Постановлением Совмина от 01.04.2024 N 239 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 1 марта 2012 г. N 195 и от 17 октября 2014 г. N 992» (далее — постановление N 239) внесены изменения, касающиеся требований к проектной документации и сметной стоимости строительства.

Постановление N 239 начало действовать с 04.04.2024, за исключением отдельных положений.

Основная масса изменений направлена на приведение постановлений N 195 и N 992 в соответствие со вступающим в силу 23.07.2024 Градостроительным кодексом, также внесены некоторые технические изменения.

Рассмотрим следующие важные изменения в области проектирования объектов строительства полностью или частично за счет средств бюджета.

Определено, что такие объекты проектируются:

1. a) с применением проектов, рекомендованных для повторного применения;

2. b) с применением проектов, включенных в республиканский банк данных объектов-аналогов на строительство объектов.

При отсутствии таких проектов используется индивидуально разработанная проектная документация (абз. 6 подп. 1.1 п. 1 постановления N 239).

Справочно
Типовой проект — проектная документация, утвержденная Минстройархитектуры в целях многократного применения и являющаяся основой для разработки проектной документации, в том числе сметной документации (сметы), на конкретный объект с учетом инженерно-геологических условий строительной площадки, инженерной и транспортной инфраструктуры, выбора строительных материалов, строительных конструкций и оборудования, требований технических нормативных правовых актов (подп. 1.89 п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса).
Проект, рекомендованный для повторного применения, — разработанная проектная документация на возведение жилых домов, объектов социально-культурного, производственного, сельскохозяйственного и коммунально-бытового назначения, технико-экономические показатели которых удовлетворяют типовым потребительским качествам и социальным стандартам, рекомендованная Минстройархитектуры для повторного применения (подп. 1.52 п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса).
Республиканский банк данных объектов-аналогов на строительство объектов — организационно-техническая система, включающая базу данных, содержащую объемно-планировочные, инженерно-технические и технологические решения, стоимостные и иные показатели объектов, индивидуальные для каждого объекта и усредненные для множества (подп. 1.66 п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса).

Ранее было предусмотрено использование также типовых проектов (подп. 1.1 п. 1 постановления N 195).

Таким образом, исключается возможность использования типовых проектов как основы при разработке проектной документации. Необходимо будет использовать готовый проект: либо рекомендованный для повторного применения, либо включенный в базу аналогов.

Исключен подп. 1.2 п. 1 постановления N 195, которым запрещалось функционально необоснованное усложнение технологических и архитектурных решений проектируемых сооружений, использование в отделке зданий и сооружений элементов архитектурного дизайна и художественного оформления, а также ограждений, если они функционально и технологически не обязательны (абз. 7 подп. 1.1 п. 1 постановления N 239). Следовательно, теперь использование таких декоративных элементов и решений, улучшающих качество строительства, стало возможно в том числе при строительстве за счет бюджета.

Изменен порядок расчета стоимости строительства объектов, при которой осуществляется оценка обоснованности применения импортных строительных материалов. Теперь такая оценка проводится:

1. a) рабочей группой при Минстройархитектуры, если стоимость строительства до 800 тыс. базовых величин включительно (абз. 16 подп. 1.1 п. 1 постановления N 239);

2. b) Республиканской комиссией по рассмотрению вопросов обоснованности стоимости возведения, реконструкции и реставрации объектов строительства, импортозамещения строительных материалов, строительных изделий, строительных конструкций и оборудования, если стоимость строительства более 800 тыс. базовых величин (абз. 19 подп. 1.1 п. 1 постановления N 239).

Аналогичные изменения внесены в Положение о Республиканской комиссии по рассмотрению вопросов обоснованности стоимости возведения, реконструкции и реставрации объектов строительства, импортозамещения строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, утвержденное постановлением N 992 (абз. 11 подп. 1.2 п. 1 постановления N 239).

Помимо того, изменена пороговая стоимость строительства, при которой задание на проектирование согласуется с Минфином для предоставления на рассмотрение комиссии. Теперь она составляет 1250 тыс. базовых величин включительно (абз. 20 подп. 1.2 п. 1 постановления N 239).

Исключено требование по обязательному использованию в проектах цементобетона для устройства покрытий объектов транспортной инфраструктуры (абз. 22 подп. 1.1 п. 1 постановления N 239).

Вместо этого введена обязанность заказчиков проектов предусматривать объемы излишков материалов фрезерования (асфальтогранулята), планируемых к реализации. О наличии таких излишков заказчики проектной документации должны проинформировать владельцев автомобильных дорог и при их заинтересованности — реализовать им асфальтогранулят. При отсутствии заинтересованных владельцев автомобильных дорог общего пользования заказчики проектной документации вправе использовать излишки для собственных нужд или реализовать самостоятельно по такой же цене, какая была предложена владельцам автомобильных дорог (абз. 23, 26 подп. 1.1 п. 1 постановления N 239).

Предусматривается обязанность местных исполнительных и распорядительных органов контролировать использование в проектах строительных материалов, строительных изделий, строительных конструкций и оборудования производства Республики Беларусь и государств — членов ЕАЭС (абз. 28 подп. 1.1 п. 1 постановления N 239).

Справочно
Данное изменение вступает в силу с 23.07.2024 (абз. 2 п. 2 постановления N 239).

Большая часть технических изменений вступают в силу с 23.07.2024, остальные — после официального опубликования.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex