Суть вопроса: С 28.01.2020 действует измененный ТК, которым в том числе установлены правила продления контрактов с работниками, не допускающими нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины (добросовестными работниками).

С указанной даты продление контракта в пределах пятилетнего срока его действия с добросовестным работником осуществляется по соглашению сторон на срок до истечения максимального срока действия контракта. На меньший срок контракт продлевается с письменного согласия работника, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь <*>.

Наниматель принял решение продолжить трудовые отношения с добросовестным работником. Одновременно возникает вопрос: продление контракта с таким работником на срок до истечения максимального срока действия контракта — это право или обязанность нанимателя? И может ли наниматель, у которого установилась практика продления контрактов на один год, инициировать продление контрактов с этой категорией работников на один год и далее при условии письменного согласия работника?

Свое мнение по вопросу высказали:

Валентина Владимировна Масловская,
начальник главного юридического управления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Римма Ивановна Филипчик,
доцент, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Верховного Суда Республики Беларусь
Вера Михайловна Сморчкова,
советник-консультант управления социального законодательства Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь
Инесса Мечиславовна Чистякова,
юрист, эксперт в области законодательства о труде
Оксана Вячеславовна Пучковская,
адвокат адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»
Наталия Олеговна Кухаренко,
помощник адвоката адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»
Владимир Эдуардович Самосейко,
магистр права, юрисконсульт «Евро Девелопмент»

Масловская В.В.: Продление контракта с добросовестным работником на длительный срок — безусловная обязанность нанимателя

Норма о продлении контракта с добросовестным работником на срок до истечения максимального срока действия контракта — это безусловная обязанность нанимателя, если он принял решение о продолжении трудовых отношений. И в данном случае упомянутое письменное согласие работника не означает, что работник соглашается на предложение нанимателя продлить контракт на один год, а не максимально. Здесь имеется в виду, что работник по собственной инициативе может попросить нанимателя о продлении контракта на меньший срок, чем это предусмотрено ТК. И в данном случае такое решение работника обусловлено его личными причинами, но никак не установившейся практикой нанимателя.

Таким образом, если работник является добросовестным, то наниматель обязан продлить с ним контракт на срок до истечения максимального срока действия контракта. Если же наниматель не уверен в работнике или не совсем доволен его работой, то стороны, как и раньше, могут прекратить трудовые отношения по истечении срока действия годичного контракта, вовсе не продлевая его.

Данная норма является попыткой изменить практику заключения краткосрочных контрактов в нашей стране. Срок в один год оправдан для заключения контракта с новым работником, чтобы наниматель и работник могли присмотреться друг к другу. Но далее контракты должны продлеваться на большие сроки, поскольку для обеих сторон трудовых отношений это означает стабильность и уверенность друг в друге, для работника — перспективу роста и продвижения по карьерной лестнице, а для нанимателя — возможность без лишних опасений вкладывать в данного работника определенные ресурсы, обучать его новому, повышать его квалификацию.

Какая ответственность грозит нанимателю, если он вопреки изменениям в ТК будет продлевать контракты работникам только на один год? В этом случае наниматель нарушает законодательство о труде и тем самым причиняет вред работнику, поскольку такой контракт будет ухудшать его положение по сравнению с законодательством. Следовательно, нанимателю грозит административная ответственность по ч. 4 ст. 9.19 КоАП с наложением штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин (БВ).