Грузооборот в Беларуси за январь-август 2023 года снизился на 20,7% до 47,7 млрд тонно-километров. Белорусская железная дорога (БЖД) демонстрирует положительную динамику в части перевозки грузов. Но на докризисные показатели экспорта компания еще не вышла.

Источник — https://ru.freepik.com/

18 сентября погрузка грузов на Белорусской железной дороге c начала 2023 года достигла 50 млн тонн, что на 9% выше к аналогичному периоду 2022 года. Для сравнения, в прошлом году уровень погрузки 50 млн тонн на белорусской магистрали был достигнут в октябре, сообщает пресс-центр БЖД.

Основными драйверами роста стали строительные грузы, химические и минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, лесные грузы, цемент. Их БЖД перевозит как внутри страны, так и за ее пределы.

Транспортная отрасль Беларуси вынуждена выстраивать новые логистические схемы доставки грузов после начала военных действий в Украине и введения западных санкций, которые ограничили перевозки через страны Евросоюза. В настоящее время упор делается на восточное направление.

Белорусская железная дорога совместно с грузоотправителями Беларуси в большей степени ориентируются на поставку товаров в Россию, страны Азии, Китай и другие страны как по сухопутным маршрутам, так и с задействованием портовой инфраструктуры. В текущем году БЖД нарастила экспорт белорусских грузов, но до показателей пятилетней давности еще далеко.

— Так, если в сложных условиях первой половины 2022 года среднемесячный вывоз продукции белорусских предприятий железнодорожным транспортом составлял 2,5 млн тонн, то в 2023 году – 3 млн тонн. Однако в 2018 году данный показатель был на уровне 4,4 млн тонн в месяц. Это говорит о значительном потенциале экспорта, который предстоит освоить производителям Беларуси, — сказал начальник БЖД Владимир Морозов на XIV Международной научно-практической конференции «Перспективы евразийской экономической интеграции в условиях новых вызовов и угроз: таможенное измерение».

По его словам, практика показывает, что «для дальнейшего развития экспорта необходимо скоординировано предпринимать меры по преодолению барьеров на пути товарных потоков». Одним из таких решений стало подписание Беларусью и Россией в сентябре 2022 года межправсоглашения о сотрудничестве в области развития перевозок отдельных видов грузов через транспортные коридоры, проходящие по территории двух стран.

— Благодаря этому Белорусская железная дорога и наши главные экспортеры имеют четкий механизм планирования поставок продукции и гарантию объемов перевозок по маршрутам, закрепленным в соглашении. За 8 месяцев 2023 года обеспечен рост экспорта белорусских грузов транзитом через территорию России в 2,5 раза, в том числе по сухопутным маршрутам — в 1,7 раза, через порты — в 3 раза, — сообщил руководитель БЖД.

Владимир Морозов также обратился за поддержкой к представителям Евразийской экономической комиссии о необходимости внедрения в государствах ЕАЭС механизма согласования перевозок грузов железнодорожным транспортом на гарантированных паритетных принципах.

— Отсутствие согласованного решения сдерживает дальнейшее развитие экспорта белорусской продукции железнодорожным транспортом на рынки стран ЕАЭС, Центральной и Средней Азии, Китая и других стран. Наиболее остро это наблюдается в сегменте контейнерных перевозок, — отметил он.

Надо сказать, что погрузка и перевозка грузов в контейнерах является одним из приоритетных и перспективных направлений для БЖД. За 8 месяцев 2023 года из Беларуси в Китай отправлено 958 контейнерных поездов с различной номенклатурой белорусских грузов. В 2022 году данный объем достигли только к концу года.

Вместе с тем Владимир Морозов обратил внимание, что без развития белорусскими предприятиями собственной инфраструктуры для работы с контейнерами, организации нормальной технологии погрузки продукции и их выгрузки, невозможно применить современные транспортные решения. «Технические решения и инфраструктура для работы с контейнерами у наших предприятий не соответствует реалиям сегодняшнего дня», — констатировал Морозов.

В связи освоением новых маршрутов возникает необходимость упрощения процедур пересечения границ, широкого применения перспективных технологий обмена сведениями, содержащимися в перевозочных и товаросопроводительных документах. В качестве примера Владимир Морозов привел перевозки в рамках проекта «Викинг», «который, к сожалению, сейчас заморожен, не действует».

— Благодаря отработанным процессам с таможенными органами поезд пересекал границу Беларуси с ЕС с полным циклом технологической обработки и таможенного оформления за 30 минут. Для этого реализовали предварительное информирование таможенных органов, оформление перевозочных документов в электронном виде, график отправления-прибытия поездов и ряд других мероприятий, — отметил начальник БЖД. – В настоящее время география перевозок изменилась. Нам необходимо наработанные и реализованные механизмы взаимодействия распространять и на другие направления.

Напомним, что поезд комбинированного транспорта «Викинг», в составе которого перевозили универсальные и специализированные контейнеры различных размеров, а также грузовики с полуприцепами (контрейлеры), курсировал с 2003 года транзитом через территорию Беларуси по согласованному маршруту, соединяющему порты Балтийского и Черного морей (Драугисте, Клайпеда, Черноморск, Одесса). У истоков проекта стояли Литва, Беларусь и Украина. Позже к проекту стали присоединяться железнодорожные администрации Молдовы, Грузии, Болгарии. Основными преимуществами «Викинга» являлись интермодальность, фиксированный график,  конкурентоспособная по сравнению с другими видами транспорта стоимость перевозки, оптимизированная процедура таможенного и приграничного досмотра.