Вопрос: Вправе ли организация включить в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, стоимость туалетной бумаги, которой комплектуются санитарные комнаты организации?

Ответ: Вправе.

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете <*>.

Таким образом, основными критериями для включения расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении, являются объективная необходимость и обоснованность таких расходов в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Нанимателями оборудуются с учетом характера производства санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогревания, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и др.), оснащенные необходимыми устройствами и средствами, организуется питьевое водоснабжение. Нормы обеспеченности и требования к указанным помещениям, устройствам и средствам устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, по охране труда <*>.

Аналогичная норма содержится в статье 30 Закона от 23.06.2008 N 356-З «Об охране труда». Кроме того, работник имеет право на обеспечение необходимыми средствами индивидуальной защиты, средствами коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми устройствами и средствами <*>, а работодатель несет обязанность по организации в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения, медицинского обслуживания работников.

Перечень необходимых средств в санитарно-бытовых помещениях, в частности, в туалетах, в Законе «Об охране труда» не приводится.

Таким образом, необходимость тех или иных средств в туалетных комнатах устанавливается исходя из общепринятых или имеющихся подходов.

Так, за основу можно взять подп. 22.9 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утв. постановлением Минздрава от 01.11.2011 N 110, исходя из которого общественные туалеты должны быть обеспечены мылом (моющим средством), туалетной бумагой, электрополотенцами и (или) бумажными полотенцами, поскольку, по мнению автора, не могут существовать различные подходы к санитарно-гигиеническим требованиям к общественным и служебным туалетам, в связи с их одинаковым предназначением.

Следовательно, расходы по обеспечению туалетов организации туалетной бумагой являются исполнением обязанности нанимателя по обеспечению работников всем необходимым в санитарно-бытовых помещениях и учитываются при налогообложении прибыли.