Елена Гузова

Эксперт в области бухгалтерского учета и налогообложения


На портале ilex.Новости собраны вопросы пользователей по исчислению земельного налога, налога на недвижимость, а также арендной платы за землю. Экспертом ilex подготовлены ответы на наиболее интересные из них.

Вопрос 1: Организация на 01.01.2022 арендует земельный участок. В феврале она подала годовой расчет и единовременно уплатила арендную плату за землю — 3290,56 руб. В апреле заключено допсоглашение к договору аренды об изменении целевого назначения части земельного участка и размера годовой арендной платы. Общая сумма арендной платы увеличилась и стала 3658,77 руб. В связи с этим в мае подан уточненный расчет и доплачена аренда. В августе произошло разделение земельного участка на два. Общая годовая сумма арендной платы за землю составила 3716,28 руб. В связи с этим в сентябре снова подан уточненный расчет.

Каким образом подать уточненный расчет по арендной плате за землю в связи с изменениями, внесенными Указом N 298?

Ответ: Порядок исчисления и уплаты арендной платы за земельные участки, находящиеся в госсобственности, регламентируют Указ N 160 и Положение N 160. В них Указом N 298 внесены изменения, которые вступили в силу с 27.08.2022, но применяются с 01.01.2022.

Согласно новым редакциям Указа N 160 и Положения N 160 арендную плату за землю при необходимости корректируют поквартально, а не помесячно. То есть, если возникли основания для изменения арендной платы, ее пересчитывают с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом возникновения оснований (ч. 1 п. 16 Положения N 160).

Таким образом, полагаю, арендную плату за землю за 2022 г. следует пересчитать исходя из годового размера:

— 3290,56 руб. — за I — II кварталы (январь — июнь);

— 3658,77 руб. — за III квартал (за июль — сентябрь), если решение об изменении договора аренды в части изменения размера ежегодной арендной платы принято в апреле (II квартал);

— 3716,28 руб. — за IV квартал (за октябрь — декабрь), если решение об изменении договора аренды в части изменения размера ежегодной арендной платы принято в августе (III квартал).

Крайний срок подачи уточненного расчета — 21.11.2022 (20.11.2022 — выходной) (п. 4 Указа N 298).

Вопрос 2: По состоянию на 01.01.2022 организация имеет на праве постоянного пользования два земельных участка. 15.09.2022 по решению горисполкома они объединены в один земельный участок. Его площадь — сумма площадей объединенных участков, т.е. площадь земли, принадлежащей организации, осталась прежней.

В какой срок нужно представить в налоговую инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу?

Ответ: Из условия вопроса следует, что два земельных участка прекратили свое существование и возник один новый.

Земельные участки относятся к недвижимому имуществу. Недвижимое имущество, права на него подлежат госрегистрации (ч. 1 п. 1 ст. 130, п. 1, 6 ст. 131 ГК).

Госрегистрация создания, прекращения существования недвижимого имущества, возникновения, перехода, прекращения права на него удостоверяется соответствующим свидетельством. Моментом регистрации являются время и дата приема документов, представленных для ее осуществления (п. 1 ст. 38, ст. 39 Закона о госрегистрации N 133-З).

Земельный налог исчисляют с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом (п. 4 ст. 243 НК):

— принятия уполномоченным госорганом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода прав на земельный участок;

— госрегистрации вещного права на земельный участок либо госрегистрации перехода такого права (если решение не требуется);

— возникновения в соответствии с законодательством права осуществлять пользование земельным участком (если отсутствуют указанные выше обстоятельства).

Исчисление налога прекращают с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором (п. 5 ст. 243 НК):

— уполномоченным госорганом принято решение об изъятии земельного участка;

— зарегистрировано прекращение вещного права на земельный участок либо переход такого права (если решение не требуется);

— утрачено в соответствии с законодательством право осуществлять пользование земельным участком (если отсутствуют указанные выше обстоятельства).

Таким образом, если право пользования на новый земельный участок и прекращение прав пользования на земельные участки зарегистрированы в сентябре (III квартал), то с 01.10.2022 земельный налог:

— не исчисляют по двум прежним земельным участкам;

— исчисляют по новому земельному участку.

Согласно порядку заполнения декларации по земельному налогу ее составляют в отношении каждого земельного участка в отдельности, в том числе с проставлением его кадастрового номера (при наличии) (подп. 77.2 Инструкции N 2).

Значит, несмотря на то, что после объединения земельных участков площадь земли, принадлежащая организации, не изменилась, нужно подать в инспекцию МНС уточненную декларацию за 2022 г. В ней необходимо отразить исчисление земельного налога:

— за январь — сентябрь — по двум прежним земельным участкам;

— за октябрь — декабрь — по новому земельному участку.

Срок представления декларации — не позднее 21.11.2022 (20.11.2022 — выходной) (ч. 1 п. 2 ст. 244 НК).

Вопрос 3: До Указа N 298 арендная плата за земельные участки корректировалась ежемесячно с учетом всех изменений: поступление или выбытие земли, применение коэффициента 0,015 согласно п. 8-1 Указа N 160 и т.д.

С вступлением в силу Указа N 298 исчисление арендной платы из ежемесячного становится ежеквартальным по аналогии с земельным налогом и налогом на недвижимость. Введенные изменения действуют с 01.01.2022, что ведет к перерасчету арендной платы за 2022 г. по сроку подачи уточненного налогового расчета — не позднее 20.11.2022.

В то же время на основании п. 23 Положения N 160 и п. 8-1 Указа N 160 расчет суммы арендной платы представляется юрлицами либо соответствующие изменения вносятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло основание для пересчета, в том числе при применении коэффициента 0,015. То есть по факту осталась старая ежемесячная форма представления расчетов.

Как правильно сделать перерасчет арендной платы в связи с изменениями, применяемыми с 01.01.2022? Когда представлять налоговый расчет?

Ответ: Да, действительно, с 27.08.2022 вступили в силу изменения в Указ N 160 и Положение N 160, которые применяются с 01.01.2022. Теперь порядок исчисления и уплаты арендной платы за землю аналогичен порядку исчисления и уплаты земельного налога. Так, согласно общему порядку исчисления и уплаты (прекращения исчисления и уплаты) арендную плату за землю при необходимости корректируют не помесячно, а поквартально. Иными словами, аренду пересчитывают с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором возникли основания для ее пересчета (ч. 1 и 2 п. 16 Положения N 160).

Исходя из общего порядка арендную плату также пересчитывают поквартально при наличии иных обстоятельств для корректировки (п. 10, 11, ч. 7 п. 16, ч. 3 п. 20 Положения N 160).

Полагаю, такой же подход следует использовать и для пересчета арендной платы в связи с применением коэффициента 0,015 по земельным участкам с торговыми центрами, торговыми объектами, входящими в торговую сеть.

К сожалению, по каким-то причинам содержание ч. 1 п. 23 Положения N 160 и содержание ч. 4 п. 8-1 Указа N 160 остались без изменений. Согласно указанным нормам сохранен помесячный порядок подачи в инспекцию МНС расчетов по арендной плате. Вместе с тем, полагаю, исходя из общего порядка исчисления (неисчисления) арендной платы, а также из содержания ч. 2 — 5 п. 23 Положения N 160, если аренда корректируется поквартально, то и уточненный налоговый расчет следует представлять поквартально (в том числе при применении коэффициента 0,015). Срок подачи расчета с изменениями и дополнениями — не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место обстоятельство для корректировки.

Вопрос 4: Организация применяет УСН. Она имеет свидетельство о госрегистрации перехода 3/25 долей в праве на аренду земельного участка. Является ли организация плательщиком арендной платы за землю?

Ответ: Организации, арендующие земельные участки у государства, уплачивают арендную плату за землю. Исключение установлено для земельных участков, которые включены в перечень освобожденных земель (п. 5 Положения N 160).

Налог на УСН не заменяет уплату арендной платы за землю, поэтому организации на УСН также ее уплачивают. Освобождение установлено только в отношении (подп. 1.1 ст. 326 НК, подп. 5.16, 5.34 Положения N 160):

— сельхозземель сельхозназначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли);

— земельных участков плательщиков налога при УСН, которые являются республиканскими государственно-общественными объединениями, а также организационными структурами ДОСААФ, созданными в виде юрлиц.

Земельные участки могут предоставлять в аренду на долевом праве. Возникновение, переход или прекращение права аренды подлежит госрегистрации, которая подтверждается соответствующим свидетельством (подп. 2.7 ст. 8, п. 1 ст. 38 Закона о регистрации N 133-З).

Свидетельство (удостоверение) о госрегистрации перехода права аренды на земельный участок (доли в праве аренды на земельный участок) является основанием для исчисления и уплаты организациями арендной платы за полученные земельные участки (абз. 3 п. 15 Положения N 160).

Арендодатель (местный исполком) определяет размер ежегодной арендной платы в случае долевой аренды с учетом доли каждого из арендаторов в праве на земельный участок в порядке, установленном абз. 4 и 5 п. 2 Положения N 160.

Арендную плату за землю уплачивают пропорционально количеству кварталов аренды земельного участка в календарном году начиная с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом госрегистрации перехода права аренды на землю (абз. 6 ч. 1 п. 16 Положения N 160).

Таким образом, если организация на УСН не применяет освобождение от арендной платы за землю (при наличии такого права), она в общем порядке уплачивает ее в установленном размере соразмерно доле в праве аренды на земельный участок.

Вопрос 5: Как определить налоговую базу налога на недвижимость при аренде нежилого помещения у физлица?

Ответ: Если организация (арендатор) получила в аренду (лизинг, иное пользование) от физлица (в том числе ИП) капстроение (здание, сооружение), его часть (далее — капстроение), которые расположены на территории Республики Беларусь, она обязана уплачивать по нему налог на недвижимость (абз. 3 ч. 1 п. 1 ст. 226 НК).

Налоговую базу в отношении таких объектов налогообложения определяют в особом порядке. За ее основу принимается стоимость капстроений, которая указана в договоре аренды (лизинга, иного пользования). Стоимость по договору не может быть меньше одной из стоимостей капстроения на 1 января календарного года, за который исчисляют налог на недвижимость (п. 2 ст. 229 НК):

— оценочной, которая установлена организацией по госрегистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

— рыночной, которая указана в заключении об оценке, выданном оценщиком, имеющим соответствующее свидетельство;

— расчетной, которая определена в установленном порядке.

С 01.01.2022 расчетную стоимость капстроений определяют по-новому. А именно исходя из площади арендованных капстроений (или протяженности сооружений, не имеющих площади) и установленной НК расчетной стоимости 1 кв. м (1 м) типового капстроения (здания, сооружения) (п. 3 ст. 229 НК).

Размеры расчетной стоимости 1 кв. м (1 м) типового капстроения (здания, сооружения) на 01.01.2022 указаны в приложении 31 к НК. Расчетную стоимость 1 кв. м (1 м) конкретного капстроения определяют путем пересечения графы с типом капстроения (здания, сооружения) и строки с его местонахождением.

Таким образом, для целей исчисления налога на недвижимость по арендованному у физлица нежилому помещению его стоимость по договору аренды сравнивают с одной из перечисленных выше стоимостей (по выбору организации). Наибольшая из сравниваемых стоимостей и признается налоговой базой.

Вопрос 6: Организация на 01.01.2022 имеет земельный участок. Она в установленном порядке исчислила и уплатила земельный налог, подала годовую налоговую декларацию. В течение текущего года согласно решению Мингорисполкома часть земельного участка передана другой организации. Организация представила в инспекцию МНС уточненную декларацию. В связи с этим появилась переплата по земельному налогу. Вправе ли организация использовать сумму переплаты в счет уплаты других налогов, например подоходного?

Ответ: Зачесть излишне уплаченную сумму налога, сбора (пошлины), пеней (далее — налог) можно не позднее пяти лет со дня ее уплаты. Исключение предусмотрено для случая, когда переплата установлена в ходе проведения налоговой проверки. Такую переплату организации вправе зачесть независимо от истечения пятилетнего периода (ч. 1 — 3 п. 1 ст. 66 НК).

Инспекция МНС может зачесть переплату по налогу по заявлению плательщика по установленной форме в том числе в счет уплаты других налогов. Переплату зачтут в сумме, которая не превышает подлежащий уплате налог, при наличии соответствующей налоговой декларации (абз. 2 ч. 1, ч. 2 п. 3 ст. 66 НК, приложение 19 к постановлению МНС N 14).

Кроме того, налоговая может зачесть излишне уплаченную сумму налога самостоятельно в следующей последовательности (п. 2 ст. 66 НК):

— в счет уплаты этого налога, пеней по нему;

— в счет уплаты по другим налогам при выявлении факта наличия у плательщика неисполненного налогового обязательства.

В отношении зачета переплаты по налогам в счет уплаты подоходного налога следует учитывать следующее.

Исчисляют данный налог налоговые агенты и удерживают его из доходов плательщиков (физлиц) за счет любых денежных средств, фактически им выплачиваемых (подп. 3.1 ст. 23, ч. 1 ст. 195, п. 3, 4 ст. 216 НК).

Уплата подоходного налога за счет средств налоговых агентов не допускается, кроме определенных случаев. К ним, в частности, относятся (абз. 2, 3 п. 7 ст. 216 НК):

— установление инспекцией МНС факта невыполнения или выполнения не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию у плательщика и (или) перечислению в бюджет исчисленной суммы подоходного налога;

— выдача физлицам займов, кредитов.

Таким образом, организация имеет право на зачет переплаты по налогам (в том числе по земельному налогу), по которым она является плательщиком, в счет уплаты по другим налогам, кроме подоходного, плательщиками которого являются физлица.

Вопрос 7: Организация арендует земельный участок для эксплуатации и обслуживания здания автомобильного транспорта. Договор аренды земельного участка заключен в 2015 г. на 10 лет. Арендная плата не пересматривалась. Касаются ли данного случая изменения порядка по арендной плате за землю, принятые Указом от 24.08.2022 N 298?

Ответ: С 01.01.2020 порядок исчисления и уплаты арендной платы за земельные участки, арендуемые у государства, регламентируются Указом N 160 и Положением N 160. Договоры аренды земельных участков, заключенные до вступления в силу Указа N 160, не требуют приведения в соответствие с ним. Изменения вносят только в случае обращения арендаторов за приведением таких договоров в соответствие или при их продлении на новый срок (п. 9 Указа N 160).

По условию вопроса договор аренды земельного участка заключен до принятия Указа N 160. То есть на данный договор положения Указа N 160 не распространяются и в таком случае арендную плату за землю исчисляют по тем условиям, которые содержатся в договоре. В 2015 г. действовал порядок исчисления и уплаты арендной платы за землю, установленный Указом от 01.03.2010 N 101.

В Указ N 160 и Положение N 160 Указом от 24.08.2022 N 298 внесены корректировки, которые применяются с 01.01.2022. Одним из существенных изменений является переход по аналогии с земельным налогом на поквартальный порядок исчисления (неисчисления) арендной платы за землю вместо помесячного (ч. 1 и 2 п. 16 Положения N 160).

Согласно условию вопроса ежегодная арендная плата за землю по договору в течение периода аренды не пересматривалась. Значит, организация продолжает ее уплату в прежнем размере. Кроме того, сроки подачи годового расчета по арендной плате за землю и сроки ее уплаты по Указу N 101 и Указу N 160 с учетом внесенных корректировок совпадают. Следовательно, новшества, введенные Указом N 298, организацию не затрагивают. Вместе с тем, если возникнут основания для пересчета арендной платы, полагаю, данные новшества придется учесть.

Вопрос 8: Предприятие построило объект недвижимости (завод) в СЭЗ «Минск» в IV квартале 2021 г. В связи со сложившимися обстоятельствами реализация товаров (работ, услуг), на которые распространяются особенности налогообложения в СЭЗ, в 2022 г. не осуществлялась. Имеет ли право предприятие на применение льготы по налогу на недвижимость в соответствии с подп. 4.1 ст. 383 НК в 2022 — 2024 гг., если реализация товаров (работ, услуг), на которые распространяются особенности налогообложения в СЭЗ в соответствующих годах, также не будет осуществляться?

Ответ: Резиденты СЭЗ в общем порядке исчисляют и уплачивают налог на недвижимость, если они не применяют установленное освобождение (абз. 5 подп. 1.1 ст. 383 НК).

Так, в отношении резидентов СЭЗ предусмотрены 2 льготы, которые они вправе применить при выполнении определенных условий (п. 4 ст. 383 НК).

Льгота 1. Освобождаются от налога на недвижимость объекты налогообложения, расположенные на территории соответствующих СЭЗ, которые приобретены (возникли) в течение трех лет после регистрации организации в качестве резидента СЭЗ.

Трехлетний период исчисляют начиная с квартала, на который приходится дата регистрации организации резидентом СЭЗ. Льгота предоставляется независимо от направления использования объектов налогообложения. Исключение установлено для объектов, взятых и (или) переданных в аренду (лизинг, иное пользование) (подп. 4.1 ст. 383 НК).

Льгота 2. Освобождаются от налога на недвижимость объекты налогообложения, расположенные на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования. Льгота предоставляется в квартале, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидент СЭЗ осуществлял реализацию товаров (работ, услуг), на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ (подп. 4.2 ст. 383 НК).

Как видим, льготу по подп. 4.1 ст. 383 НК можно применять независимо от наличия реализации товаров (работ, услуг), на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ. Таким образом, если возведенный объект недвижимости (завод) не передан в аренду (лизинг, иное пользование) и не истекло три года с квартала, в котором организация зарегистрировалась в качестве резидента СЭЗ, то она вправе использовать льготу до истечения трехлетнего периода. По общему правилу период применения освобождения от налогов — с момента возникновения правовых оснований для льготы и в течение всего периода действия этих оснований (п. 4 ст. 35 НК).

Вопрос 9: Организация получила в пользование земельный участок. Его назначение согласно свидетельству о госрегистрации — для обслуживания здания специализированного иного назначения. На этом участке зарегистрировано капстроение: назначение — здание специализированное иного назначения, наименование — производственные корпуса, административно-бытовой корпус.

Как определить вид оценочной зоны земельного участка при исчислении земельного налога?

Ответ: К основаниям для исчисления земельного налога в том числе относятся решение местного исполкома о предоставлении земельного участка, свидетельство о его госрегистрации, выданное соответствующей регистрирующей организацией.

В решении о предоставлении земельного участка среди прочего указаны его целевое назначение и назначение в соответствии с единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества (ч. 2 п. 31 Положения о предоставлении земельных участков N 667).

Свидетельство о госрегистрации удостоверяет произведенную регистрацию в том числе возникновения или перехода права на недвижимое имущество. Оно также содержит целевое назначение и назначение земельного участка (ч. 1 п. 1 ст. 38 Закона о регистрации N 133, приложение 1 к постановлению Госкомимущества N 26).

На основании целевого назначения земельного участка, установленного местным исполкомом, в том числе согласно приложению 5 к НК, определяют функциональное использование земельного участка (вид оценочной зоны). От него, в свою очередь, зависят налоговая база и ставка земельного налога (п. 1, ч. 1 п. 3, подп. 6.5 — 6.11 ст. 240, п. 1 и 6 ст. 241 НК, приложения 5 и 6 к НК).

Из решения или свидетельства может быть непонятно, для какой цели получен земельный участок (например, указано — для размещения объектов неустановленного назначения (присвоен код 1 99 99) или для размещения объектов иного назначения (присвоен код 1 16 00)). Тогда, считаю, вид оценочной зоны определяют исходя из фактического использования земли. Иначе говоря, здесь нужно смотреть, для чего конкретно используют расположенные на ней объекты недвижимости.

По условию вопроса на земельном участке находится капстроение, в свидетельстве о регистрации которого указано: назначение — здание специализированное иного назначения, наименование — производственные корпуса, административно-бытовой корпус. В этом случае, полагаю, полученный земельный участок относят к двум оценочным зонам: производственной и общественно-деловой.

Налоговую базу определяют в размере суммы кадастровой стоимости земельного участка или площади, рассчитанной исходя из площадей, которые приходятся на соответствующую зону (подп. 5.3, абз. 3 п. 7 ст. 240 НК).

Расчет площади частей участка, которые приходятся на соответствующее функциональное использование и по которым предусмотрены разные налоговые ставки, описан в п. 8 ст. 240 НК.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex