Постановлением Минстройархитектуры от 19.12.2023 N 125 «О порядке регулирования цен» (далее — постановление N 125) продлено ограничение цен на производимые (ввозимые) и реализуемые на внутренний рынок товары, предназначенные для использования при строительстве объектов, а также при производстве материалов для строительства. Постановление N 125 вступает в силу с 31.01.2024.

1. Изменения в порядке регулирования и ограничения цен на строительные товары

Постановлением N 125 по сути продлевается порядок регулирования цен на строительные товары, аналогичный применявшемуся порядку согласно постановлению Минстройархитектуры от 30.12.2022 N 116 «О порядке регулирования цен» (далее — постановление N 116). Напомним, что срок действия постановления N 116 завершен 31.12.2023 и Минстройархитектуры в письме от 12.01.2024 N 04.3-05/488 «О регулировании цен» разъяснило, что до утверждения нового порядка временно следует руководствоваться нормами постановления Минстройархитектуры от 30.07.2021 N 73 «О порядке регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции» (далее — постановление N 73), а также Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утв. постановлением МАРТ от 06.08.2021 N 55.

С 31.01.2024 вступают в силу нормы постановления N 125, а постановление N 73 утрачивает силу. Договоры, заключенные и не исполненные до указанной даты, подлежат приведению в соответствие с действующими нормами (п. 9 — 10 постановления N 125).

Установленный постановлением N 125 порядок регулирования цен на строительные материалы распространяется на субъектов хозяйствования, осуществляющих производство (ввоз) и реализацию на внутреннем рынке товаров, определенных в приложении к постановлению Совмина от 06.07.2022 N 447 и предназначенных для использования при строительстве объектов на территории Республики Беларусь независимо от источников финансирования, а также при производстве материалов для строительства, цены на которые подлежат регулированию (п. 7 постановления N 125).

На товары, производимые (ввозимые) и реализуемые на внутренний рынок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (за исключением субъектов, осуществляющих розничную торговлю) и предназначенные для использования при строительстве объектов, а также при производстве материалов для строительства в целом установлены нормативы рентабельности и надбавок, аналогичные содержавшимся в постановлении N 116.

Однако имеются и некоторые уточнения. Так, для производителей, выполняющих функцию заказчика и (или) подрядчика в строительной деятельности, предельный максимальный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в цены на товары, применяемые при выполнении строительных работ (при отсутствии идентичных товаров на рынке Республики Беларусь), установлен в размере 20% к плановой себестоимости производства (без учета расходов, связанных с их транспортировкой до места применения). До этого схожие положения предусматривалась в постановлении N 116 для производителей, выполняющих функцию подрядчика при выполнении ими строительных работ (за исключением строительства хозяйственным способом) (подп. 1.2 постановления N 125, подп. 1.2 постановления N 116).

Также закреплено, что для производителей товаров, предназначенных для использования при строительстве улиц населенных пунктов, за исключением улиц населенных пунктов, относящихся к автомобильным дорогам общего пользования, предельный максимальный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены на товары, устанавливается в размере 12% к плановой себестоимости (п. 3 постановления N 125).

Сохранены и дополнены случаи, когда регулирование цен на строительные товары не применяется. В частности, при формировании цен (отпускных цен) на товары, реализуемые (п. 6 постановления N 125):

— по внешнеторговому договору, для производства товаров для дальнейшей реализации по внешнеторговому договору, субъекту торговли для дальнейшей реализации по внешнеторговому договору;

— для последующей розничной торговли, а также при продаже товаров в магазинах, павильонах, киосках юрлицам и индивидуальным предпринимателям, приобретающим товары для целей текущего ремонта и (или) благоустройства собственных территорий, в том числе через субъектов, осуществляющих оптовую торговлю;

по сделкам, которые юридические лица и индивидуальные предприниматели заключают на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа».

2. Уточнения в Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен на строительные товары

1. Определено понятие плановых затрат (себестоимости), под которыми понимается ориентировочная стоимость затрат на производство товара в будущем (основанных на фактических данных предыдущего периода либо подтвержденной информации о предстоящих расходах), в том числе определенных с учетом плановых показателей производства продукции (абз. 6 п. 2 Инструкции N 125).

2. Уточнено, что при формировании импортерами отпускных цен на строительные товары в том числе допускается закладывать суммы комиссионных вознаграждений за осуществление международных платежей, платы за оформление таможенной декларации, паспорта сделки (ч. 1 п. 4 Инструкции N 125).

3. Предусмотрено, что в случае осуществления доработки товара по индивидуальному требованию покупателя (колеровка краски, нарезка погонажных изделий и т.п.) в прейскурант помещается отпускная цена без учета стоимости доработки. Отпускная цена с учетом стоимости доработки согласовывается с покупателем в протоколе согласования цены либо в договоре (ч. 7 п. 8 Инструкции N 125).

4. Установлено, что при участии субъектом торговли в процедурах закупки до приобретения товара на него формируется предварительная отпускная цена согласно положениям Инструкции N 125 исходя из имеющейся на момент формирования отпускной цены информации о товаре, которая помещается в прейскурант. После приобретения товара субъектом торговли формируется отпускная цена с корректировкой предварительной цены (если такие действия соответствуют законодательству о государственных закупках и (или) условиям заключенного договора), которая помещается в прейскурант (ч. 8 п. 8 Инструкции N 125).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex