Постановлением Совмина «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. N 388» от 21.04.2023 N 279 внесены ожидаемые правки в порядок обращения с отходами товаров и упаковки. При этом по своей сути данный порядок не изменился. Большинство норм постановления N 279 вступают в силу 29.04.2023 и распространяют свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2023 (абз. 3 п. 4 постановления N 279).

1. Обзор основных изменений, внесенных в постановление N 388

Скорректированное законодательство об обращении отходов товаров и упаковки действует с 01.01.2023. С указанной даты большинство полномочий в сфере обращения с отходами товаров и упаковки перешло от Президента Совмину (подп. 1.7-1, 1.7-2 п. 1 ст. 7 Закона об обращении с отходами в редакции Закона N 178-З).

Постановление N 279 принято с целью обеспечить приведение актов законодательства в этой сфере в соответствие с новым порядком перераспределения полномочий (ст. 3 Закона N 178-З). Другими словами, постановление N 388 в редакции постановления N 279 регулирует ряд отношений, которые до 01.01.2023 регламентировал Указ N 16. Теперь постановлением N 388 определяются, в частности:

— случаи и условия освобождения юрлиц и ИП от обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки (далее — обязанность по сбору отходов);

— товары, в отношении которых не может применяться собственная система сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки (далее — собственная система сбора отходов).

Подробнее рассмотрим эти изменения ниже. А пока остановимся на порядке обращения с отходами товаров и упаковки в целом. По своей сути он остался прежним:

1. Обязанность по сбору отходов, как и ранее, распространяется:

— на производителей;

— поставщиков, являющихся:

декларантами, указанными в декларациях на товары;

импортерами, указанными в статдекларациях;

получателями (грузополучателями) товара, указанными в транспортных (перевозочных) документах, если таможенное и статистическое декларирование в соответствии с законодательством не производится.

Примечание
Терминологический аппарат корректировки не затронули. Ранее перечень терминов и их определений приводился в приложении 3 к Указу N 16, теперь он содержится в приложении 4-1 к постановлению N 388. При этом понятия «производитель» и «поставщик» с соответствующими определениями из данного перечня вынесены в п. 1 постановления N 388 в новой редакции.

2. Порядок расчета и внесения платы не изменился.

Подчеркнем, в перечень товаров и упаковки, при производстве и (или) ввозе которых на юрлица и ИП распространяется обязанность по сбору отходов, коррективы не вносились (поменялось лишь его название).

Размеры платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки (далее — плата) тоже не корректировались.

3. Отчет по сбору отходов товаров и упаковки подается без изменений.

Напомним, перечислить плату за I квартал 2023 г. и отчитаться по ней надо не позже 2 мая текущего года (п. 7 Положения о плате N 388, п. 3 Положения об отчете N 388).

2. Случаи и условия освобождения юрлиц и ИП от обязанности по сбору отходов

Перечень случаев и условий освобождения юрлиц и ИП от обязанности по сбору отходов — теперь это приложение 1-1 к постановлению N 388 — остался тем же. Он, как и раньше, содержит 16 позиций. Например, от обязанности по сбору отходов освобождаются:

1) ИП — в части упаковки, в которую затарены ввезенные в Беларусь товары:

— либо используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) и для общехозяйственных нужд;

— либо реализуемые в розницу или в сфере общепита;

2) производители (поставщики) в части:

— товаров, являющихся комплектующими, и упаковки для соцзначимых товаров, лекарственных средств, медтехники;

— товаров (кроме упаковки), используемых ими при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг и для общехозяйственных нужд и не предназначенных для реализации в неизменном состоянии или в качестве расходных материалов;

— товаров и товаров в упаковке, вывезенных с территории Беларуси;

— шин, используемых как сырье (материалы, комплектующие) при производстве транспортных средств в организациях, для которых этот вид деятельности считается основным;

— товаров и упаковки, которые переданы на захоронение из-за утраты потребительских свойств или утрачены в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, ДТП, стихийное бедствие).

Другими словами, производители и поставщики вправе применять те же льготы, которые предусматривал Указ N 16 до 01.01.2023.

3. Собственная система сбора отходов

Порядок, условия применения собственной системы сбора отходов и требования к ней теперь регламентированы одним НПА Совмина — Положением о собственной системе сбора отходов N 388.

Помимо норм, которые предусматривались прежней редакцией Положения, новая редакция содержит нормы:

1) Указа N 16 — касающиеся товаров, в отношении которых собственная система сбора отходов не может применяться.

Напомним, это бутылки для напитков и пищевых продуктов из бесцветного и цветного стекла номинальной вместимостью более 0,33 литра, но менее 1 литра, классифицируемые кодами 7010 90 430 0 и 7010 90 530 0 ТН ВЭД ЕАЭС (далее — бутылки), за исключением:

— стеклянной упаковки, в которой ввозятся товары на территорию Беларуси;

— бутылок, в отношении которых Минстройархитектуры выдало заключение о невозможности их производства либо производстве в недостаточном количестве на территории республики (далее — заключение);

2) Положения о выдаче заключений, утвержденного постановлением N 883. С 29.04.2023 этот НПА утрачивает силу (п. 1 приложения к постановлению N 279). Теперь порядок выдачи заключения прописан в Положении о собственной системе сбора отходов N 388. При этом в целом процедура осталась прежней:

— заинтересованное лицо подает в Минстройархитектуры заявление о получении заключения (до названной даты его форма устанавливалась Положением о выдаче заключений, теперь ее должно определить это министерство) с приложением документов, в которых указаны детальные характеристики, основные свойства бутылок (техдокументация, конструкторская документация или читаемый чертеж бутылки, содержащие габаритные размеры с допусками, чертеж венчика, номинальную вместимость, уровень налива, вес, толщину стенок и дна), в четырех экземплярах;

— Минстройархитектуры направляет производителям бутылок по установленному им перечню запрос о представлении информации о невозможности производства либо производстве в недостаточном количестве в Беларуси бутылок;

— производители бутылок подают соответствующую информацию в течение 15 календарных дней со дня получения запроса по форме согласно приложению 1 к Положению о собственной системе сбора отходов N 388 в новой редакции. Ранее форма устанавливалась Положением о выдаче заключений;

— специально созданная Минстройархитеры комиссия рассматривает заявление заинтересованного лица, прилагаемые к нему документы, информацию производителей бутылок и на их основании принимает решение о выдаче заключения.

4. Иные положения и нормы постановления N 388, в которые внесены редакционные правки

Постановление N 279 незначительно скорректировало в том числе:

— Положение, предусматривающее полномочия оператора в сфере обращения с вторматресурсами — госучреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее — оператор);

— типовую форму договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки с оператором (далее — договор). Она изложена в новой редакции, однако, по сути, положения договора не изменились, обновились лишь ссылки на НПА, на основании которых заключается договор, оператор реализует свои права и исполняет обязанности.

Примечание
Напомним, организации должны до 01.07.2023 привести в соответствие с новым порядком договоры, заключенные до 01.01.2023 (ч. 3 ст. 2 Закона N 178-З);

— перечень документов и сведений, подтверждающих возникновение правовых оснований для освобождения от обязанности по сбору отходов.

В частности, обращаем внимание производителей и поставщиков: по товарам и товарам в упаковке, которые они самостоятельно вывозят с территории Беларуси, к числу подтверждающих не относятся транспортные (перевозочные) документы, удостоверяющие, что вывозятся товары и товары в упаковке в неизменном состоянии или переработанные (обработанные) (что местом разгрузки является место, находящееся за пределами республики);

— Положение, регламентирующее порядок обеспечения юрлицами, торгующими в розницу, сбора отходов товаров и упаковки от физлиц. Правки в этом НПА тоже редакционные.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex