Вопрос: Организация в учетной политике на 2023 г., исходя из устных разъяснений Минфина, закрепила перечень мелкого инвентаря со сроком получения экономических выгод 12 месяцев. Способ списания по нему установлен следующий: 50% стоимости при передаче в эксплуатацию и 50% в 12-м месяце использования. По истечении данного периода инвентарь все еще остается пригодным.

Нужно ли и дальше показывать этот актив в бухучете, но по нулевой стоимости? Или отражать таковой на бухсчетах нет необходимости, а нужно лишь вести его оперативный количественный учет до момента списания вследствие непригодности?

Ответ: Начисление износа по активу в сумме 100% от первоначальной стоимости не является основанием для его списания. Актив продолжают учитывать в документах оперативного учета до окончания фактического использования.

Обоснование: Запасами признаются активы, от использования которых организация предполагает получение экономических выгод в течение периода не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев (абз. 2 подп. 2.1 п. 2 Стандарта N 64). При выполнении указанного условия отдельные предметы (инвентарь, хозяйственные принадлежности и т.д.) для целей бухучета относятся к запасам (абз. 3 подп. 2.2 п. 2 Стандарта N 64).

При этом специалисты Минфина в устном порядке высказывали и продолжают высказывать мнение, что мелкий инвентарь, экономическую выгоду от использования которого сложно определить (швабры, дыроколы и т.п.), допускается учитывать в составе отдельных предметов, если:

— номенклатура такого инвентаря (укрупненная или более детальная) оговорена в учетной политике;

— период получения по нему экономических выгод установлен в размере 12 месяцев (операционного цикла);

— избраны такие способы списания стоимости инвентаря на затраты, которые позволяют выполнить списание в течение 12 месяцев (операционного цикла).

Однако, по мнению автора, такой подход не согласуется с текущими нормами законодательства. К тому же согласно разъяснению специалистов Минфина, устанавливая срок получения экономических выгод в отношении инвентаря, стоит ориентироваться на сроки его использования, предусмотренные техническими документами (паспорт и т.д.), а также на ретроспективные данные организации о длительности использования подобных активов. Поэтому организации следовало сделать дополнительный запрос в Минфин о возможности применения подобного способа (абз. 18 ст. 1, абз. 7 ч. 1 п. 4, п. 5 ст. 9 Закона N 57-З).

Относительно пригодности инвентаря после начисления по нему полного износа отметим следующее. Начисление амортизации в размере 100% от первоначальной стоимости не является безусловным основанием для списания актива с учета. Значит, если организация обоснованно определила срок использования инвентаря (12 месяцев) и отнесла его к отдельным предметам в составе запасов, но по истечении этого периода продолжает таковой эксплуатировать, данный актив нужно отражать в документах оперативного учета до выбытия за непригодностью. А после того как он придет в негодность, его можно будет списать.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex