На сайте pravo.by опубликован Закон от 27.12.2023 N 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее — Закон N 327-З). Рассмотрим основные изменения в земельном налоге с 01.01.2024.

1. Основные корректировки земельного налога для организаций

1. Исключение из объектов налогообложения земельных участков (п. 1 ст. 238 НК-2023, п. 113 ст. 1 Закона N 327-З):

— которые предоставлены во временное пользование и своевременно не возвращены по законодательству;

— находящихся в госсобственности, которые предоставлены в аренду и своевременно не возвращены по законодательству.

С 01.01.2024 земельные участки, которые не возвращены из временного пользования или аренды, и ими продолжают пользоваться, считаются самовольно занятыми для целей обложения земельным налогом.

Обратите внимание!
Самовольное занятие земельного участка — его использование без документа, удостоверяющего право на него (п. 1 ст. 87 КоЗ).

2. Корректировка определения земельных участков, на которых отсутствуют капстроения (абз. 8 — 10 п. 3 ст. 238 НК-2023, п. 113 ст. 1 Закона N 327-З):

До 01.01.2024 С 01.01.2024
Земельные участки, на которых отсутствуют капстроения, — земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания капстроений (зданий, сооружений), либо земельные участки, целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и (или) обслуживания капстроений (зданий, сооружений), на которых в течение 3 лет с даты принятия решения о предоставлении земельного участка (если принятие решения не требуется — в течение 3 лет с даты госрегистрации перехода прав на земельный участок) либо в течение 3 лет с даты принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка:

не произведена госрегистрация создания последнего из возводимых капстроений (зданий, сооружений) и (или) госрегистрация изменения капстроений (зданий, сооружений) в связи с вводом в эксплуатацию последней очереди строительства и (или) пускового комплекса, кроме элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом (если они подлежат госрегистрации);

не принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств (в том числе при возведении сооружений и (или) передаточных устройств с выделением очередей строительства и (или) пусковых комплексов), кроме элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом (если их госрегистрация не требуется)

Земельные участки, на которых отсутствуют капстроения, — земельные участки с целевым назначением для строительства капстроений (зданий, сооружений) или для строительства и обслуживания капстроений (зданий, сооружений), на которых в течение 3 лет с даты принятия решения об их предоставлении (если принятие решения не требуется, — с даты госрегистрации перехода прав на земельный участок), с даты принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка либо в течение 6 лет с даты госрегистрации возникновения права собственности на земельный участок победителя аукциона или единственного участника несостоявшегося аукциона по продаже земельного участка:

не произведена госрегистрация создания последнего из возводимых капстроений (зданий, сооружений) и (или) госрегистрация изменения капстроений (зданий, сооружений) в связи с вводом в эксплуатацию последней очереди строительства и (или) пускового комплекса, кроме элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом (если они подлежат госрегистрации);

не принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств (в том числе при возведении сооружений и (или) передаточных устройств с выделением очередей строительства и (или) пусковых комплексов), кроме элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом (если их госрегистрация не требуется)

Определение таких земельных участков дополнено информацией относительно земельных участков, которые приобретены на аукционе. Для них установлен свой период истечения времени для применения коэффициента 3: 6 лет с даты госрегистрации возникновения права собственности на земельный участок победителя аукциона или единственного участника несостоявшегося аукциона по продаже земельного участка.

3. Внесение правок в перечень земельных участков, которые освобождены от налогообложения согласно п. 1 ст. 239 НК-2023 (п. 114 ст. 1 Закона N 327-З).

Кроме того, с 01.01.2024 и до 01.01.2027 приостанавливается действие льготы по подп. 1.17 ст. 239 НК. В течение данного периода при исчислении земельного налога на земельные участки, занятые объектами ОС, участвующими в производстве либо приеме (получении), преобразовании, аккумулировании и (или) передаче электроэнергии, производимой возобновляемыми источниками энергии, земельные участки, занятые водохранилищами и берегоукрепительными сооружениями, используемыми для производства энергии гидроэлектростанциями, а также земельные участки, предоставляемые для возведения, реконструкции таких объектов ОС, применяется понижающий коэффициент 0,1 (подп. 7.1 и 7.2 ст.4 Закона N 327-З).

Обратите внимание!
Земельный налог за земельные участки с функционирующими объектами относится к расходам по текущей деятельности и учитывается в качестве затрат, связанных с управлением. Его отражают в бухучете по дебету счетов 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (п. 7 Инструкции N 102; п. 27, 28, 35, 53 Инструкции N 50).
Если на земле расположены объекты незавершенного строительства, налог относится к затратам по их возведению, которые ежемесячно увеличивают стоимость объектов по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» (п. 4, абз. 5 ч. 3 п. 5 Инструкции N 10; п. 13 Инструкции N 50).
При сверхнормативном объекте налог учитывают в зависимости от цели строительства: в расходах по инвестиционной деятельности (по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы») или в прочих расходах по текущей деятельности (по дебету счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности») (п. 56, 57, 63 Инструкции N 10; абз. 19 п. 13, абз. 14 п. 14 Инструкции N 102; п. 70, 71 Инструкции N 50).

Также с 01.01.2024 и до 01.01.2027 освобождаются от земельного налога земельные участки госорганизаций, основным видом деятельности которых является вспомогательная деятельность воздушного транспорта (подп. 7.3 ст. 4 Закона N 327-З).

4. Исключение из перечня земельных участков, на которые не распространяются льготы по п. 1 ст. 239 НК, земельных участков (подп. 2.2 ст. 239 НК-2023, п. 114 ст. 1 Закона N 327-З):

— которые предоставлены во временное пользование и своевременно не возвращены по законодательству;

— находящихся в госсобственности, которые предоставлены в аренду и своевременно не возвращены по законодательству.

Такие земли с 01.01.2024 не входят в состав объектов налогообложения (п. 1 ст. 238 НК-2023, п. 113 ст. 1 Закона N 327-З).

5. Корректировка порядка определения налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка).

Налоговая база земельного налога на 01.01.2024 для исчисления и уплаты земельного налога за 2024 г. определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке (п. 1 ст. 4 Закона 327-З):

— для производственной зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны;

— общественно-деловой зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны в сумме, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2023 и 2024 гг.;

— жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон — в белорусских рублях на дату оценки таких зон в сумме, проиндексированной с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2022 г. и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2023 и 2024 гг.;

— жилой многоквартирной зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны в сумме, проиндексированной с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2020, 2021 и 2022 гг. и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2023 и 2024 гг.

6. Увеличение порога кадастровой стоимости земельного участка за 1 га для целей установления налоговой базы (подп. 6.5 — 6.11 ст. 240 НК-2023, п. 115 ст. 1 Закона N 327-З):

Вид оценочной зоны земельного участка Размер порога (в бел. руб. за гектар)
2023 г. 2024 г.
Общественно-деловая зона для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций 11 018 11 844
Общественно-деловая зона для размещения автомобильных рынков, игорных заведений 7344 7895
Общественно-деловая зона для размещения иных объектов 40 060 43 065
Производственная зона 20 029 21 531
Рекреационная зона 22 032 23 684
Жилая многоквартирная зона 58 757 63 164
Жилая усадебная зона 29 380 31 584

7. Изменение порядка определения налоговой базы для земельных участков промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, которые предоставлены из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов (газопроводы, нефтепроводы, воздушные и кабельные линии электропередачи и связи и другое) (п. 4 ст. 240 НК-2023, п. 115 ст. 1 Закона N 327-З):

Налоговая база в 2023 г. Налоговая база в 2024 г.
Кадастровая стоимость земель лесного фонда, которая установлена Совмином Площадь земельного участка

8. Увеличение ставок земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы применяется их площадь, по всем оценочным зонам (подп. 6.1 — 6.3 ст. 241 НК-2023, п. 116 ст. 1 Закона N 327-З):

Земельные участки Размер ставки (в бел. руб. за гектар)
2023 г. 2024 г.
Общественно-деловая зона, производственная зона, рекреационная зона 220,32 236,84
Жилая многоквартирная зона 14,71 15,81
Жилая усадебная зона 29,38 31,58
Земельные участки промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, предоставленные организациям из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов (газопроводы, нефтепроводы, воздушные и кабельные линии электропередачи и связи и другое) 475

9. Индексация ставок:

— на земли сельхозназначения (приложения 3 и 4 к НК-2023, п. 172 ст. 1 Закона N 327-З);

— земли сельхозназначения, занятые капстроениями: 1,33 руб. за гектар вместо 1,24 руб. (п. 3 ст. 241 НК-2023, п. 116 ст. 1 Закона N 327-З).

10. Неприменение организациями потребкооперации при расчете земельного налога решений местных Советов депутатов об увеличении ставок до 2 раз (п. 11 ст. 241 НК-2023, п. 116 ст. 1 Закона N 327-З).

11. Корректировка порядка исчисления налога по земельным участкам, на которых отсутствуют капстроения (п. 6-1 ст. 243 НК-2023, п. 117 ст. 1 Закона N 327-З):

До 01.01.2024 С 01.01.2024
Земельный налог за земельные участки, на которых отсутствуют капстроения, исчисляется организациями (организациям) с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 3, в соответствии с п. 12-1 ст. 241 НК с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором истек трехлетний период с одной из дат, определенных абз. 8 п. 3 ст. 238 НК, по последнее число последнего месяца квартала, в котором:

произведена госрегистрация создания и (или) изменения капстроений (зданий, сооружений) в случаях, указанных в абз. 9 п. 3 ст. 238 НК;

приняты в эксплуатацию сооружение и (или) передаточное устройство в случаях, указанных в абз. 10 п. 3 ст. 238 НК

Земельный налог за земельные участки, на которых отсутствуют капстроения, исчисляется организациями (организациям) с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 3, в соответствии с п. 12-1 ст. 241 НК. Увеличенные ставки применяются с квартала, следующего за кварталом, в котором земельный участок признается земельным участком, на котором отсутствуют капстроения (если иная дата начала применения ставки земельного налога, увеличенной на коэффициент 3, не установлена ч. 2 п. 6-1 ст. 243 НК), по квартал (включительно), в котором такой земельный участок перестает признаваться земельным участком, на котором отсутствуют капстроения.

При строительстве новых объектов строительства на земельных участках организаций с целевым назначением для строительства капстроений (зданий, сооружений) или для строительства и обслуживания капстроений (зданий, сооружений) после осуществления госрегистрации всех ранее построенных на таких участках капстроений (зданий, сооружений), подлежащих госрегистрации (после приемки в эксплуатацию всех капстроений (зданий, сооружений), не подлежащих госрегистрации), ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 3, применяются с квартала, следующего за кварталом, в котором истекают 3 года с даты уведомления о производстве строительно-монтажных работ, направленного в специализированную инспекцию Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации или в инспекцию Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации по областям и г. Минску в соответствии с территориальным размещением объектов

Порядок исчисления изложен в новой редакции. Также норма дополнена положением о расчете налога с коэффициентом 3 в случае строительства новых объектов на ранее полученных земельных участках с уже возведенными и зарегистрированными (или принятыми в эксплуатацию) капстроениями. Увеличенный налог рассчитывают с квартала, следующего за кварталом, в котором истекают 3 года с даты уведомления о производстве СМР, которое направлено в соответствующую инспекцию по контролю за строительством.

12. Дополнен перечень случаев, в которых организации самостоятельно подают декларации по земельному налогу независимо от направления инспекцией МНС проекта декларации. В частности, установлена обязанность представлять декларации при наличии земельных участков — объектов налогообложения, если налоговый орган не направит проект декларации на портал МНС (при отсутствии сведений о наличии земельных участков у организаций) (ч. 6 п. 2 ст. 244 НК-2023, п. 118 ст. 1 Закона N 327-З).

13. Изменения в перечнях уведомлений, которые организации подают в обязательном и добровольном порядке (п. 3 и 4 ст. 244 НК-2023, п. 118 ст. 1 Закона N 327-З).

14. Дополнение перечня плательщиков, которые не уплачивают в течение налогового периода авансовые платежи (п. 6 ст. 244 НК-2023, п. 118 ст. 1 Закона N 327-З). Это организации, у которых по состоянию на начало налогового периода:

— отсутствуют объекты налогообложения;

— имеются основания для применения освобождения от земельного налога по всем объектам налогообложения.

По разъяснению МНС такие организации не уплачивали авансовые платежи и в 2023 г.

15. Уточнение порядка уплаты авансовых платежей по земельному налогу.

В 2024 г., независимо от установленных НК порядка определения авансов и сроков их уплаты, организации уплачивают авансовые платежи не 3, а 4 раза в размере 1/4 суммы земельного налога, исчисленной за предыдущий налоговый период, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на текущий налоговый период, по срокам не позднее 22.02.2024, 22.05.2024, 22.08.2024, 22.11.2024. Такой порядок уплаты авансов не распространяется на бюджетные организации, плательщиков единого налога для сельхозпроизводителей и уполномоченных лиц, указанных в ч. 2 п. 12 ст. 243 НК (п. 2 ст. 4 Закона N 327-З).

Аналогичный порядок уплаты авансов действовал и в прошлом году.

16. Уточнение порядка включения сумм земельного налога в затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее — затраты) (п. 2 ст. 245 НК-2023, п. 119 ст. 1 Закона N 327-З):

До 01.01.2024 С 01.01.2024
Организациями, кроме указанных в ч. 3 п. 6 ст. 244 НК:

суммы земельного налога включаются в затраты в квартале текущего налогового периода, на который приходится срок уплаты авансового платежа, — в сумме авансовых платежей;

в четвертом квартале текущего налогового периода производится корректировка нарастающим итогом затрат на сумму, определенную в виде разницы между суммой земельного налога, исчисленной за налоговый период, и суммой авансовых платежей по земельному налогу за этот налоговый период.

Организациями, указанными в ч. 3 п. 6 ст. 244 НК, суммы земельного налога включаются в затраты в четвертом квартале текущего налогового периода в размере суммы земельного налога, исчисленной за налоговый период

Суммы земельного налога включаются плательщиками-организациями, за исключением указанных в ч. 3 п. 6 ст. 244 НК, в затраты в порядке, установленном абз. 2 или абз. 3 ч. 1 п. 2 ст. 245 НК:

в первом — третьем кварталах текущего налогового периода — в сумме авансовых платежей, срок уплаты которых приходится на соответствующий квартал. В четвертом квартале текущего налогового периода производится корректировка нарастающим итогом затрат на сумму, определенную в виде разницы между исчисленной за налоговый период суммой земельного налога, уменьшенной на сумму земельного налога, не включаемого в затраты на основании п. 3 ст. 245 НК, и суммой авансовых платежей по земельному налогу за этот налоговый период;

в первом — третьем кварталах текущего налогового периода — в сумме земельного налога, исчисленной на основании фактически имеющейся информации о земельных участках исходя из налоговой базы и ставок земельного налога. В четвертом квартале текущего налогового периода производится корректировка нарастающим итогом затрат на сумму, определенную в виде разницы между исчисленной за налоговый период суммой земельного налога, уменьшенной на сумму земельного налога, не включаемого в затраты на основании п. 3 ст. 245 НК, и суммой земельного налога, включенной в затраты в первом — третьем кварталах.

Организациями, указанными в абз. 2 ч. 3 п. 6 ст. 244 НК, суммы земельного налога включаются в затраты в порядке, установленном абз. 3 ч. 1 п. 2 ст. 245 НК.

Организациями, указанными в абз. 3 ч. 3 п. 6 ст. 244 НК, (плательщиками единого налога с производителей сельхозпродукции) суммы земельного налога включаются в затраты в четвертом квартале текущего налогового периода.

Ограничения, предусмотренные п. 3 ст. 245 НК, не применяются при включении в первом — третьем кварталах в затраты сумм авансовых платежей в соответствии с абз. 2 ч. 1 п. 2 ст. 245 НК.

Выбранный плательщиками-организациями, кроме указанных в ч. 3 п. 6 ст. 244 НК, порядок включения земельного налога в затраты отражается в учетной политике и изменению в течение текущего налогового периода не подлежит

Закреплены следующие варианты учета земельного налога в затратах:

вариант 1 — в I-III кварталах — в размере авансовых платежей; в IV квартале — в размере разницы между исчисленным земельным налогом (за минусом суммы, не включаемой в затраты по п. 3 ст. 245 НК-2024) и авансами;

вариант 2 — в I-III кварталах — в размере исчисленного налога на основании фактически имеющейся информации о земельных участках исходя из налоговой базы и ставок; в IV квартале — в размере разницы между исчисленным земельным налогом (за минусом суммы, не включаемой в затраты по п. 3 ст. 245 НК-2024) и налогом, который включен в затраты в I-III кварталах.

С 01.01.2024 бюджетные организации включают земельный налог в затраты согласно варианту 2 учета.

Организации, кроме тех, кто не платит авансовые платежи, отражают в учетной политике выбранный вариант включения земельного налога в затраты. Порядок учета не подлежит изменению в течение налогового периода.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex