03.10.2022 подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам. Итоговый текст документа пока не опубликован. На официальном сайте российского Правительства приведен текст проекта Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам (далее — проект Договора, Договор).

На основе проекта, имеющегося в доступе, рассмотрим, какие новации в части НДС нас ожидают после вступления в силу данного Договора.

1. Введение

Указом от 09.09.2022 N 315 одобрен проект Договора.

Примечание
Белорусской стороной проект одобрен, но его текст в Указе от 09.09.2022 N 315 не приводится. Для комментария текст проекта взят с российского сайта.

Предполагается, что стороны Договора — Российская Федерация и Республика Беларусь (далее — стороны) — приведут свое налоговое законодательство в отношении НДС в соответствие с Договором до 01.01.2023. В указанный срок запланировано создание Интегрированной системы администрирования косвенных налогов и Наднационального налогового комитета для контроля соблюдения заключенных договоренностей (п. 1 ст. 1, ст. 6, 10 проекта Договора).

Планируется, что в дальнейшем ежегодно до 1 января следующего года налоговое законодательство в отношении НДС будет приводиться в соответствие с положениями Договора (п. 2 ст. 1 проекта Договора).

2. Какие налоговые освобождения, льготы по НДС будут установлены в Договоре

Проектом Договора устанавливаются единые для двух стран перечни операций (оборотов), освобождаемых от уплаты НДС или облагаемых НДС по пониженной налоговой ставке. При этом планируется предусмотреть, что налоговые освобождения, льготы по НДС в национальном законодательстве Республики Беларусь могут быть установлены исключительно в отношении (ч. 1 п. 1 ст. 5 проекта Договора):

— категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты НДС, предусмотренных п. 2 приложения 4 к проекту Договора;

Примечание
Перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты НДС, приводится в соответствии со ст. 112, 113, 326, 336, 362, 354, 366, 369, 374, 384, 385 и 386 НК. Также в нем упоминаются иные плательщики, освобожденные от НДС согласно правовым актам Президента Республики Беларусь (указам и декретам), принятым до 01.08.2022.

— операций (оборотов), освобождаемых от уплаты НДС, предусмотренных п. 3, 4 приложения 5 к проекту Договора;

Примечание
Перечни операций (оборотов), освобождаемых от уплаты НДС, приводятся в соответствии со ст. 31, 115, 118 и 386 НК, а в отношении товаров, освобождаемых от НДС при ввозе товаров, — в соответствии со ст. 119 НК и с учетом особенностей, установленных НК по состоянию на 01.01.2022.

— операций (оборотов), облагаемых НДС по пониженной ставке (за исключением нулевой ставки), предусмотренных п. 2 приложения 6 к проекту Договора;

Примечание
Перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, приводится в соответствии со ст. 122 НК и с учетом особенностей, установленных НК по состоянию на 01.01.2022.

— операций (оборотов), облагаемых НДС по нулевой ставке, предусмотренных п. 2 приложения 7 к проекту Договора.

Примечание
Перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 0%, приводится в соответствии со ст. 122 НК и с учетом особенностей, установленных НК по состоянию на 01.01.2022.

В соответствии с правовыми актами, принятыми Президентом Республики Беларусь до 01.08.2022, принимаются порядок и условия освобождения от НДС иных товаров при их ввозе на территорию Республики Беларусь, иных операций и оборотов по реализации объектов на территории Республики Беларусь. На эту же дату фиксируются перечни товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС, облагаемых по пониженной и нулевой ставкам, в соответствии с декретами и указами Президента Республики Беларусь (п. 5 и 6 приложения 5 к проекту Договора, п. 3 приложения 6 к проекту Договора, п. 3 приложения 7 к проекту Договора).

3. Какие исключения в администрировании нулевой ставки НДС предусмотрены

Планируется предусмотреть право Республики Беларусь самостоятельно устанавливать элементы налогообложения и правила налогового администрирования в отношении операций (оборотов), облагаемых НДС по нулевой ставке (ч. 2 п. 1 ст. 5 проекта Договора):

при экспорте товаров;

оказании услуг по международной перевозке;

оказании экспортируемых транспортных услуг;

оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией и (или) обеспечением международной перевозки;

оказании услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международной перевозки;

оказании иных услуг, работ (при передаче имущественных прав) в рамках внешнеторговых договоров, заключенных с иностранными организациями или гражданами.

4. Возможность дополнения/исключения льготных категорий плательщиков и перечней товаров (работ, услуг)

Планируется запретить дополнять в будущем льготные категории налогоплательщиков и перечни товаров (работ, услуг) (ч. 1 п. 2 ст. 5 проекта Договора).

Вместе с тем не рассматриваются в качестве такого дополнения введение сторонами освобождений, льгот от уплаты НДС аналогичных тем, которые на дату подписания Договора отсутствовали в ее налоговом законодательстве, но содержались в налоговом законодательстве другой стороны. О таком новшестве надо проинформировать другую сторону и Наднациональный налоговый комитет. Поправки в соответствующее приложение к Договору должны быть включены в течение 24 месяцев со дня вступления в силу нормативного правового акта, которым вводятся новые нормы. Иначе их придется исключить из своего законодательства (ч. 2 — 5 п. 2 ст. 5 проекта Договора).

При этом каждая из сторон может в одностороннем порядке отказаться от освобождения от НДС и (или) обложения оборотов по пониженным ставкам в пользу общей ставки налога (п. 3 ст. 5 проекта Договора).

5. Возможность снижения/повышения ставок НДС

Планируется не снижать общую ставку НДС в размере 20% и пониженную ставку в размере 10%, установленные в своем налоговом законодательстве.

При этом стороны могут повышать указанные ставки НДС, в том числе в отношении отдельных операций (оборотов) или категорий налогоплательщиков. Следовательно, запрета на применение установленных в Республике Беларусь ставки НДС в размере 25% для услуг электросвязи и ставки НДС в размере 26% при реализации услуг передачи данных не будет (п. 4 ст. 122 НК, подп. 4.1, 4.2 Указа N 131, п. 4 ст. 5 проекта Договора).

6. Предельные суммы выручки (дохода) для освобождения от обязанности по исчислению и уплате НДС

Ожидается, что стороны могут устанавливать в своем налоговом законодательстве предельную сумму выручки (дохода) от реализации товаров, работ, услуг, от отчуждения (передачи) имущественных прав, при непревышении которой в течение календарного года налогоплательщики или отдельные их категории освобождаются от обязанности по исчислению и уплате НДС. На 2023 г. такие предельные суммы выручки (дохода) для организаций и индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь планируется установить до 3 млн и 1 млн бел. руб. соответственно (п. 5 ст. 5 проекта Договора).

7. Заключение

Согласно проекту Договора его действие распространяется на отношения между сторонами и не регулирует отношения между сторонами и налогоплательщиками Российской Федерации, плательщиками налогов, сборов (пошлин) Республики Беларусь. При этом в налоговых целях налогоплательщики применяют положения налогового законодательства сторон, а не положения Договора (п. 2, 3 ст. 2 проекта Договора).

Кроме того, в проекте Договора предусмотрено право каждой из сторон самостоятельно устанавливать в своем налоговом законодательстве элементы налогообложения и правила налогового администрирования, не предусмотренные в Договоре (п. 3 ст. 1 проекта Договора).

Таким образом, порядок определения налоговой базы НДС, момента фактической реализации, налоговых вычетов, выставления ЭСЧФ и др., как и ранее, будет регулироваться нормами национального налогового законодательства Республики Беларусь.

Читайте этот материал в ilex >> *
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex