Елена Гузова

Эксперт в области бухгалтерского учета и налогообложения


1. Применение увеличивающего коэффициента 3 по платежам за землю

Вопрос 1: Организация провела реконструкцию административного здания. В 2014 г. объект был введен в эксплуатацию. До настоящего времени целевое назначение земельного участка, который был получен под строительство объекта «Реконструкция административного здания» не изменено на целевое назначение «Для эксплуатации и обслуживания административного здания». Будет ли при исчислении земельного налога применяться коэффициент 3 по данному земельному участку?

Ответ: Земельный налог с коэффициентом 3 исчисляют за земельные участки, которые относятся к земельным участкам, на которых отсутствуют капстроения. Это участки, которые получены для строительства и (или) обслуживания капстроений либо участки, целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и (или) обслуживания капстроений, на которых в течение 3 лет с даты принятия решения о предоставлении земли (если решение не принималось — в течение 3 лет с даты госрегистрации перехода прав на землю) либо в течение 3 лет с даты принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка (абз. 8 — 10 п. 3 ст. 238 НК):

— не зарегистрировано создание последнего из возводимых капстроений и (или) изменение капстроений в связи с вводом в эксплуатацию последней очереди строительства и (или) пускового комплекса, кроме элементов благоустройства, которые являются отдельной очередью строительства или пусковым комплексом (если они подлежат госрегистрации);

— не принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств (в том числе при возведении сооружений и (или) передаточных устройств с выделением очередей строительства и (или) пусковых комплексов), кроме элементов благоустройства, которые являются отдельной очередью строительства или пусковым комплексом (если их госрегистрация не требуется).

Для налоговых органов основанием для применения к ставке земельного налога коэффициента 3 служат сведения о земельных участках организаций, которые они получили для строительства и (или) обслуживания капстроений и на которых имеются недостроенные и незарегистрированные объекты. Такие сведения в МНС представляет организация по госрегистрации недвижимости в срок не позднее 10 января года, следующего за отчетным налоговым периодом (абз. 2 п. 21 ст. 243 НК).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации если все капстроения на земельном участке, который получен для строительства, возведены, в установленном порядке введены в эксплуатацию и зарегистрированы, то коэффициент 3 к ставке земельного налога не применяется. В противном случае МНС получит соответствующие сведения и налог будет исчислен в тройном размере.

Вопрос 2: Организация частной формы собственности имеет в пользовании земельный участок с целевым назначением «Земельный участок для размещения объектов по ремонту и обслуживанию автомобилей (в том числе автозаправочных, зарядных и газонаполнительных станций)». На участке расположено несколько объектов недвижимости. Все, подлежащие госрегистрации объекты, зарегистрированы. В 2021 г. было принято решение сделать проект на строительство еще одного производственного здания. Для этого получено разрешение на проведение проектных и изыскательских работ, строительства объектов, в котором организацию обязали изменить целевое назначение участка. Таким образом, в 2021 г. у земельного участка появилось другое целевое назначение, а именно: целевое назначение по решению местного исполкома «Для строительства и обслуживания зданий и сооружений производственного назначения». В 2022 г. проектная организация закончила проектирование объекта строительства. Но в настоящее время в связи с изменившимися обстоятельствами в строительстве этого объекта нет необходимости, принято решение не строить данный объект.

Если в 2024 г., когда истечет 3 года с даты изменения целевого назначения земельного участка, организация так и не начнет строительство, станет ли она плательщиком земельного налога с коэффициентом 3? Если организация обратится в горисполком за разрешением на строительство другого объекта, не требующего госрегистрации, который будет принят в эксплуатацию до истечения 3 лет с момента изменения целевого назначения земельного участка, будет ли она плательщиком налога с коэффициентом 3?

Ответ: Полагаем, после истечения 3 лет с даты изменения целевого назначения земельного участка налоговый орган исчислит земельный налог с увеличением. НК предусмотрено получение от организации по госрегистрации недвижимости сведений о земельных участках, которые получены организациями для строительства и (или) обслуживания капстроений, на которых в течение 3 лет с даты принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка не зарегистрировано создание капстроений, включая последний из возводимых объектов, и (или) их изменение в связи с вводом в эксплуатацию последней очереди строительства и (или) пускового комплекса. Если по законодательству о строительстве возможно закрытие старого и открытие нового проекта по строительству объекта, которое не требует госрегистрации, то, по нашему мнению, коэффициент 3 не будет применяться. Но только при обязательном условии, что в течение установленного срока с даты принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка будет возведено и принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств согласно проекту (абз. 8 — 10 п. 3 ст. 238, абз. 2 п. 21 ст. 243 НК).

Вопрос 3: Объект строительства возведен и в феврале 2019 г. принят в эксплуатацию. Объект подлежит в соответствии с законодательством обязательной госрегистрации. На 01.01.2023 объект не зарегистрирован, учитывается на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы». Применяется ли коэффициент 3 по платежам за землю с 01.01.2023?

Ответ: Коэффициент 3 применяют не только по земельным участкам, полученным с 01.01.2023, но и по земельным участкам, которые предоставлены ранее и по которым строительство не завершено. Платежи за землю увеличивают, если земельные участки признаются участками, на которых отсутствуют капстроения.

В земельном налоге это участки, которые получены для строительства и (или) обслуживания капстроений (зданий, сооружений), либо участки, целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и (или) обслуживания капстроений (зданий, сооружений), на которых в течение 3 лет с даты принятия решения о предоставлении земли (с даты госрегистрации перехода прав на такую землю) либо в течение 3 лет с даты принятия решения об изменении целевого назначения земли (абз. 8 — 10 п. 3 ст. 238 НК):

— не зарегистрировано создание последнего из возводимых капстроений (зданий, сооружений) и (или) их изменение в связи с вводом в эксплуатацию последней очереди строительства и (или) пускового комплекса (если они подлежат госрегистрации);

— не принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств (в том числе с выделением очередей строительства и (или) пусковых комплексов) (если их госрегистрация не требуется).

В отношении арендной платы за землю — земельные участки, которые получены в аренду для строительства и (или) обслуживания капстроений (зданий, сооружений), на которых в течение 3 лет с даты принятия решения о предоставлении земельного участка (с даты госрегистрации перехода права аренды на землю) не зарегистрировано создание последнего из возводимых капстроений (зданий, сооружений) (если они подлежат госрегистрации) либо не принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и передаточных устройств (если их госрегистрация не требуется) (примечание к ч. 3 п. 6 Указа N 160).

Следовательно, если все критерии (цель предоставления участка, истечение 3 лет с установленной даты, невыполнение заданных условий в отношении возводимых капстроений) для отнесения земли к земельным участкам, на которых отсутствуют капстроения, имеются, коэффициент 3 применяется к ставке земельного налога (или размеру ежегодной арендной платы за землю) в 2023 г.

Для налоговых органов основанием для увеличения ставки земельного налога послужат соответствующие сведения о земельных участках, которые будут получены не позднее 10.01.2024 от организации по госрегистрации недвижимости (абз. 2 п. 21 ст. 243 НК).

Арендную плату за землю с коэффициентом 3 исчисляют сами арендаторы, независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды земельного участка, которое предусматривает изменение размера ежегодной аренды. С целью проверки расчета инспекция МНС не позднее 01.03.2024 получит от организации по госрегистрации недвижимости соответствующие сведения (ч. 3 п. 6 Указа N 160).

2. Определение вида оценочной зоны для расчета земельного налога

Вопрос 1: Организация имеет земельный участок, целевое назначение которого по решению местного исполкома и согласно госакту на земельный участок — для обслуживания и содержания зданий и сооружений. По удостоверению БРТИ при регистрации здания зарегистрировано право частной собственности на административно-производственное здание. Основной вид деятельности организации — оптовая торговля. До июля 2020 г. так же работала станция техобслуживания по ремонту автомобилей. С февраля 2023 г. часть здания сдается в аренду ИП под мастерскую по ремонту автомобилей. Организация с 2019 г. относила земельный участок для целей исчисления земельного налога к производственной зоне. Правильно ли поступала организация?

Ответ: Решение уполномоченного госоргана, которое является основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, госакт на земельный участок, — это основания для исчисления земельного налога (абз. 2 п. 3 ст. 243 НК).

Налоговая база земельного налога, как правило, — кадастровая стоимость земельного участка. Ее размер зависит от функционального использования (вида оценочной зоны), которое определяют на основании целевого назначения участка, установленного местным исполкомом (в том числе по приложению 5 к НК) (п. 1 и 2, ч. 1 п. 3 ст. 240 НК).

В рассматриваемой ситуации в решении местного исполкома прямо не указано, для обслуживания и содержания каких зданий предоставлен земельный участок. По единой классификации объектов недвижимости такой участок можно классифицировать как земельный участок неустановленного назначения (код 1 99 99). Вид оценочной зоны земли в таком случае следует определять исходя из ее фактического использования. Если за период пользования земельным участком расположенное на нем здание использовалось только для оптовой торговли, ремонта и обслуживания автомобилей, то, полагаем, согласно приложению 5 к НК участок можно отнести к производственной зоне. В то же время если некоторая часть помещений здания также использовалась как административное под офис, то земельный участок, по нашему мнению, целесообразно разделить пропорционально площадям для той или иной цели. То есть тогда участок будет соответствовать двум оценочным зонам: производственной и общественно-деловой (п. 8 ст. 240 НК).

Вопрос 2: Организация имеет 2 земельных участка, целевое назначение которых согласно свидетельству о госрегистрации «Эксплуатация и обслуживание административных и складских помещений». На земельных участках отсутствуют капстроения. Как определить в данном случае функциональное назначение земельного участка для отнесения к оценочной зоне?

Ответ: Функциональное использование земельного участка (вид оценочной зоны) определяют на основании целевого назначения этого участка, которое установлено местным исполкомом, в том числе согласно приложению 5 к НК (ч. 1 п. 3 ст. 240 НК).

То есть для целей определения оценочной зоны следует посмотреть, какое целевое назначение указано в решении о предоставлении земельного участка. Из условия вопроса можно предположить, что участки выделены для строительства и обслуживания административных и складских помещений. Тогда на основании п. 8 ст. 240 НК нужно определить, какая часть площади земли приходится на общественно-деловую зону (административные помещения) и какая — на производственную (складские помещения). Полагаем, сведения о площадях строящихся помещений можно взять из проектно-сметной документации.

3. Представление уведомлений о земельных участках

Вопрос 1: В 2018 г. предприятие получило на праве постоянного пользования земельные участки для строительства и обслуживания кабельных линий электропередачи 10 кВ. Акт приемки в эксплуатацию объекта, законченного возведением, частью которого являлись кабельные линии 10 кВ, утвержден 31.12.2019. Ввиду того что кабельные линии не обладают признаками капитальности, их госрегистрация не производилась. Должно ли (и каким образом) предприятие проинформировать налоговые органы об имеющихся на земельных участках сооружениях (передаточных устройствах), которые не подлежат регистрации, чтобы к ним не был применен повышающий коэффициент 3? Ни одна из форм уведомлений для этих целей не подходит.

Ответ: По НК в МНС поступают только сведения от организации по госрегистрации недвижимости в отношении земельных участков, предоставленных организациям для строительства и (или) обслуживания капстроений (зданий, сооружений), на которых в течение 3 лет с даты принятия решения о предоставлении земли (или госрегистрации перехода прав на землю) либо в течение 3 лет с даты принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка не зарегистрировано создание капстроений (зданий, сооружений) и (или) их изменение. Такие сведения являются основанием для применения налоговыми органами коэффициента 3 к ставке земельного налога. Представление иных сведений для целей применения данного коэффициента не предусмотрено (абз. 2 п. 21 ст. 243 НК).

В рассматриваемой ситуации, когда все объекты, планируемые для строительства при выделении земельного участка, полностью возведены, приняты в эксплуатацию, и другие объекты в настоящее время не возводятся, коэффициент 3 к ставке земельного налога не применяется. Если по каким-либо причинам инспекция МНС посчитает налог с увеличением — проект декларации всегда можно скорректировать. Полагаем, в качестве подтверждения для неприменения коэффициента 3 послужит копия акта приемки объекта в эксплуатацию.

Вопрос 2: Предприятие производственное, ОСН, частная форма собственности. Не имеем льгот, не сдаем в аренду, нет различных функциональных назначений земли. Нужно ли подавать уведомления о земельных участках?

Ответ: Организации не подают уведомления согласно п. 3 ст. 244 НК, если у них нет оснований для их подачи.

Пунктом 4 ст. 244 НК предусмотрен перечень уведомлений, которые организации не обязаны, но вправе направить в инспекции МНС. Например, уведомление о земельных участках, по которым местными Советами депутатов установлены увеличенные (уменьшенные) ставки земельного налога, или уведомление о земельных участках, по которым организации решили применить понижающие коэффициенты к ставке налога (0,2; 0,4; 0,6; 0,8) (подп. 4.3 и 4.4 ст. 244 НК).

Может быть следующая ситуация. Если в решении местного Совета депутатов для организаций к ставке земельного налога установлен повышающий коэффициент 2, а для определенных организаций коэффициент 1 или уменьшающий коэффициент 1,5, налоговый орган рассчитает налог с максимальным коэффициентом 2. Тогда плательщику придется корректировать проект декларации. Чтобы этого не делать, организация может направить для информирования соответствующее уведомление.

Вопрос 3: Надо ли организации — плательщику арендной платы за землю подать в инспекцию МНС уведомления о земельных участках в срок до 01.12.2023 (включительно)?

Ответ: Представление в инспекцию МНС уведомлений о земельных участках предусмотрено только для организаций — плательщиков земельного налога (п. 3 и 4 ст. 244 НК). Подача таких уведомлений плательщиками арендной платы за землю не установлена.

4. Общий порядок расчета и уплаты платежей за землю, подачи декларации и учета

Вопрос 1: По состоянию на 01.01.2023 организация не имела земельных участков. В течение текущего года (в августе) куплен один земельный участок. Нужно ли подавать декларацию в течение года? Когда уплачивать земельный налог? Как его учитывать в бухгалтерском и налоговом учете?

Ответ: С 01.01.2023 действует новый порядок исчисления земельного налога. Прежде всего налог исчисляют по истечении налогового периода, а не наперед, как было ранее. Предварительно налог за 2023 г. исчислит инспекция МНС и не позднее 30.01.2024 направит плательщикам (за некоторым исключением) проект декларации. Организациям проект следует проверить, скорректировать при необходимости, подписать ЭЦП и вернуть налоговому органу в срок не позднее 20.02.2024. Таким образом, в случае приобретения в августе 2023 г. земельного участка — объекта налогообложения организации не нужно в течение текущего года самостоятельно исчислять и подавать декларацию по земельному налогу (п. 1, ч. 1 — 3 п. 2 ст. 244 НК).

Также с 01.01.2023 — новый порядок уплаты земельного налога. В течение 2023 г. организации (за некоторым исключением) уплачивают авансовые платежи не позднее 22.02.2023, 22.05.2023, 22.08.2023, 22.11.2023 (ч. 4 п. 6 ст. 244 НК, подп. 5.3 ст. 5 Закона N 230-З). По разъяснению МНС обязанность уплаты авансов не возникает при соблюдении одного из следующих условий:

1) организация является бюджетной либо организацией — плательщиком единого налога для производителей сельхозпродукции;

2) у организации отсутствует сумма земельного налога, исчисленная к уплате за 2022 г.;

3) по состоянию на 01.01.2023 у организации отсутствуют земельные участки — объекты налогообложения;

4) по состоянию на 01.01.2023 у организации отсутствуют обязательства по уплате налога в связи с тем, что в отношении земельных участков — объектов налогообложения выполняются условия для применения полного освобождения.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации авансовые платежи в течение 2023 г. не уплачиваются. Уплатить земельный налог за октябрь — декабрь придется по истечении 2023 г. не позднее 22.02.2024 в размере суммы к уплате по декларации (ч. 2 п. 6 ст. 244 НК).

Ежемесячное начисление земельного налога за земельные участки с функционирующими зданиями, как правило, отражают по дебету счетов 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (п. 7 Инструкции N 102; п. 27, 28, 35 и 53 Инструкции N 50).

С учетом разъяснения МНС, полагаем, ежемесячную сумму налога в рассматриваемой ситуации определяют на основании фактически имеющейся информации о земельном участке исходя из налоговой базы и ставки согласно ст. 240 и 241 НК.

Земельный налог (за некоторым исключением) ежеквартально учитывают при налогообложении прибыли в затратах по производству и реализации товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 245 НК).

Вопрос 2: В августе 2023 г. организация получила в аренду земельный участок. Иных арендованных участков нет. Нужно ли подавать декларацию в течение года? Когда уплачивают арендную плату за землю?

Ответ: Арендную плату за землю исчисляют с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом (ч. 1 п. 16 Положения N 160):

— принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду;

— госрегистрации договора аренды земельного участка, который заключен с победителем аукциона либо единственным участником несостоявшегося аукциона;

— госрегистрации перехода права аренды на земельный участок.

При получении земельного участка в течение текущего года расчет по арендной плате за землю подают не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем его получения (ч. 1 п. 23 Положения N 160).

Уплачивают арендную плату ежеквартально не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала в размере 1/4 исчисленной годовой суммы (абз. 2 подп. 30.1 Положения N 160).

Таким образом, если земельный участок получен в аренду в августе 2023 г. (III квартал), начало исчисления арендной платы — 01.10.2023, а срок представления в инспекцию МНС расчета по арендной плате — не позднее 20.09.2023. Уплатить арендную плату за октябрь — декабрь нужно было не позднее 22.11.2023.

Следует учитывать, если земельный участок получен в аренду в течение IV квартала текущего года, арендную плату исчисляют с 01.01.2024. Расчет также представляют в следующем году (не позднее 20.02.2024), когда возникает обязанность уплаты арендной платы.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex