МАРТ постановлением от 29.12.2023 N 76 «Об установлении формы уведомления» утвердил форму уведомления, которую производители должны направлять в госорганы (организации), формируя отпускные цены на новые товары, регулируемые постановлением N 713. Постановление вступает в силу 10.01.2024.

1. В каком случае надо направить уведомление

Ранее производители, устанавливая цены на новые товары, подпадающие под действие постановления N 713, по общему правилу должны были согласовывать их, за исключением случаев, перечисленных в п. 3 данного НПА. При этом в согласовании могли отказать (п. 2 постановления N 713 в редакции до 01.01.2024).

С 01.01.2024 вместо разрешительного механизма согласования цен применяется уведомительный принцип их установления (абз. 4, 13 подп. 1.1 п. 1, абз. 4 п. 4 постановления N 713 (4)).

Так, с указанной даты производители устанавливают отпускные цены на новые потребительские товары самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.

Примечание
Как и прежде, под новыми потребительскими товарами понимаются (подстрочное примечание <*> к ч. 1 п. 4-1 постановления N 713):
— новая продукция (впервые произведенная продукция) — продукция, впервые произведенная изготовителем и (или) не имеющая аналогов на территории Беларуси;
— новый вид продукции — продукция, уже производимая, но получившая новое обозначение или определение (наименование) в связи со значительной степенью усовершенствования или модификацией ее свойств, параметров, признаков или характеристик, а также измененной областью применения, новым или в значительной степени отличающимся (не менее чем на 30% по сравнению с ранее выпускавшейся продукцией) составом применяемых материалов или компонентов, которая подвергалась значительной степени технологических изменений и (или) изменению классификационного кода ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, произошедших в результате переработки (обработки).

При этом не позднее чем за пять рабочих дней до начала реализации нового товара названные субъекты должны направлять в соответствующие госорганы (организации) уведомление об установлении отпускной цены на него (ч. 1 п. 4-1 постановления N 713). Как раз форму этого документа МАРТ и утвердил постановлением N 76. К слову, до 2024 г. те же госорганы (организации) согласовывали цены. Их перечень приведен в п. 2 постановления N 713.

Обращаем внимание: если, устанавливая цену на новый потребительский товар, производитель применяет норматив рентабельности не более 20%, направлять уведомление не нужно (ч. 2 п. 4-1 постановления N 713).

2. Что указывать в уведомлении

В постановлении N 76 приводится исключительно форма уведомления. Пояснений относительно его заполнения не дается.

Как следует из самой формы, уведомление должно содержать (приложение к постановлению N 76):

1) наименование, адрес (для ИП: Ф.И.О., место жительства), УНП, контактные данные производителя;

2) наименование госоргана (организации), куда направляется уведомление;

3) сведения об установлении отпускной цены на новый потребительский товар. Причем в их состав должна входить информация как о товаре, цена которого устанавливается, так и об аналогичных товарах. Под последними исключительно для целей заполнения уведомления подразумеваются товары, наиболее схожие с новым товаром по составу, объему, весу.

Так, в части нового товара нужно указать:

— дату установления цены;

— единицу измерения;

— отпускную цену в белорусских рублях без НДС и условия поставки (т.е. с учетом или без учета доставки цена сформирована производителем);

— планируемый объем реализации в натуральном выражении в течение ближайших 12 месяцев на внутренний рынок;

— плановую величину рентабельности.

В отношении аналогичных товаров (не менее пяти) требуется внести фактические данные (при наличии):

— о (об) единице измерения;

— отпускной цене в белорусских рублях без НДС и условиях поставки;

— действующей отпускной цене без НДС на производимые аналогичные товары и реализуемые на схожих условиях поставки, в том числе:

минимальной цене с НДС;

максимальной цене с НДС;

— объеме реализации на внутренний рынок в натуральном выражении за последние 12 месяцев;

— планируемом объеме реализации в натуральном выражении в течение ближайших 12 месяцев на внутренний рынок;

— рентабельности, которая определяется исходя из фактических данных нарастающим итогом за период от начала календарного года до месяца, предшествующего дате направления уведомления.

Полагаем, данный объем информации об аналогичных товарах требуется для того, чтобы получатели таковой могли ее детально проанализировать. При этом по результатам анализа производителю может быть направлено обязательное для исполнения предписание об уменьшении установленной отпускной цены (ч. 3 — 7 п. 4-1 постановления N 713);

4) должность и Ф.И.О. лица, составившего уведомление, а также дату составления.

Как плюс хочется отметить, что на сегодня объем представляемой информации — указываемой в уведомлении, если сравнивать с пакетом документов, который до 2024 г. готовился для согласования цены на новый товар (ч. 1 п. 2 Регламента о согласовании установления цен), сократился. Но некоторые пересечения остались.

Постановление N 76 вступает в силу 10.01.2024.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex