Ирина Третьякова

начальник отдела координации контроля государственных закупок управления государственных закупок МАРТ

В ходе круглого стола Ирина Владимировна ответила на вопросы участников, наиболее актуальные из которых приведены в материале.

Вопрос 1: Пунктом 2 ст. 21 Закона о госзакупках предусмотрено, что при проведении закупки можно изменять предмет договора в части суммы закупки, но не более 10% от суммы закупки. Если уже проведена закупка или заключен договор, но возникла необходимость увеличить сумму по договору на последний месяц года, можно ли увеличить недостающую сумму путем допсоглашения на более чем 10% от общей суммы закупки или необходим другой порядок, например, провести еще одну закупку на недостающую сумму?

Ответ: Нужно различать объем предмета закупки и цену договора. В данном вопросе явно имеется в виду объем предмета закупки.

Постановление N 395 предусматривает ограничение в 15% на увеличение объема (абз. 2 подп. 1.8 п. 1). В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) увеличивается пропорционально увеличению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого увеличения.

Цена договора может меняться, что не ограничивается каким-либо пределом — ни в 10%, ни в 15%. Случаи изменения цены установлены подп. 1.8 п. 1 постановления N 395. Так, это возможно, если произошли изменения законодательства (абз. 7 подп. 1.8 п. 1 постановления N 395). Уменьшить цену договора можно всегда (абз. 6 подп. 1.8 п. 1 постановления N 395).

Абзац 10 подп. 1.8 п. 1 постановления N 395 предусматривает, что возможно изменение в 2022 г. цены договора, если такие изменения при приобретении товаров (работ, услуг) согласно приложениям 1-2, 4 и 5 к постановлению N 395, а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве таких товаров (выполнении работ, оказании услуг), невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки. В этом случае у заказчика нет обязанности изменять цену договора, это его право. Все изменения должны быть обоснованы поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Это обоснование должно быть разумным.

При этом нельзя изменить объем договора, если он не был определен при проведении процедуры закупки. Не следует путать цену договора и объем. В ст. 21 Закона о госзакупках есть норма, как проводить процедуры закупок, как формировать предмет закупки и требования к предмету закупки, если невозможно определить объем. В этом случае устанавливается тариф. Если объема нет, то он не может меняться ни на 1%, ни на 15%.

Вопрос 2: Какой пункт приложения к Закону о госзакупках необходимо использовать при составлении справки о проведении процедуры закупки из одного источника по подп. 1.9 п. 1 постановления N 395?

Ответ: В приложении к Закону о госзакупках 61 пункт. Некоторые заказчики указывают в справке п. 62 при закупках по основаниям, предусмотренным подп. 1.9 п. 1 постановления N 395. Указывать п. 62 неверно. Так как при заполнении справки на ЭТП нет возможности выбрать нужное основание из перечня, можно в примечаниях указать номер абзаца подп. 1.9 п. 1 постановления N 395.

Вопрос 3: Было проведено два электронных аукциона, которые не состоялись. Организация решила перейти к процедуре закупки из одного источника по п. 7 приложения к Закону о госзакупках. Сколько времени должно пройти от второго несостоявшегося электронного аукциона до закупки из одного источника?

Ответ: Законом о госзакупках предусмотрен срок на обжалование (абз. 3 п. 2 ст. 52 Закона о госзакупках). Он имеет определяющее значение для заключения договора. В этот срок могут быть обжалованы конкурентные процедуры закупок.

В законодательстве не установлено какого-либо ограничения по сроку для перехода к процедуре закупки из одного источника. Соответственно, можно переходить к ней в тот же день или на следующий день.

При этом необходимо понимать, что если конкурентная процедура закупки будет обжалована и жалоба будет признана обоснованной, то могут возникнуть сложности, если к этому времени будет заключен договор по результатам процедуры закупки из одного источника.

У МАРТ нет компетенции понуждать кого-то расторгать договор, даже если в ходе рассмотрения жалобы выяснится, что она обоснована и заказчик нарушил законодательство при проведении конкурентной процедуры закупки.

Рекомендуем исходить из потребности и срочности закупки.

Вопрос 4: В связи с регулированием цен на товары (работы, услуги) правительством какие документы будет предусматривать МАРТ для госзакупок, чтобы понять, правильные цены поставщика или нет?

Ответ: Позиция управления госзакупок МАРТ состоит в том, что цены регулируют поставщики. Заказчики не контролируют, правильно ли поставщики регулируют цену, правильно ли они ее определили. Здесь нет ответственности заказчика.

Вопрос 5: На каком этапе проверять соответствие участников требованиям к участникам?

Ответ: Участником в процедуре закупки из одного источника в отличие от конкурентной процедуры является только тот, с кем заказчик решил заключать договор (абз. 4 п. 1 ст. 16 Закона о госзакупках). Поэтому такую проверку можно проводить только в отношении того субъекта хозяйствования, с кем будет заключен договор.

Вместе с тем не будет нарушением, если заказчик (организатор) изначально установит в запросе о предоставлении сведений условие, что участником будет признан только тот, кто соответствует требованиям, и изложит эти требования. Всем, кто подает коммерческие предложения, будет понятно, что договор с ними будет заключен только при условии полного соответствия требованиям к участникам.

Вопрос 6: Относительно требований п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках. Правомерно ли отклонять предложения, если заявление о соответствии требованиям к участникам содержит иные, сходные, но не 100% идентичные Закону о госзакупках формулировки?

Ответ: Пунктом 2 ст. 16 Закона о госзакупках предусмотрены требования к участникам. Только эти требования должны быть установлены, а не похожие или аналогичные.

При этом при проведении процедуры закупки из одного источника предложения участников не отклоняются в отличие от конкурентных процедур закупок. Заказчик рассматривает ответы на запрос о предоставлении сведений, полученные от потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), и выбирает того, кому предлагает заключить договор (ч. 1 п. 1 ст. 49 Закона о госзакупках). Он же будет считаться участником процедуры закупки из одного источника (абз. 4 п. 1 ст. 16 Закона о госзакупках).

Вопрос 7: Можно ли в договоре согласовывать сроки, отличающиеся от тех, которые указаны в запросе предложений?

Ответ: В абз. 3 п. 2 ст. 27 Закона о госзакупках установлено, что нельзя менять при переходе от конкурентной процедуры закупки к процедуре закупки из одного источника. Этот перечень закрытый.

Срок поставки является важным, в том числе он влияет на формирование цены. Например, если при изучении конъюнктуры рынка предусматривалось, что поставка должна быть завтра, а при заключении договора заказчик соглашается установить срок поставки через месяц, у контролирующих или проверяющих органов могут возникнуть вопросы.

Спикер также ответила на вопросы, касающиеся изучения конъюнктуры рынка при закупке коммунальных услуг, уменьшения объема приобретаемых товаров (работ, услуг) в процессе проведения процедуры закупки, предложения о заключении договора, а также рассказала о нюансах проведения госзакупки из одного источника.