «с такой наценкой не выживут».

В ФАС, однако, подчеркнули, что еженедельный мониторинг по-прежнему выявляет завышение наценок, которое распространяется и на социально значимые товары, поэтому регулятор предложил ритейлерам механизмы «ответственного ценообразования».

Эксперты допускают, что ритейлеры с целью компенсации «социальных издержек» повысят цены на товары менее высокого спроса, подорожание которых будет незаметно для большого количества потребителей.