Ирина Матюш, экономист, налоговый консультант

Вопрос: С 01.01.2024 вступило в силу постановление N 713(4). В соответствии с ним производители могут повышать отпускные цены ежемесячно без согласования не более чем на 0,3%, а в случае неповышения в предыдущем периоде — с учетом допустимого повышения за этот период. Можно ли с 01.02.2024 увеличить цены на 0,6%, если последний раз их поднимали в конце декабря 2023 г.?

Ответ: Производитель с 01.02.2024 может увеличить отпускные цены на 0,6% (0,3% за январь + 0,3% за февраль), если в январе они не повышались. При желании еще раз поднять цену в феврале, потребуется пройти согласование.

Обоснование: С 01.01.2024 постановлением Совмина N 713(4) внесены изменения в систему регулирования цен на потребительские товары.

Теперь производители обязаны согласовывать отпускные цены с госорганами только при их повышении (п. 2 постановления N 713). Как и прежде, в согласовании нет необходимости в случаях, поименованных в п. 3 постановления N 713.

При этом перечень данных случаев дополнен подп. 3.7. В соответствии с ним производителям не нужно проходить процедуру согласования при ежемесячном повышении отпускных цен на товар не более чем на 0,3% к максимальной отпускной цене реализации такового (к отпускной цене, указанной в предписаниях, вынесенных согласно ч. 3, 4 п. 4-1 постановления N 713) в предыдущем месяце, а в ситуации, когда в предыдущем месяце данный товар не реализовывался, — к последней отпускной цене его реализации.

Если же в предыдущем месяце (периоде) отпускная цена не повышалась либо повышалась менее чем на 0,3%, можно поднять ее с учетом допустимого повышения за предыдущий месяц (период).

При этом МАРТ обращает особое внимание на то, что не разрешается повышать отпускную цену на будущий период. Например, в январе 2024 г. на шесть месяцев на 1,81% (ч. 2 подп. 2.1 п. 2 письма МАРТ от 05.01.2024 г. N 03-02-11/18 К).

Из вышеизложенного следует, что производитель применяет установленный норматив увеличения отпускных цен в размере 0,3% с января 2024 г.:

— к максимальной отпускной цене реализации потребительского товара в предыдущем месяце;

— к последней отпускной цене его реализации — если в предыдущем месяце товар не реализовывался.

Особых указаний относительно даты, с которой можно увеличить отпускные цены в соответствующем месяце, постановление N 713(4) не содержит. Нет разъяснений на этот счет и в письме МАРТ от 08.01.2024 N 03-02-11/25К. А значит, дата, с которой допускается увеличивать цены в определенном месяце, может быть любой. И 01.02.2024 не исключение.

Тот факт, что последний раз отпускные цены повышались в конце декабря 2023 г., не запрещает производителю начиная с 01.01.2024 ежемесячно поднимать их на 0,3%. При этом если в январе 2024-го такого повышения не было, то с 01.02.2024 производитель вправе увеличить отпускные цены на 0,6% (0,3% за январь + 0,3% за февраль).

Однако в случае когда организация решит еще раз поднять цену в феврале, ей потребуется пройти процедуру согласования с госорганами в порядке, предусмотренном п. 2 постановления N 713.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex