Виктор Статкевич

Аудитор, советник по налоговым и финансовым вопросам юридической компании Revera Consulning Group,
член экспертного совета Ассоциации налогоплательщиков


В рамках семинара на тему «Заполняем накладные ТН-2, ТТН-1 в 2018 году», проведенного ООО «ЮрСпектр», практикующий аудитор Статкевич Виктор Геннадьевич осветил актуальные вопросы заполнения накладных. Рассмотрим некоторые из них.

Кто обязан оформлять накладные (ТН и ТТН)?

Обязанность по оформлению накладных возложена на организации. При этом понятие «организация» для целей заполнения накладной включает <*>:

— юридических лиц Республики Беларусь;

— представительства иностранных и международных организаций, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в нашей стране через постоянное представительство;

— индивидуальных предпринимателей (ИП), зарегистрированных в Беларуси.

Так, если белорусская организация или ИП отгружает что-либо, к примеру, белорусской организации, то накладная обязательно выписывается.

Еще пример. Иностранная организация, не имеющая представительства в нашей стране, купила товар на территории Беларуси. Не вывозя данный товар с территории страны, отгружает его белорусской организации. В такой ситуации накладную (ТН или ТТН) иностранная организация в принципе выписать не может, так как у нее в принципе отсутствует возможность получить бланки «белорусских» накладных. В такой ситуации для оформления отгрузки будет использоваться другой первичный учетный документ.

В законодательстве предусмотрена возможность заполнять накладные (ТН или ТТН) как вручную, так и с помощью технических средств. Можно ли комбинировать способы заполнения, т.е. часть данных вносить при помощи технических средств, а часть — вручную?

Да, так делать можно <*>.

К примеру, возникла необходимость подготовить накладную заранее. При этом не известны, скажем, транспорт (марка и номер машины) или дата отгрузки. В такой ситуации можно распечатать накладную, а недостающие реквизиты, когда они станут известны, заполнить от руки.

В каких ситуациях внутриреспубликанскую автомобильную перевозку груза можно осуществлять без ТТН?

Есть ряд случаев, когда выполнять автомобильную перевозку груза можно без оформления ТТН <*>.

Во-первых, это перевозка грузов нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей. При этом по условиям договора не осуществляются их замер, взвешивание или геодезический замер.

Во-вторых, оформлять ТТН не нужно, когда груз привозят из-за пределов нашей страны. Такой груз едет до пункта разгрузки, указанного в транспортных документах грузоотправителя, без ТТН. Сопроводительными документами на груз в указанной ситуации будут являться авиационная накладная (AWB), железнодорожная накладная (СМГС) или CMR-накладная с приложением счета-фактуры (invoice) и других документов, оформленных грузоотправителем.

Приведем пример. Организация приобрела товар в России. Данный товар должен быть доставлен перевозчиком на склад в д. Боровляны (указан грузоотправителем в качестве места разгрузки). Склад временного хранения (СВХ), на который прибыл товар, находится в поселке Колодищи. Когда с СВХ товар до конечного пункта назначения доставляется одним и тем же перевозчиком, то ТТН оформлять не нужно. А если организация забирает этот товар с СВХ, к примеру, на своем транспорте, то для оформления внутреннего перемещения ТТН выписывать надо <*>.

В-третьих, при перевозке грузов за пределы территории Беларуси, а также транзитом через нашу страну ТТН не заполняют. Сопроводительными документами на груз в данном случае будут являться:

CMR-накладная;

— другие грузосопроводительные документы, оформленные грузоотправителем. К примеру, при экспорте — это ТН <*>.

Будет ли нарушением, если организация оформит накладную в тех случаях, когда этого не требуется?

Даже в тех случаях, когда оформления накладной (ТН или ТТН) не требуется, но организация ее оформляет, это не является нарушением. Это связано с тем, что нормы законодательства разрешают не заполнять накладные в определенных случаях, а не обязывают это делать <*>.

У организации возникла необходимость доставки техники в сервисный центр для ремонта. Такая доставка осуществляется транспортом организации. Нужно ли оформлять накладную? Если да, то что делать, если сервисный центр ее не подписывает?

С точки зрения законодательства организация должна выписать ТТН, а сервисный центр должен ее подписать, так как каких-либо исключений действующее законодательство не предусматривает <*>.

Однако на практике довольно часто сервисные центры отказываются подписывать такие накладные. В указанной ситуации ТТН все равно нужно выписать, при этом в такой накладной и грузоотправителем, и грузополучателем будет выступать сама организация, т.е. это будет накладная на внутреннее перемещение. Для подтверждения приемки техники в ремонт стоит приложить к накладной документы, выданные сервисным центром.

К слову, при возврате техники из ремонта накладная может не оформляться <*>.

Какое наименование организации нужно указывать в накладной: полное или сокращенное?

Инструкция N 58 позволяет указывать в накладных как полное наименование организации, так и сокращенное <*>. Поэтому организация решает сама, какой вариант ей удобнее.

Как должны быть заполнены строки «Грузоотправитель» и «Грузополучатель», когда товар по накладной соответственно отгружает или получает филиал?

Если грузоотправителем или грузополучателем является филиал, то в накладной нужно указать и наименование филиала, и наименование самой организации <*>. Ведь не всегда из наименования филиала можно установить, к какой организации он относится.

Заключен договор на поставку товаров с головной организацией. В договоре прописано, что отгрузка производится в адрес филиалов, выделенных на отдельные балансы. При этом оплату за поставленный товар осуществляет головная организация. Как в такой ситуации заполнять накладные на отгрузку? Кого указывать в качестве грузополучателя: головную организацию или филиал?

В данной ситуации важно, кто является грузополучателем. Поэтому несмотря на то, что договор заключен с головной организацией и она же будет оплачивать товар, в качестве грузополучателя нужно указывать филиал. Ведь оформление транспортных документов привязывается не к статусу сторон по сделке, а к фактическим грузоотправителям и грузополучателям <*>.

В частности, если грузополучателем будет являться головная организация (операции по оприходованию товаров также будут отражаться в бухучете головной организации), а местонахождение филиала будет фактически являться лишь местом разгрузки, то грузополучателем в такой накладной следует указывать головную организацию.

Организация заключила договор с нерезидентом, по которому она поставляет товар. Цена товара установлена в евро. При этом расчеты могут производиться в евро, долларах США или российских рублях. В какой валюте заполнять стоимостные показатели в накладной?

В данной ситуации накладная заполняется в той иностранной валюте, в которой согласована цена, т.е. в евро. Здесь стоит обратить внимание на то, что если среди возможных валют расчетов наряду с иностранными валютами будут указаны и белорусские рубли, то накладную нужно будет оформить в национальной валюте <*>.

В какой валюте заполнить стоимостные показатели в накладной, если расчеты за товар производятся в белорусских рублях эквивалентно определенной сумме в иностранной валюте?

Накладная в указанном случае заполняется в белорусских рублях. При этом законодательно предусмотрено, что стоимость товаров в иностранной валюте отражается только по строке «Всего стоимость с НДС». Таким образом, в накладной будет исключительно общая стоимость товаров в валюте, что вызывает определенные трудности в подсчете валютного эквивалента по каждой товарной позиции. Однако на практике организации, как правило, валютный эквивалент по каждой товарной позиции указывают в графе «Примечание». Это позволяет упростить работу контрагента и избежать спорных ситуаций <*>.

Организация списала оборудование, содержащее драгметаллы. Учет драгметаллов производится по упрощенному способу. Разборку данного оборудования будет осуществлять переработчик на договорной основе. До момента передачи на разборку списанное оборудование числится в учете организации за балансом в количественном выражении. Как оформить стоимостные показатели накладной на передачу списанного оборудования переработчику?

Если разборку списанного оборудования на договорной основе производит переработчик, то стоимость данного оборудования при отгрузке на переработку может не устанавливаться. Поскольку в данной ситуации учетная цена оборудования также равна нулю, то стоимостные показатели в накладной не отражаются <*>.

Организация выдает своим работникам часть заработной платы в натуральной форме (готовой продукцией). Нужно ли в данном случае выписывать накладную?

Законодательством установлено, что выписка накладной физлицу не требуется при <*>ч. 8 п. 1 Инструкции N 58):

1) реализации товаров через розничные торговые объекты;

2) безвозмездной передаче товаров, передаче (возврате) товаров по договорам безвозмездного пользования (ссуды).

Рассматриваемый случай не подходит под эти исключения. В связи с этим при выдаче заработной платы в натуральной форме организация должна оформить накладную.

Возникла необходимость переадресовать груз. Что в такой ситуации нужно внести в накладную?

В такой ситуации грузополучатель должен сделать запись в накладной об отказе в приемке груза. В строке «Переадресовка» нужно указать наименование и адрес нового грузополучателя, новый пункт разгрузки, фамилию, инициалы и подпись лица, принявшего решение о переадресовке. При этом лицом, принявшим решение о переадресовке, может быть и водитель, если ему будут предоставлены соответствующие полномочия. Если товар доставляется перевозчиком, то условие о возможности внесения водителем в накладную указанных сведений стоит включить в договор <*>.

В пути следования возникла необходимость перегрузить груз с одного автомобиля на другой. Нужно ли выписывать новую ТТН? Если нет, то что должно быть указано в накладной, следующей с грузом?

В такой ситуации новая накладная не выписывается. При этом есть две возможности оформления перегрузки <*>.

Во-первых, изменения могут вноситься в накладную, которая следует с грузом. Для этого в ТТН зачеркивается информация о водителе, автомобиле, прицепе (если он был), путевом листе и указываются фамилия, инициалы и подпись лица, принявшего решение о перегрузке. В ТТН приводятся данные о новом автомобиле.

Во-вторых, данные о перегрузке на новую машину допускается размещать в приложении к накладной либо акте о перегрузке. В таком случае изменения в саму ТТН вносить не нужно.

При этом лицом, принявшим решение о перегрузке, будет являться должностное лицо организации, в обязанности которого входит организация транспортной работы. К примеру, это может быть начальник транспортного отдела.