Суть проблемы: После вступления в силу изменений в Закон о хозобществах участники хозобщества могут вносить вклады в его имущество (ст. 29-1 Закона о хозобществах). Однако четкий порядок внесения таких вкладов не установлен.

В связи с этим возникают следующие вопросы. Применимы ли к рассматриваемому внесению вклада нормы о безвозмездной (спонсорской) помощи или иностранной безвозмездной помощи? Каков порядок передачи участником и получения хозобществом вклада в имущество этого хозобщества? Какие проблемы могут возникнуть при внесении такого вклада? Какие условия предусмотреть в договоре, на основании которого участник вносит вклад в имущество хозобщества? Возможен ли возврат данного имущества внесшему его участнику?

Мы предложили высказать свои позиции по этим и другим вопросам лидеров мнений — экспертов в области права. Своим мнением поделились:

Жилевский Дмитрий,
юрист, специалист рынка ценных бумаг
Мазурина Ирина,
ведущий юрисконсульт СООО «ДПА»

Вопрос 1. Применение норм о безвозмездной (спонсорской) помощи или иностранной безвозмездной помощи

Является ли внесение вклада в имущество хозобщества предоставлением безвозмездной (спонсорской) помощи или иностранной безвозмездной помощи, если участник — иностранное лицо? Применяются ли соответствующие нормы о безвозмездной (спонсорской) помощи (иностранной безвозмездной помощи), в том числе N 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее — Указ N 300), Декрет от 25.05.2020 N 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее — Декрет N 3)? И, соответственно, необходимо ли соблюдать порядок предоставления такой помощи?

Ответ лидеров мнений

Мнения экспертов по данному вопросу совпали: внесение вклада в имущество хозобщества не является предоставлением безвозмездной (спонсорской) помощи, но в случае его внесения участником — иностранным лицом по общему правилу является иностранной безвозмездной помощью. И, соответственно, в последнем случае необходимо соблюдать порядок предоставления такой помощи.

Ответ Жилевского Д.

Дмитрий Жилевский свою позицию основывает на следующем. В целях оказания финансово-экономической поддержки деятельности хозобщества его участники вправе безвозмездно вносить в имущество хозобщества вклады, которые отвечают требованиям к имуществу, предусмотренным ч. 1, 2 ст. 29 Закона о хозобществах, и не приводят к увеличению уставного фонда хозобщества и изменению размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам. Указанные вклады в имущество хозобщества вносятся на основании договора, заключенного между участником и хозобществом (ст. 29-1 Закона о хозобществах).

Как видно, данный вклад вносится участниками хозобщества безвозмездно. Эксперт отмечает, что исходя из смысла п. 4 ч. 1 ст. 546 ГК внесение такого вклада в имущество хозобщества квалифицируется как дарение. Цель внесения этого вклада — оказание финансово-экономической поддержки деятельности хозобщества его участниками.

Дмитрий Жилевский обращает внимание, что безвозмездное внесение вклада в имущество хозобщества не указано среди случаев, на которые действие Указа N 300 не распространяется (ч. 3 п. 1 Указа N 300). Вместе с тем исходя из преамбулы Указа N 300 этот Указ принят в целях исключения необоснованных требований юрлиц и физлиц об оказании им безвозмездной (спонсорской) помощи, пресечения иных злоупотреблений в данной сфере, совершенствования порядка предоставления такой помощи, недопущения ее нецелевого использования получателями. Соответственно, поскольку в ст. 29-1 Закона о хозобществах указана конкретная цель внесения вклада участниками, а также прописан механизм его внесения, эксперт полагает, что правовой институт, предусмотренный в ст. 29-1 Закона о хозобществах, не подпадает под действие норм Указа N 300.

Исходя из определения понятия «иностранная безвозмездная помощь», Дмитрий Жилевский делает вывод, что по формальным признакам безвозмездное внесение вклада в имущество хозобщества иностранным участником может быть квалифицировано как иностранная безвозмездная помощь. Поскольку каких-либо изъятий в отношении внесения таких вкладов в Декрете N 3 не указано. Эксперт обращает внимание, что, соответственно, по общему правилу внесение указанного вклада подлежит регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь в соответствии с нормами Декрета N 3 (абз. 2 п. 4, п. 5 Декрета N 3). При этом нужно учитывать, что не подлежит регистрации иностранная безвозмездная помощь в виде товаров для использования в производственно-хозяйственной деятельности хозобщества стоимостью до 500 БВ на дату их поступления (абз. 2 п. 26 Декрета N 3).

Ответ Мазуриной И.

По мнению Ирины Мазуриной, внесение вклада в имущество хозобщества хотя и является безвозмездной сделкой, но не является безвозмездной (спонсорской) помощью. Таким же образом любой договор о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи относится к безвозмездным договорам, но не каждый безвозмездный договор может быть признан договором о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи.

Эксперт полагает, что договор о внесении вклада в имущество хозобщества является видом договора дарения. Договор о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи представляет собой отдельный вид обязательства, который может включать в себя черты, присущие как договору дарения, так и другим видам безвозмездных договоров, в зависимости от того, что предоставляется в качестве безвозмездной (спонсорской) помощи — денежные средства, товары (имущество), работы, услуги или имущественные права.

Ирина Мазурина обращает внимание, что безвозмездная (спонсорская) помощь, предоставляемая в рамках Указа N 300, носит именно спонсорский характер и может быть использована только в рамках целей, определенных ч. 1 п. 2 Указа N 300, если иные цели не определены решением Президента Республики Беларусь или с его согласия. При этом эксперт отмечает, что в большинстве своем перечисленные в Указе N 300 цели использования безвозмездной (спонсорской) помощи носят общественно полезный характер и не охватывают все возможные способы оказания финансово-экономической поддержки деятельности хозобщества.

По мнению Ирины Мазуриной, внесение вклада в имущество хозобщества участником — иностранным лицом является иностранной безвозмездной помощью и, соответственно, необходимо соблюдать порядок предоставления такой помощи. Этот вывод основан на следующем.

Как отмечает эксперт, Декрет N 3, в отличие от Указа N 300, не содержит указания на спонсорский характер безвозмездной помощи.

Лидер мнений также анализирует определения понятий «иностранная безвозмездная помощь», «денежные средства», «товар», используемых для целей Декрета N 3 (п. 5, 3, 12 приложения к Декрету N 3).

Ирина Мазурина отмечает, что определение иностранной безвозмездной помощи соответствует вкладам, безвозмездно вносимым участниками в имущество хозобщества. При этом, определяя объект иностранной безвозмездной помощи, законодатель выделяет вклады, вносимые иностранными учредителями в уставный фонд юрлица, в качестве исключения. Эксперт полагает, что, исходя из этого, можно сделать вывод, что без такой оговорки вклады в уставный фонд относились бы к иностранной безвозмездной помощи. Лидер мнений обращает внимание на тот факт, что уже после вступления в силу действующей редакции Закона о хозобществах, которая предоставила участникам хозобщества возможность безвозмездно вносить в имущество хозобщества вклады, в Декрет N 3 были внесены изменения Декретом от 08.11.2021 N 7. Однако вклады в имущество хозобщества не были включены в определение денежных средств и товара в качестве исключения. По мнению эксперта, это означает желание законодателя сохранить контроль за внесением таких вкладов. Так, Декретом N 3 определен перечень целей, для которых может использоваться иностранная безвозмездная помощь, полученная юрлицами Республики Беларусь, при этом указанные цели носят общественно полезный характер. Однако иные цели использования иностранной безвозмездной помощи могут быть согласованы Межведомственной комиссией по вопросам иностранной безвозмездной помощи (п. 1 Декрета N 3).

Вопрос 2. Порядок передачи участником и получения хозобществом вклада в имущество этого хозобщества

Кто инициирует внесение такого вклада? Нужно ли принимать решение общего собрания участников (собственника имущества), совета директоров (наблюдательного совета) (далее — совет директоров) участника о его внесении? Нужно ли принимать решение общего собрания участников, совета директоров о принятии такого вклада в имущество? Можно ли и целесообразно ли предусмотреть это в уставе? Какие проблемы могут возникнуть на практике при внесении вклада в имущество хозобщества его участниками?

Ответы лидеров мнений читайте в ilex.