Постановлением N 55 конкретизирован порядок определения даты совершения хозоперации для целей отражения на счетах бухучета с 1 января 2019 г. Позднее Минфин разъяснил порядок применения данного постановления (разъяснение Минфина и МНС от 11.04.2019 N 15-1-5/105/2-2-10/00891 «Об определении даты совершения хозяйственной операции в бухгалтерском и налоговом учете» (далее — Разъяснение N 15-1-5/105/2-2-10/00891).

Вместе с тем, у организаций все еще возникают вопросы, в каком периоде следует учесть выручку или расходы при налогообложении прибыли в ситуациях, когда дата первичного учетного документа составляется (подписывается) после совершения хозоперации и это «после» приходится на другой отчетный или налоговый период.

Мы предложили высказать свои мнения по данному вопросу лидеров мнений-экспертов, а именно:

Абгаряна Михаила, заместителя директора ООО «Приватаудит».

Нехай Наталью, ведущего аудитора ООО «Аудиторский центр «Эрудит».

Раковца Виталия, аудитора ООО «АудитИнком».

Статкевича Виктора, аудитора, советника по налоговым и финансовым вопросам юридической компании REVERA, члена экспертного совета Ассоциации налогоплательщиков.

Рассмотрим подробно позиции лидеров мнений.

1. Вопрос. В каком периоде арендатору следует учесть коммунальные расходы при налогообложении прибыли, если в акте оказанных услуг от 11 октября 2019 г. арендодатель указал к возмещению коммунальные услуги за сентябрь 2019 г.?

Ответ лидеров мнений

Все эксперты считают, что, исходя из анализа законодательства, правильно было бы учесть такие расходы в сентябре. Так, отмечает Виталий Раковец, хозяйственные операции отражаются в бухучете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним <*>. При этом первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее совершения <*>. Факт того, что арендодатель несвоевременно составил первичный учетный документ, не должен нарушать принципы учета, считает аудитор.

К тому же, напоминает Наталья Нехай, Постановлением N 55 Минфин конкретизировал порядок определения даты совершения хозоперации для целей бухучета. Так, датой совершения хозоперации при оказании услуги, результаты которой заказчик может использовать по мере ее осуществления в течение срока действия договора, заключенного в письменной форме, является <*>:

— последний календарный день каждого месяца оказания услуги и последний день оказания услуги — если срок действия договора превышает один месяц;

— последний календарный день месяца начала оказания услуги и (или) день завершения оказания услуги — если срок действия договора не превышает одного месяца.

Аудитор делает вывод, что поскольку договор на оказание коммунальных услуг обычно заключается на срок более одного месяца и эти услуги можно использовать по мере их осуществления, то датой совершения операции должен быть последний день месяца оказания этих услуг. Следовательно, считает Наталья Нехай, затраты по данным услугам у заказчика, который использует результат (в случае договора аренды — использует результат оказания услуг арендатор), отражаются в том месяце, в котором услуги потреблены (к которому они относятся), т.е. в сентябре 2019 г. <*>.

В продолжение Михаил Абгарян отмечает, что несмотря на тот факт, что в подп. 1.1.1 Постановления N 55 идет речь о услуге, оказываемой заказчиком исполнителю, т.е. формально его действие распространяется на хозяйственные операции, осуществляемые в рамках договоров оказания услуг, представляется, что такой же подход должен применяться и при возмещении т.н. «потребляемых в процессе оказания» услуг в рамках договора аренды. Это обусловлено тем, считает эксперт, что непосредственным потребителем данных услуг является арендатор, а тот факт, что их стоимость предъявляется арендатору не напрямую организацией, оказывающей услуги, а посредником (арендодателем), никоим образом не изменяет суть и характер данных расходов. То есть в данной ситуации расходы, связанные с возмещением арендодателю коммунальных услуг, должны быть отражены в налоговом учете арендатора в сентябре 2019 г.

Присоединяясь к вышеизложенному, Виктор Статкевич считает, что более экономическим и правильным с управленческой точки зрения является подход, при котором затраты учитываются в том периоде, к которому они относятся независимо от периода их «перевыставления» арендодателем.

Однако все опрошенные указывают на Разъяснение N 15-1-5/105/2-2-10/00891, в котором дается пояснение, что в ситуации, указанной в вопросе, арендатор должен включать сумму предъявленных ему арендодателем коммунальных расходов в затраты за октябрь 2019 г.

В связи с этим, отмечает Виталий Раковец, поскольку такой подход предусматривает более позднее отражение затрат, то отражение данных затрат в сентябре несет определенные налоговые риски.

Поэтому, дополняет Виктор Статкевич, до изменения позиции МНС и Минфина по данному вопросу при отражении затрат в налоговом учете арендатору следует принимать во внимание не период, к которому фактически относятся затраты, а дату составления арендодателем первичного учетного документа, в котором указаны расходы по содержанию переданного в аренду имущества, предъявляемые к возмещению арендатору.

Таким образом, мнение всех экспертов: следовало бы учитывать такие затраты в сентябре, однако, основываясь на Разъяснении N 15-1-5/105/2-2-10/00891, которое выражает официальную позицию сразу двух ведомств, их надо учесть в октябре 2019 г.

Позиции лидеров мнений по другим вопросам с правовым обоснованием читайте в ilex.

Полный текст этого материала читайте в ilex >>*

*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Если у вас еще нет доступа к ilex, запросите доступ к демонстрационной версии сервиса ilex.