28 июня 2023 года принят Кодекс об архитектурной и строительной деятельности, основные положения которого вступят в силу только в июле 2024 года.

Итак, к каким же изменениям стоит приготовиться бизнесу к следующему году.

1. При разработке проекта Кодекса регулятор сферы и представители бизнеса неоднократно обсуждали необходимость страхования строительной деятельности.

Основной вопрос, стоявший перед участниками – это закрепление обязательного или же добровольного страхования. В итоге было принято оптимальное решение для бизнеса: Кодекс закрепил добровольную форму страхования.

Участники строительства смогут страховать объекты на любых этапах:

— при разработке проектной документации;

— возведении;

— реконструкции;

— модернизации;

— техмодернизации;

— капремонте;

— ремонтно-реставрационных работах;

— оказании инженерных услуг.

Полагаем, что в зависимости от правил страхования, стоимости, различных тарифов, эта сфера может получить значительное развитие.

2. Заказчики смогут закупать техоборудование для объекта после разработки предпроектной документации, в том числе осуществлять фактическую поставку такого оборудования на объект.

Учитывая сложность и временные затраты на изготовление сложного технологического оборудования, данное положение положительно скажется на сроках строительства объектов.

3. Для небольших строительных организаций существенно проще станет допуск на объекты по текущему ремонту. Подрядчикам не нужно будет получать свидетельство о техкомпетентности, а также в обязательном порядке принимать в штат специалистов с квалификационными аттестатами.

Это намного упростит доступ на рынок строительства вновь созданным и небольшим компаниям. Даст возможность наработать опыт, репутацию и далее претендовать на получение допусков для более сложных объектов и видов строительства.

4. Новшества коснулись также процедур аттестации в строительстве. Теперь при увольнении аттестованных инженерно-технических работников (ИТР), организации должны будут в течение одного месяца найти замену квалифицированному работнику.

Однако ИТР-специалисты по некоторым направлениям являются очень редкими кадрами. Например, это главспецы по разделу ИТМГО, прорабы по строительству железных дорог и другие.

Соответственно, учитывая небольшой срок в один месяц, участники строительства вероятнее всего будут испытывать значительные трудности с поиском новых специалистов по редким направлениям аттестации.

5. Также на законодательном уровне впервые регламентирована работа с объектами-долгостроями.

На текущий момент известно множество долгостроев, которые заканчивает государственный заказчик (например, Магнит Минска, Грушевский Посад). То есть фактически упорядочена сложившаяся практика так называемой «передачи» объектов от частного к государственным застройщикам (как правило, УКСам). Расходы на приемку в эксплуатацию таких объектов будут выделяться в т.ч. из средств республиканского и местного бюджетов.

Кроме этого, в Кодекс вошли нормы, посвященные разделению объектов на классы сложности, строительству одноквартирных жилых домов 5 класса сложности, переходу к электронному документообороту и ведению цифровых реестров (например, Госстройпортал).

В целом же Кодекс систематизировал сложившуюся практику применения строительных норм, а также учел последние нововведения в различных направлениях строительства.