С наступлением долгожданного тепла хочется больше времени проводить во дворе. Родители ведут детей играть на детскую площадку. А там: сломанные поржавевшие качели, песочницы без песка, мусор… Все это не вызывает желания оставаться на такой площадке, а вызывает много вопросов.

1. Кто отвечает за состояние детской площадки

Имеет значение, в чьи обязанности входит обслуживание придомовой территории, на которой находится площадка. Так, если эта территория относится к землям общего пользования, то следить за состоянием детской площадки должно ближайшее ЖЭУ. Если площадка принадлежит организации застройщиков, товариществу собственников (далее — ТС) — поддерживать ее санитарное и техническое состояние обязано ТС (ч. 2 п. 3 ст. 32 ЖК).

При этом ТС может содержать детскую площадку своими силами (например, нанять дворника, слесаря). А может заключить договор на оказание соответствующей жилищно-коммунальной услуги (ЖКУ) со специализированной организацией (абз. 6 п. 1 ст. 177, абз. 6 п. 2, ч. 2 п. 3 ст. 170 ЖК). Например, с тем же ЖЭУ. Тогда за надлежащее состояние детской площадки будет отвечать организация, оказывающая ЖКУ.

2. Какие есть правила по контролю безопасности и уборке детских площадок

В Беларуси действует единый стандарт, согласно которому безопасность оборудования детских площадок должна контролироваться следующим образом (ГОСТ 34614.7-2019 (EN 1176-7:2008) «Оборудование и покрытия игровых площадок. Часть 7. Руководство по установке, контролю, техническому обслуживанию и эксплуатации»:

1) ежедневный визуальный контроль — необходим, чтобы обнаружить очевидные опасные дефекты. Обычно мастер участка ЖЭУ (дворник) при утреннем обходе своего участка осматривает детскую площадку, чтобы не было битого стекла, острых кромок, оборванных конструкций и т.п.

Территория детской площадки должна ежедневно убираться (абз. 6 подп. 5.3 п. 5 Правил благоустройства и содержания населенных пунктов, утв. постановлением Совмина от 28.11.2012 N 1087 (далее — Правила N 1087), абз. 6 подп. 4.3 п. 4 Правил благоустройства и содержания города Минска, утв. решением Мингорсовета от 16.11.2016 N 252 (далее — Правила N 252));

2) контроль функционирования — более детальная проверка, которая проводится обслуживающей организацией раз в 1 — 3 месяца. Проверяется прочность оборудования (насколько устойчиво закреплены конструкции, нет ли трещин);

3) технический осмотр придомовой территории должен ежегодно проводиться на объектах государственного жилищного фонда. Если в ходе осмотра будут выявлены дефекты, проводится обследование состояния соответствующих объектов. Такое обследование может быть организовано и не по результатам обязательного технического осмотра как в государственном, так и в частном жилищном фонде. Для этого необходимо обратиться с заявлением в организацию, осуществляющую эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющую ЖКУ. Заявления, в частности, могут написать собственники жилых помещений, члены организаций застройщиков, лизингополучатели жилых помещений, наниматели жилых помещений государственного жилищного фонда и пр. (п. 2 Положения о порядке обследования жилья и придомовых территорий). В ходе обследования проверяется в том числе и наличие детских площадок (абз. 3 ч. 1 п. 3 Положения о порядке обследования жилья и придомовых территорий).

3. За чей счет ремонтируется оборудование детской площадки

Если детская площадка находится на землях общего пользования, то жильцы могут рассчитывать на ее бесплатное содержание коммунальными службами, в частности (п. 1, 13 Перечня N 16):

— текущий ремонт;

— приобретение и установку (взамен ранее демонтированного) оборудования площадки;

— подвоз, замену и подсыпку песка в песочницы.

Примечание
Поскольку работы по содержанию детских площадок выполняются за счет бюджетных средств, их заказчикам необходимо проводить процедуры закупок в строгом соответствии с законодательством (Закон от 13.07.2012 N 419-З). Это влияет на сроки ремонта, особенно если требуется замена деталей, конструктивных элементов.

Содержание (ремонт) детской площадки, переданной для обслуживания ТС, осуществляется им за счет собственных средств (ч. 2 п. 3 ст. 32 ЖК). Например, общее собрание ТС может принять решение огородить детскую площадку и определить размер целевых взносов, которые для этого необходимы.

4. Новые качели — за деньги жильцов

На практике ЖЭУ обслуживает только то оборудование, которое было установлено при строительстве жилого дома. Если что-то выйдет из строя, его демонтируют. Новое оборудование может быть установлено только при наличии на это денег.

У инициативных жильцов есть два варианта решения вопроса: добиваться установки нового оборудования или приобрести его за свой счет.

Если вы решили действовать по первому варианту, то обращайтесь в обслуживающее ЖЭУ или исполком (администрацию) вашего города (района) (п. 10 перечня государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения, утв. Указом N 498). Шансы увеличатся, если установку нового оборудования на вашей детской площадке внесут в ежегодный план мероприятий по благоустройству и содержанию (эксплуатации) территории (абз. 2 подп. 6.1 п. 6 Правил N 1087, абз. 2 п. 5 Правил N 252).

Если желание и финансовые возможности жильцов позволяют приобрести детское оборудование за собственные средства — ЖЭУ может в этом помочь. Там сориентируют по ценам, предложат конкретные варианты и свои услуги по закупке выбранного оборудования (абз. 5 п. 9 Правил N 252).

Примечание
Оборудование для детской площадки можно приобрести и самостоятельно. Главное, чтобы оно было произведено в соответствии с государственными стандартами.

Оборудование, купленное за средства жильцов, ЖЭС установит и будет обслуживать (ремонтировать, красить) бесплатно (п. 1 , 13 Перечня N 16).

5. Куда обращаться, если на детской площадке нужно устранить неисправность

Сообщить о неполадках на детской площадке можно:

— диспетчеру обслуживающего ЖЭУ;

— в единую диспетчерскую службу ЖКХ по телефону 115 (звонок по номеру платный).